Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Морское братство. Без физкультуры на флоте не обойтись

Учительская газета, №02 от 18 января 2011. Читать номер
Автор:

Учителя физкультуры гимназии №1 города Североморска Ольгу Борисовну СКОРУЮ знают коллеги из многих городов России. 8 лет подряд, начиная с 2003 года, она бессменно возглавляет делегацию Мурманской области на Всероссийской олимпиаде по физкультуре.

Надо отметить, что подготовленная опытным тренером-наставником мурманская команда ежегодно показывает стабильно высокие результаты и нередко выходит в лидеры по отдельным видам олимпиадного многоборья. Сама же Ольга Борисовна относится к подготовке к таким масштабным соревнованиям и участию в них как к хобби, потому что высокий спортивный дух, живущий в ней с раннего детства, настойчиво требует выхода. И не важно, находит ли руководство городского управления или областного министерства средства для поощрения педагога или нет – Ольга Борисовна все равно с начала учебного года готовит ребят к предстоящим весной соревнованиям. «Мне это просто интересно», – говорит она. После такого признания нет смысла задавать вопросы о мотивации и стимулировании. Поэтому мы с Ольгой Борисовной беседуем о другом – о выборе профессии, о чудесном городе Североморске и его жителях, о гимназии и «морском» 9-м классе, классным руководителем которого она является. Кстати говоря, это единственный специализированный «морской» класс в России, первый опыт взаимодействия учреждения среднего образования с Росатомфлотом и Морской академией имени адмирала Макарова. Почти год назад на базе североморской гимназии №1 с углубленным изучением английского языка было решено организовать профильный класс для подготовки будущих студентов академии. Но речь шла не только о перспективе – после трех лет обучения в морском классе каждый учащийся должен получить специальность матроса ледокольного флота. 20 мальчиков и 5 девочек были отобраны по конкурсу, в расчет брались не только успеваемость и желание освоить специальность, но и состояние здоровья, уровень физической подготовки. Морской класс учится по особой программе, в которой есть, например, дополнительные часы по физике и «морскому» английскому, специальным морским учебникам, и даже внешне отличается от остальных гимназистов особой морской формой. 3 ноября на борту атомохода «Ленин» состоялась волнующая церемония посвящения ребят в морское братство, на которой девятиклассники торжественно давали присягу. Проходить практику они тоже будут на атомоходе. Возможно, через год или два нечто подобное появится в Мурманске, пока же ученики и педагоги североморской гимназии могут считать себя первопроходцами. Мой первый вопрос к Ольге Борисовне касался этой темы.  – Почему руководство морским классом доверено именно вам?- Наверное, потому, что мои классы всегда были по преимуществу мальчишескими и мне всегда удавалось находить с ними общий язык. Последних своих детей я вела с первого по одиннадцатый класс как преподаватель физкультуры, как классный руководитель – с пятого. Нужно ли говорить, что за одиннадцать лет мы стали родными… Когда выпустила их, сказала: «Все… Хватит, пора заканчивать…» Но разве откажешь, если просят и уговаривают? Разумеется, опыт успешного классного руководства ценится в любой школе, хотя этот труд не очень-то оплачивается. Я почти всегда вела классы, а мой педстаж составляет тридцать три года, в этой гимназии я уже работаю двадцать лет.  – Ольга Борисовна, как вы оказались в Североморске, ведь это не родной ваш город?- Нет, конечно, город наш молодой, он возник в 1951 году как столица Северного флота. В 1987 году моего мужа, военного инженера, направили сюда на службу, мы приехали всей семьей. Мои детство и молодость прошли в Киеве, там я и школу окончила, и высшее образование получила в Киевском институте физкультуры. – Физкультурную специальность, наверное, выбрали не случайно?- Нет, конечно. Со второго класса занималась в секции спортивной гимнастики, учась в 8-м классе, получила звание мастера спорта СССР, выступала за сборную, часто ездила на соревнования. Кстати, муж мой тоже гимнаст. Мы познакомились в институте, потом он окончил военное училище, где получил радиотехническую инженерную специальность. Я же как была по основной своей специальности тренером, так, по сути, и осталась им. То есть готовить детей к разного рода соревнованиям, помогать им добиваться результатов – это для меня главное, думаю, мне было бы скучно заниматься только уроками. Кстати, оказывается, учителей, которые охотно тренируют детей, не так-то много. Кто-то и хотел бы, но не знает, как. Не случайно ко мне обращаются за советом и помощью мои коллеги из других школ – спрос на специфические тренерские знания (особенно в отношении спортивной гимнастики и акробатики) сейчас довольно большой. Вероятно, поэтому меня пригласили 5 лет назад читать лекции в Мурманский институт повышения квалификации работников образования и культуры. Уже полтора года  я там работаю по совместительству, а еще руковожу городским методическим объединением учителей физкультуры. – И еще уроки ведете и со своим классом занимаетесь. Как к вашей популярности и востребованности относятся коллеги? Не замечаете ли вы некоторой зависти?- У нас в гимназии очень хороший коллектив, наверное, поэтому я чувствую только уважение и доброжелательность. В течение многих лет гимназией руководил директор, увлеченный спортом, благодаря ему физкультура стала у нас одной из самых серьезных дисциплин, ей уделялось большое внимание. Именно в то время наши ребята стали принимать участие в масштабных городских и областных спортивных состязаниях. Например, у нас традиционно проводятся соревнования в рамках ежегодного праздника Севера. В нем принимают участие 60 гимназистов с 5-го по 11-й класс. Также каждый год проходит у нас городская гонка чемпионов. Что касается наших взаимоотношений, то мы живем очень дружно. Каждый из нас специалист в своем деле. – Наверное, северная специфика накладывает свой отпечаток на уроки физкультуры? – Можно и так сказать. Например, всю третью четверть мы занимаемся лыжами. Такое когда-то было во многих школах средней полосы, теперь сохраняется только на Севере. У нас в городе так называемые выносные уроки физкультуры. Это значит, что дети учатся четыре урока, потом идут обедать, потом возвращаются на два часа физкультуры. Трасса у нас вокруг школы, очень хорошая. Для того чтобы подготовить ее, мы сделали специальное оборудование. Лыжня освещена, ведь не забывайте – у нас полярная ночь, и первый раз солнце показывается на несколько минут только 15 января (если стоят безоблачные дни, а если тучи на небе – то еще позже). Потом постепенно световой день увеличивается, и очень хорошо, что наши дети имеют возможность после продолжительной полярной ночи побыть на солнце и подышать свежим воздухом. Причем это тоже особенность нашей гимназии – у нас нет жесткого расписания. И если, допустим, у кого-то нет возможности прийти со своим классом в определенный день, например, на спецкурс или дополнительное занятие по другому предмету, подготовку к какому-нибудь мероприятию, которую нельзя отложить, он может прийти в любой другой день. Главное, он должен пройти программу – откатать положенные два часа в неделю. Третий урок физкультуры, который в нашей школе введен по рекомендации президента с начала учебного года, мы проводим в зале. Пока он вызывает много вопросов. Во-первых, чем занять детей, а во-вторых, где его проводить? Пока что реально негде. Если в актовом зале, то это очень ограниченные возможности. Мы уже пробовали работать и с мячиками для жонглирования, и со скакалками. Элементы фитнеса и аэробики не всем нравятся, не всех увлекают. Мальчики любят, например, командно-игровые виды спорта, но залов и игровых полей на всех не хватает, нет спортивных площадок и специальных сооружений. Бассейн у нас в городе только один, и тот принадлежит не муниципалитету, а флоту – тут тоже проблемы с занятиями. Сейчас в стране активно строятся ФОКи, до нас тоже, наверное, очередь дойдет. – Правда ли, что дети стали другими, менее выносливыми, более слабыми? Ведь на ваших глазах выросло не одно поколение, вам есть с чем сравнить… – Да, дети изменились. Я думала над причинами. Скорее всего, здесь сказывается сумма факторов. Чем мы дышим, чем питаемся, и даже – важнее – чем дышали и питались родители сегодняшних детей. Потом – отсутствие двигательной свободы и самой элементарной закалки в детстве. Вспомните, как мы росли: с утра до вечера были на улице, у нас было множество дворовых игр, которые развивали самые нужные двигательные навыки, превосходно закаляли организм. И травм столько не было. Сегодняшние дети травмируют себя буквально на ровном месте. Они перегружены «сидячими» занятиями: музыка, языки, репетиторы по всем предметам. Вот и результат – слабое здоровье, подорванная нервная система. – И какой выход? Ведь дети этих детей будут еще слабее?- Если начать думать об этом, то руки опустятся. Надо добросовестно делать свое дело, не заглядывая далеко вперед, – в этом спасение. Нужно работать с родителями прежде всего. Дети бессознательно копируют своих мам и пап. И в семьях, где к здоровью относятся как к ценности, дети растут другими. Есть и сегодня звездочки, с которыми нам, учителям, легко и приятно работать. Чем шире будет круг взрослых, охваченных спортом и фитнесом (все-таки в нашей стране хоть с опозданием, но развивается это направление), тем более здоровыми будут дети. – Руководство страны говорит о необходимости развития физкультурной инфраструктуры, выделяются немалые средства на строительство спортивных сооружений. По-вашему, если возможностей заниматься станет больше, то и количество занимающихся увеличится? – Я уверена в этом. – Ольга Борисовна, если можно, пару слов скажите о вашей семье. – У меня два сына, они уже взрослые, у каждого своя семья, старший живет в Пушкине под Санкт-Петербургом, младший – с нами. Оба пошли по стопам отца. Зато жена младшего сына тоже в педагогике, работает психологом в нашей же гимназии. Мы очень помогаем друг другу, такая поддержка дорогого стоит. У меня внучка и два внука, которых я очень люблю. Я счастливый человек. …Возможно, секрет успеха Ольги Скорой как классного руководителя объясняется еще и тем, что она, как и ее «дети», человек азартный, неугомонный, увлеченный. Например, раньше всех коллег в гимназии (с помощью мужа и сыновей) она овладела Интернетом и скайпом, благодаря чему ее общение с ребятами не прерывается даже в летние каникулы, когда североморцы уезжают к своим родным на юг. Страничка Ольги Скорой вКонтакте – одна из наиболее посещаемых, с огромным кругом друзей, активным форумом, многочисленными видео и фото, которые могут посмотреть все читатели «УГ».Североморск, Мурманская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту