C 2008 г. Кабардино-Балкарская Республика участвует в Комплексном проекте модернизации образования. КПМО привнес мощный импульс в развитие республиканской системы образования. Были заложены основы устойчивых положительных изменений. О конкретных эффектах реализации Комплексного проекта модернизации образования мы беседуем с министром образования и науки Кабардино-Балкарской Республики Сафарби Шхагапсоевым.
– Каковы финансово-экономические эффекты реализации КПМО в республике?
– Значительные финансовые ресурсы федерального и республиканского бюджетов, инвестированные в систему образования, позволили общеобразовательным учреждениям существенно улучшить материально-техническую базу образовательного процесса, обновить лабораторное оборудование и программно-методическое обеспечение, повысить квалификацию педагогов, создать современные условия реализации образовательного процесса в целом.
Мотивационные эффекты от введения нормативно-подушевого бюджетного финансирования и новой системы оплаты труда позволили даже на первоначальном этапе выявить существенные финансовые резервы и реинвестировать их в образовательную сферу. В целом по системе образования численность высвобождающихся работников с 1 сентября 2008 года составила около 1480 человек. Из них 652 человека прекратили работу в связи с выходом на пенсию, 779 человек трудоустроены в системе образования, 39 – в других отраслях. Наряду с мерами по оптимизации сети учреждений общий объем высвободившихся бюджетных средств составил более 100 млн руб.
– Как развиваются новые механизмы управления образованием?
– В первую очередь формируется новое представление о качестве образования на основе его открытой, прозрачной, критериальной внешней оценки. А также активно определяются новые подходы к аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений.
Руководители школ получили опыт полноценного управления учебным заведением, включая распоряжение финансами, осуществление закупок в соответствии с требованиями законодательства о проведении государственных и муниципальных закупок, проведение проблемного анализа, определение приоритетов развития школы и программно-целевое управление.
Произошла активизация инновационной деятельности школ – участников проекта. Во многих из них разрабатываются программы развития и инновационные образовательные программы, мы наблюдаем настоящий всплеск этой деятельности. Можно отметить положительное влияние КПМО на формирование и повышение квалификации школьных управленческих команд.
Произошло расширение спектра современных педагогических технологий, используемых в образовательном процессе, повышение уровня профессиональной компетентности педагогов. Возросла эффективность образовательного процесса за счет применения современного оборудования и технологий.
Благодаря инвестициям в рамках КПМО в 2008 году доля учащихся республики, обучающихся в условиях, соответствующих современным требованиям, превысила 29%.
В системе образования Кабардино-Балкарской Республики благодаря КПМО существенный импульс получило развитие новых форм независимой итоговой аттестации учащихся. Разработанные и принятые в рамках КПМО нормативно-правовые акты и регламенты создали в системе образования республики институциональные условия для запуска процесса перехода от знаниевой парадигмы к компетентностно ориентированной.
– Как в целом влияет участие в КПМО на развитие системы образования Кабардино-Балкарской Республики и других сфер жизни региона?
– Комплексный проект модернизации образования – органичная часть Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики до 2022 года, в которой обозначено формирование нового имиджа КБР как успешно развивающегося, надежного и безопасного для проживания и отдыха региона России с высоким уровнем качества человеческого потенциала.
Благодаря участию республики в КПМО в системе образования происходят значимые позитивные изменения на самых различных уровнях и всех ее подсистемах. Это значимый фактор, благодаря которому наши школы, вузы, средние специальные учебные заведения смогут соответствовать актуальным и перспективным потребностям учеников, их родителей, общества и государства.
Большое количество общественных слушаний и других мероприятий с широким участием представителей общественности, власти, бизнеса, профессионального сообщества, СМИ, проведенных как на республиканском уровне, так и на территории всех тринадцати ее муниципальных образований и образовательных учреждений, способствовало изменению психологического климата как в самой школе, так и вокруг нее.
Проблематика КПМО стала предметом регулярного рассмотрения на различных форумах профессионального сообщества, общественности, органов власти и управления, Совета при Президенте Кабардино-Балкарской Республики по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, СМИ.
Доведение до логического завершения начатых изменений, их нормативно-правовое и институциональное оформление по всем направлениям проекта позволит придать им необратимый характер.
Комментарии