Цели: дать представления о ветровых волнах, цунами, приливах и отливах, об океанических течениях; выявить причины их образования; совершенствовать работу с учебником, атласом; воспитывать патриотизм, любовь к прекрасному.
Оборудование: репродукция картины И.К.Айвазовского «Восход солнца», таблицы «Отлив» и «Прилив», карта полушарий (настенная), атласы, магнитофон, аудиокассета с музыкальным фрагментом «Шум моря».
Опережающее задание ученику: подготовить рассказ о бутылочной почте, используя «Хрестоматию по физической географии»: Максимов Н.А. Просвещение. 1980 г.
Ход урока
Предлагаю детям поиграть. Игра называется «Что такое? Кто такой?». На доске в столбик написаны слова, обозначающие географические термины и фамилии известных мореплавателей, ученых, внесших вклад в науку географию.
1. Меридиан.
2. Мартин Бехайм.
3. Масштаб.
4. Мировой океан.
5. Фернан Магеллан.
6. Вулкан.
7. Джомолунгма.
Называю эти слова не по порядку, ребята дают им определение. Последним идет словосочетание «Мировой океан». Дети говорят, что Мировой океан – основная часть гидросферы, состоящая из четырех океанов. Предлагаю показать на карте полушарий части Мирового океана в порядке убывания. «Я уверена, что каждый из вас купался в Мировом океане, так как мы живем на берегу Балтийского моря, а море – это часть океана. Давайте представим, что мы находимся на берегу моря (включаю магнитофон с музыкальным фрагментом «Шум моря» – 1,5 мин.). Художник-маринист И.К.Айвазовский изобразил море так (обращаю внимание на репродукцию картины «Восход солнца»). «Чем вас привлекает море?» (Ребята говорят о красоте берегов моря, о цвете воды, о волнах). «Что же такое волны?» (Движение воды в океане).
Записываем тему урока (учитель на доске, дети – в тетрадях). Сообщаю его цель. Затем предлагаю в тетрадях начертить таблицу из двух разных по размерам столбиков, которые по высоте займут примерно половину страницы. Подобная таблица начерчена предварительно на доске.
Предлагаю ребятам по ходу нашей беседы записывать в таблицу названия движений воды в океане и причину их образования (показываю на доске образец. Остальные виды движений ребята записывают в тетрадях самостоятельно).
Опираясь на знания, имеющиеся у ребят, на их жизненный опыт, наблюдения, выясняем, что причиной образования ветровых волн является ветер.
«Волны бывают разной высоты. Самые высокие волны, по словам бывалых моряков, способны накрыть 10-этажный дом. И если такая волна встречает на своем пути преграду (крутые берега или сооружения, защищающие берег от размыва), то с силой ударяется о них, при этом вода может подниматься на высоту до 60 метров».
Теперь давайте обратим внимание на длину и высоту волн, которые образуются по другой причине. Когда на дне океана извергается вулкан или происходит землетрясение, образуется волна высотой до 30 метров и движется во все стороны от эпицентра со скоростью реактивного самолета (700-800 км/час). Эта волна называется цунами.
«Часто ли бывают землетрясения и извержения вулкана на дне Мирового океана?» (Да). «Почему?» (Причиной извержения вулкана является образование трещины в земной коре и изменение давления мантии, а поскольку на дне океана кора тоньше, чем на суше, то таких трещин здесь образуется больше.)
Читаю отрывок, описывающий цунами на стр. 120-121 («Методическое пособие по физической географии. 6 кл. Просвещение. 1991 г. Т.П.Герасимова, О.В.Крылова). Предлагаю открыть стр. 91 учебника, рис. 56. «Какое движение воды изображено?» «Что сейчас произойдет?» «Есть и такой вид движения воды в океане, как прилив и отлив. Он хорошо заметен у крутых узких берегов». Обращаю внимание на таблицы на доске «Прилив», «Отлив». «Ребята, на этих таблицах изображен один и тот же участок берега? Одно и то же время суток?» (Ребята высказывают версии ответов). «Приливы и отливы наблюдаются два раза в сутки. В нашей стране прилив лучше всего наблюдать на берегу Белого моря – здесь он до 12 метров высотой. А самый высокий прилив в мире – в заливе Фанди у берегов Северной Америки. Ширина таких приливов занимает полосу до 10 км (показываю на карте). Приливы – явление очень сложное. Я сейчас прочитаю отрывок из стихотворения русского поэта И. Бунина, а вы постарайтесь определить причину этого интересного явления природы.
В кипящей пене валуны,
Волна, блистая, заходила –
Ее уж тянет, тянет сила
Всходящей за морем Луны.
(Ребята отвечают, что причина этого вида движений воды в океане – притяжение воды Луной).
Физминутка. «Ребята давайте, отдохнем. Встаньте из-за парт, вспомним детскую игру «Море волнуется – раз». Движения повторяйте за мной» (2 раза).
Приглашаю к доске ученика, которому было дано опережающее задание. Он рассказывает классу о бутылочной почте. «Хрестоматия по физической географии». Максимов Н.А. Просвещение. 1980 г., стр. 56.
«Да, существуют и океанические течения. Их еще называют реками в Мировом океане. Та вода, которая является «берегами» этого течения, может быть на 1-20 теплее или холоднее текущей воды. Теплое течение приносит на материк, у берегов которого оно течет, тепло и влагу, а холодное – прохладу и сухость. Теплые течения изображают на карте красными стрелками, холодные – синими».
Предлагаю открыть контурные карты. «Самое крупное из всех океанических течений называется Течением Западных ветров. Длина его – 30 тыс. км, ширина – несколько тысяч км, скорость 3,5 км/час. Давно известно и хорошо изучено теплое течение Гольфстрим (показываю на карте полушарий). Длина его – 3 тыс. км, ширина – сотни км, скорость – до 10 км/час. Примерно у 450 с.ш. Гольфстрим переходит в Северо-Атлантическое течение, которое оказывает теплое воздействие на Баренцево море, поэтому Мурманский порт доступен для судов весь год.
Теперь проверим, правильно ли вы заполнили таблицу» (спрашиваю сначала слабого ученика, затем сильного).
Проверка работы
Оценивание
Стук в дверь. Открываю – просовывается рука с фарфоровой бутылкой старинного изготовления. Спрашиваю громко: «Это нам?» Ребята говорят, что бутылку передал, наверное, моряк, так как они видели человека в тельняшке.
Бутылку прошу откупорить самого активного ученика. Он извлекает послание: «Господин всех морей и океанов Нептун повелевает учащимся 6-го «В» класса дома зарисовать одно из движений вод Мирового океана».
Это и есть домашнее задание урока.
Нина ХУДОТЕПЛЫХ, учитель географии средней школы №3
Гусев, Калининградская область
Комментарии