Цифровая экономика, умный дом, криптовалюта, блокчейн… Эти понятия все больше проникают в нашу жизнь. Готова ли современная школа подготовить своих выпускников к стремительно меняющейся реальности? Каким должно быть образование будущего, чтобы школы выпускали мотивированных молодых людей, тянущихся к знаниям, а вузы – компетентных специалистов, гибких к изменениям на рынке труда и готовых к постоянному повышению своей квалификации.
На наш взгляд, проект «Московская электронная школа» можно назвать удачным и довольно смелым стартапом (компания с короткой историей операционной деятельности). За достаточно небольшое время МЭШ глубоко проникла в сферу столичного образования. Проект стартовал в пилотном режиме в 2016 году, с сентября 2017 года к нему подключилось большинство московских образовательных организаций.МЭШ – это современный мощный инструмент в руках учителя, созданный самими учителями. Тысячи сценариев уроков, атомарного контента, электронных учебных пособий, а также электронный дневник с шаблонами рабочих программ, различными административными ресурсами, готовыми отчетами, которые не нужно больше считать самостоятельно. Учитель при подготовке к уроку может взять готовый сценарий, соответствующий теме урока, дополнить, настроить его для своего класса, подключить к этому уроку детей – и вперед, в интересный современный цифровой мир, в котором мы путешествуем вместе с учениками!Современная информационно-образовательная среда создается при реализации проекта, позволяет наполнить уроки интересным содержанием, мотивировать обучающихся к плодотворной работе, повышающей качество образования, одновременно побуждая ребенка мыслить, находить решение, получать самостоятельно новые знания.Конечно, при внедрении проекта есть и сложности. Прежде всего необходимо перестроить психологию и мировоззрение учителя.Учителей, на наш взгляд, можно разделить на две категории: первая – «интересное, новое, буду пробовать», вторая – «зачем менять то, что наработано годами, мы давали качество и без МЭШ». Другая эпоха, цифровой мир, клиповое мышление наших учеников не позволяют учителю вести урок по старинке. Учитель в Московской электронной школе – это наставник, который направляет, прокладывает путь к знаниям, помогает найти нужное направление, скоординировать ту индивидуальную траекторию, по которой пойдет его ученик.Сначала было сложно, нужно было потратить много времени, чтобы найти хороший материал, адаптировать его под свой класс, найти оптимальное решение для проведения урока, изучить все технические возможности и ресурсы. В нашей школе в течение года было проведено три семинара, учителя давали открытые уроки с использованием ресурсов МЭШ, учились все вместе, работая над методической темой «Эффективное использование современных компьютерных технологий для улучшения качества образовательного процесса (ресурсы Московской электронной школы – новое качество образования)». Были организованы еженедельные групповые и индивидуальные консультации для учителей. Были и трудности, и недопонимание, сбои техники, потерянное время… Но когда на уроке видишь горящие глаза ребят, которые открыты для всего нового, начинаешь понимать, что все это не зря.Общаясь с учителями нашей школы, помогая им создавать сценарии уроков, находить полезные ресурсы, интересно наблюдать, как постепенно возрастает интерес учителя к новым, пока не до конца освоенным цифровым технологиям. Сначала были недоверие, любимые ресурсы и программы, которых «хватало» для работы, нежелание осваивать что-то еще. И дело даже не в возрасте, как многие считают, вопрос был в желании или нежелании поменять, экспериментировать, освоить, понять, что с современными детьми работать надо по-другому, что есть действительно полезные и нужные материалы. При подготовке к семинарам, к открытым урокам учителя начали понимать, что среди огромного множества контента МЭШ можно выбрать то, что необходимо именно их ученикам, стали использовать на уроках готовые атомики, копировать сценарии и создавать свои. Самые активные пользователи ежемесячно получают гранты за активную работу в МЭШ, у учителя есть стимул к дальнейшей работе.На наш взгляд, МЭШ уже глубоко проникла в систему московского образования, назад пути нет, «как раньше» уже не будет. И несмотря на появляющуюся в СМИ и социальных сетях критику в адрес проекта, Московская электронная школа развивается и совершенствуется. Грамотный учитель всегда может составить современный цифровой урок, не нарушая СанПиНы, чередуя различные виды заданий, используя индивидуальный подход к каждому ученику.«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера», – сказал Джон Дьюи. Время диктует нам свои правила, вызовы современного общества не дают стоять на месте. Задача современного образования – обеспечить условия получения качественных знаний, опираясь на накопленный опыт и используя цифровые инструменты, которые дает нам Московская электронная школа.Анна КУКУШКИНА,заместитель директора по содержанию образования школы №1542
Комментарии