search
main
0

Монтер, сантехник и завпроизводством . Директор – как печка, всем от него тепло

Ирина Курбатова работает директором школы №13 города Тамбова с 1 сентября 2005 года. По первому образованию – воспитатель детского сада, по второму – учитель истории и обществоведческих дисциплин, закончила Тамбовский государственный педагогический институт. Сначала Ирина проработала пятнадцать лет в школе №18: пять лет – пионерской вожатой, следующие пять – учителем истории, затем еще пять – заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Из завучей ее пригласили в комитет по образованию города Тамбова, и здесь в должности главного специалиста отдела общего образования Ирина проработала два с половиной года, после чего получила приглашение уже из управления образования и науки Тамбовской области. Но продержавшись там меньше года, снова вернулась в школу, теперь уже в 13-ю, директором.

Школа – главная мечта

– Для меня, – говорит Ирина Владимировна, – работа управленца не дает того ощущения значимости сделанного, которое дает школа. Управленческая работа может принести свои плоды и через год, и через два. А в школе все происходит быстрее. И конечно, ведущую роль сыграла сама атмосфера, энергетика образовательного учреждения и непосредственного общения с детьми.

Цели стать директором у нее не было, но работать в сильной интересной школе хотелось всегда. И когда в августе 2005-го одна из ведущих школ Тамбова осталась без руководителя, а Ирине предложили место директора, решение, как она сама говорит, было принято сразу.

13-ю школу в Тамбове считают родоначальником профильного обучения. Примерно в конце 80-х благодаря дружбе школы и одного из самых на то время крупных предприятий города – завода «Электроприбор» – в учебном заведении был открыт свой мини-завод «Сокол». Фактически это был первый хозрасчетный детский цех, деньги от реализации продукции шли на развитие школы, а старшеклассники на выходе из десятого класса уже имели специальность.

В последующие годы школа заключила договор с Тамбовским государственным техническим университетом, и на ее базе открылся лицей для одаренных детей со всей Тамбовской области.

В 2005 году лицей-интернат для одаренных детей от школы отсоединился, оставшись при вузе на областном финансировании. Директор остался работать в лицее, а школе понадобился свой руководитель, им-то и стала Ирина Курбатова.

Через год, 22 августа 2006-го, директору, проработавшему год в своей должности, вручали президентский миллион – 13-я школа была признана одной из лучших на первом этапе в рамках нацпроекта «Образование».

В нынешнем году Тамбовская область стала победительницей конкурса регионов, и теперь уже всем школам Тамбовщины предстоит участие в комплексном проекте модернизации образования. 13-я, как всегда, одна из передовых: став победителем конкурса «Лучшая школа Тамбова», получила в награду 4,5 миллиона.

Дело всей жизни

– Вам не было страшно, – спрашиваю я Ирину, – становиться директором такой сильной школы?

– Работая в управлении образования, я использовала возможность кураторства учреждений образования, и эта школа всегда находилась в поле моего зрения. То есть я ориентировалась в происходящих здесь процессах. Поэтому приход и знакомство с людьми для меня не были такими острыми, как это бывает во многих случаях, когда назначается новый директор. Здесь все получилось гораздо мягче.

Если честно, у меня тогда, на линейке 1 сентября 2005 года, было такое ощущение, что я четыре года пробыла в отпуске и наконец-то вернулась к любимому делу. Именно работа в управлении помогла начинающему директору выбрать наиболее оптимальный путь для дальнейшего развития школы. Ирине Владимировне приходилось не только вживаться в новый коллектив, но и решать, какой теперь, после отделения лицея, должна стать 13-я школа. Оставаться тоже лицеем не хотелось. Почему? Ирина говорит, что типовое положение не предусматривает наличия в лицее начальных классов, а это уже ограничение для образовательного учреждения. Но и делать школу обычной общеобразовательной тоже не хотелось:

– Было нерезонно после стольких лет кропотливой работы с одаренными детьми оставить без внимания все это. Новая форма должна была стать подходящей и для работников школы, и для учеников, поскольку наш контингент – это не совсем микрорайон. Точнее, только третья часть наших учеников – это дети микрорайона, остальные приезжают со всего города и из пригорода. Всего у нас 1158 детей, 45 классов, на третьей ступени обучения – три десятых и три одиннадцатых. В итоге было решено присвоить школе статус школы с углубленным изучением предметов.

На старшей ступени у нас три профиля: химико-биологический, информационно-технологический и гуманитарный. Мы стараемся помочь ребенку выявить его склонности. Над этим работает школьная психологическая лаборатория, которую возглавляет профессор Тамбовского госуниверситета имени Державина Борис Иванович Тенюшев.

Так как мы работаем в тесной связи и с Тамбовским техническим университетом, то на стадии ранней предпрофильной подготовки в восьмом классе дети посещают курсы, связанные с выбором будущей профессии и адаптации к ней.

В целом у нас в школе кафедральный способ управления, возглавляют кафедры работники вузов. Преподаватели вузов оказывают нам большую помощь в проведении ежегодной научно-практической конференции учащихся «Грани творчества» и в издании сборника материалов, подготовленных детьми для этой конференции. Она проводится уже в течение 12 лет, а в последние два года мы вышли на областной уровень.

Есть в школе еще одна традиция – вечера ВОИР (Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов). Последний проект, который выиграл на этом вечере, – это школьное телевидение. Мы планируем, что на базе нашей школы будет открыт центр дополнительного образования, и заявляем себя как школа полного дня. Вся вторая половина – это работа научных обществ, кружков и секций по интересам и научно-исследовательская работа.

– Ирина, скажите, много ли времени отнимает ваша работа у семьи?

– Наверное, это опять стечение обстоятельств, но я не замужем, и поэтому работаю 36 часов в сутки. И не успеваю! Шутка, но доля правды в ней есть. Не могу сказать, что я закоренелый директор, но как-то так получается, что практически все свободное время занимает работа.

Хотя я люблю туризм, театр. Правда, на байдарках последние три года ходить не удавалось, из-за работы. А раньше часто выезжали. Зато теперь открываются новые перспективы: для детей организуются профильные лагерные смены, и мне, как бывшей старшей пионерской вожатой, можно будет совмещать приятное с полезным, отдых и работу в лагере.

Центр притяжения

Сегодня, по словам Ирины, процесс отбора и дифференциации детей для учебы в инновационном учреждении часто оставляет в их душах боль и обиду. Определить в 6-7-летнем возрасте, может ли ребенок обучаться в физматлицее или гуманитарной гимназии, практически невозможно. Поэтому школа должна быть открыта для каждого ученика и стать местом, где маленького человека поймут, примут его задатки и начнут развивать их дальше. Но развивать не с точки зрения назидательного процесса обучения, а именно исходя из тех внутренних параметров, которые есть у ребенка. Да, говорит Ирина, эта задача может показаться очень глобальной. Но создать такой микроклимат в одном отдельно взятом учреждении – это возможно. Другими словами, психологическая атмосфера в школе должна не отгонять ребенка от школы, а наоборот, притягивать. И не только в первую половину дня, чтобы отсидеть и уйти, но и во вторую. Сделать так, чтобы ребенку хотелось учиться и развиваться как личность, в этом задача директора.

– А вы себя менеджером чувствуете? Или педагогом? Или воспитателем?

– В последнее время я себя чувствую сантехником, монтером крыш, завпроизводством в столовой. Надеюсь, в перспективе это будет оправдано. Но я сама другого воспитания, все-таки в период моего становления на меня сильно повлияли пионерия и комсомол, думаю, с положительной стороны. На мой взгляд, директор должен знать каждого ребенка!

У нас очень много детей, которые в семьях не чувствуют ласки и любви. И школа для них, может быть, единственный центр притяжения.

– Все-таки, наверное, когда вы стремились в школу, делали это не затем, чтобы крышу чинить, а наверное, именно из-за общения с детьми?

– Знаете, на самом деле сейчас я уже получаю удовольствие и оттого, что чиню крышу. Потому что на головы детей в непогоду вода течь не будет. И оттого, что мы в этом году стали лучшей школой Тамбова и выиграли 200 тысяч на приобретение оборудования для столовой, тоже получаю удовольствие.

– Как думаете, где у нас сегодня учат на школьного директора?

– Не знаю. Скорее всего, в управленческих структурах. Все-таки работа в управлении образования дает очень много. У меня прекрасные заместители: заслуженные учителя РФ Зоя Артемовна Трикозенко и Антонина Алексеевна Ферман, Ирина Николаевна Раскачнова, Любовь Ивановна Лысенко, Людмила Николаевна Аладинская. И практически все они имеют очень долгий стаж работы в школе, звания и награды.

У самой Ирины Владимировны пока из всех наград только почетная грамота Минобразования и науки. Стаж работы у нее тоже поменьше, да и возрастом они со школой – ровесники, как говорит директор, обе с 1969 года. Поэтому, чтобы руководить методически грамотными людьми, которые буквально живут школой и очень много понимают в ее внутренних процессах, нужно иметь определенную смелость и приличный уровень работы с документами. По мнению Ирины, это как раз та школа, которую дает управление образования.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте