search
main
0

Монополист уходит со сцены. Знакомьтесь – исследователь, воспитатель, консультант, организатор!

Сегодня на дворе второе десятилетие XXI века, и мы понимаем, что эпоха постиндустриального, информационного общества требует от педагога новых качеств. Интересный факт: недавно ученые решили подсчитать объем всей хранимой информации на планете Земля. Оказалось, что только за последние двадцать лет этот объем увеличился примерно в сто раз и составляет 295 эксабайт (295 миллиардов гигабайт). Если посчитать этот объем информации в компакт-дисках, то стопка этих дисков покроет расстояние на четверть большее, чем от Земли до Луны. А ведь посредник между ребенком и этим колоссальным информационным океаном – учитель!

Ключевая фигураНо учитель передает не только знания, но также культурные навыки, эмоции, нравственные понятия.Именно поэтому роль и место учителя в современном образовании находятся в фокусе общественного внимания, служат важнейшими понятиями в реализации стратегической инициативы «Наша новая школа». Учитель – ключевая фигура современной школы, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей. Какой он, современный учитель?Очевидно, что учитель нового поколения – это личность, которая профессионально растет ежедневно и отвечает на вызов времени. Традиционный учитель (монополист в передаче и интерпретации необходимого знания) уходит со сцены, востребован новый тип педагога: исследователь, воспитатель, консультант, организатор, руководитель проектов.Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в новом типе учителя – творчески думающем, обладающем современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, способном на рефлексы профессиональной деятельности и умеющем прогнозировать возможные направления развития образования.Современный образ учителя определяется не только набором черт, качеств идеальной модели учителя в сознании ученика, но и новым коммуникативным имиджем школьного педагога, который сложился в современной России.Позитивные результаты учебно-воспитательного процесса определяются не столько образовательными стандартами, учебными планами, программами и учебниками, сколько педагогом, уровнем его общей и профессиональной культуры, готовностью эффективно работать в эпоху глобальных социально-экономических перемен. Свободомыслие приветствуетсяАктуальными для профессионализма учителя становятся культурная, профессиональная, педагогическая мобильность.Культурная мобильность педагога – это прежде всего способность самостоятельно и свободно мыслить и оценивать события, творчески воспринимать учебные программы и предлагаемую информацию, способность к критическому мышлению, умение находить нестандартные решения в новых ситуациях, умение предвидеть характер и ход изменений как в изучаемой области, так и в общественном развитии.Профессиональная мобильность как часть социальной мобильности может быть представлена вертикальной и горизонтальной лестницами в становлении карьеры. Вертикальная педагогическая мобильность невозможна без таких качеств педагога, как гибкость, дивергентность (повышение разнообразия в процессе психического развития), конвергентность (то есть, напротив, усиление избирательности), способность рассуждать, рефлексировать, принимать активную социокультурную позицию. Вертикальная мобильность – это движение по административной лестнице в сфере образования. Например, учитель – завуч – директор – глава Департамента образования.Педагогическая мобильность – это способность педагога организовать содеятельность с другими субъектами образовательного процесса (учащимися, их родителями, коллегами, администрацией) в соответствии с целями и задачами современной концепции образования, ценностями мировой, отечественной, региональной и национальной культуры, реализуя свою социокультурную и социально-профессиональную компетентность, в том числе в процессе осмысления и прогнозирования результатов организуемых им субъект-субъектных отношений.Человек с характеромВ психологии педагогического труда принято выделять особенности личности учителя, деятельности и педагогического общения. При анализе психологии личности учителя выделяют прежде всего те особенности, черты, проявления личности, которые отвечают требованиям педагогической профессии, обеспечивают успешное овладение полноценной педагогической деятельностью.Принято выделять в структуре профессионально значимых качеств личности учителя четыре подструктурных блока: 1) идейно-нравственный моральный облик; 2) педагогическая направленность; 3) педагогические способности – общие и специальные; 4) педагогические умения и навыки.Профессионализм учителя проявляется в следующем:- способность делать учебный материал доступным для учащихся; – понимание учителем ученика; – творчество в работе; – психолого-педагогическая поддержка и сопровождение детей.Исходя из логики педагогического процесса важнейшие профессиональные способности и качества учителя можно свести в группы:а) педагогическая эрудиция;б) владение педагогической технологией;в) владение педагогической диагностикой;г) научно-исследовательская работа по педагогике.Учитель нового поколения должен обладать рядом компетенций:- когнитивной (профессионально-педагогическая эрудиция);- психологической (эмоциональная культура и педагогическая зоркость);- коммуникативной (культура общения и педагогический такт);- риторической (профессиональная культура речи);- профессионально-технической (современные технологии и методики их применения);- профессионально-информационной (мониторинг и диагностика).Компетентный учитель – это специалист, имеющий основные психолого-педагогические знания, овладевший профессиональными умениями, способный не только проектировать свою деятельность, но управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса. Личность учителя с позиций компетентностного подхода рассматривается в ее внутренней целостности, где профессиональное и личностное «я» тесно связаны системой ценностей. Учитель выступает как человек, ориентированный на добровольное выполнение определенных социально-нравственных функций в обществе, как индивидуальность во всем своеобразии своих возможностей и способностей. В вечном поискеПедагог находится в поисковом режиме, он перестраивает свою деятельность в соответствии с профессионально-личностной направленностью, повышает эффективность деятельности и рефлексивность.С профессионально-образовательной точки зрения учитель:- способен осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру;- способен применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;- готов использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса;- способен формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики;- способен руководить исследовательской работой учащихся.В области научно-исследовательской деятельности способен анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; готов использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач; готов самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки.С общекультурной точки зрения педагог способен совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень; готов использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач; способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности; способен формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач; способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.С позиций управленческой деятельности он готов исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы; умеет организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы; умеет использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт; готов к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов; способен проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта; готов проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения.Учитель новой школы:-  организует непрерывное длительное наблюдение за состоянием среды и управление ею путем своевременного информирования людей о возможном наступлении неблагоприятных критических или недопустимых ситуаций;- организует процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения;- проводит выявление и оценивание проведенных педагогических действий, при этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям;- организует систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза;- использует научно обоснованную систему периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и представления полученных данных для принятия решений. Мониторинг предоставляет информацию для принятия стратегических и тактических решений. Кроме того, мониторинг профессиональной деятельности педагога становится основной формой и методом работы самого учителя. Деятельность субъектов мониторинга носит накопительный и аналитический характер. Содержание мониторинга отражает информацию об уровне профессионализма педагога. Выработка той или иной стратегии определяется тем, над какой темой работает в данный момент школа.Расширяя границыНеобходимо самообразование учителя, если оно связано не только с узкодидактическими целями, а исходит из идеи всестороннего развития специалиста как личности. Чем активнее учитель использует информацию для развития собственной личности, тем больше ее «педагогический выход», тем больше информация превращается в средство воспитательного воздействия педагога.Педагогическое самообразование – это расширение полученных в вузе знаний, творческое усвоение учителем своей профессиональной роли с целью адекватного исполнения. На разных этапах профессионального становления учителя самообразованию принадлежит важнейшая, но содержательно и методологически по-разному организованная роль.Важным стимулом развития профессиональной мобильности является создание временных творческих групп с единой педагогической идеологией и высокой мотивацией работать совместно над общей проблемой.Образ нового учителя невозможен без его способности к участию в научно-исследовательской, творческой деятельности.Если уже на первом этапе практическая педагогическая деятельность строится как творческая, исследовательская, то освоение профессиональной культуры проходит более быстрыми темпами и дает лучший результат. Педагог, приступающий к профессиональной деятельности с установкой на творчество, имеющий потребность проведения научных исследований, в ходе всего пути своего становления как профессионала будет и дальше ориентирован на повышение своего мастерства, освоение новых, более сложных методов научной и практической деятельности. Поэтому включение педагога со студенческой скамьи в научно-исследовательскую деятельность – это объективное требование современной профессии педагога.Научно-исследовательская работа педагогов-практиков формирует у них интерес к философским основам педагогического знания, к освоению разнообразных методов организации научного исследования, к изучению тонкостей технологии их применения сначала при решении достаточно простых, а потом все более усложняющихся творческих педагогических задач. Этому способствует как их психологическая подготовка к научно-теоретической и практической деятельности, так и их теоретическая и организационно-методическая подготовка. При оценке работы современного педагога обязательно оценивается и поощряется творческий подход к работе с учениками.На современном этапе для педагога значимо овладение не только знаниями по общей педагогике, но и основами других отраслей педагогики, например коррекционной или превентивной, а также владение технологиями организации инклюзивной, коррекционной, превентивной деятельности. Дифференцированный подход к учащимся предполагает учет специфики работы не только с нормально развивающимися, но и с одаренными, проблемными, больными детьми, детьми девиантного поведения в плане их общего и социального развития.Именно с точки зрения того, каким должен быть современный учитель, мы и рассматриваем задачи педагогического образования,  такие как повышение его качества, конкурентоспособности, престижа педагогической профессии.Новые задачи традиционных институтовПодготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях ставит перед педагогическими вузами новые задачи: углубление фундаментальности, интегративности, преемственности, практической направленности, профессиональной педагогической подготовки:- реализация информационных, личностно ориентированных и других современных технологий, повышение компьютерной грамотности студентов;- дальнейшее развитие системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.В свете решения поставленных задач одним из основных направлений модернизации педагогического образования стало совершенствование содержания и структуры подготовки современного учителя.В федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование (бакалавриат)» определены профессиональные задачи, которые выпускник вуза обязан решать. Впервые детально прописаны задачи как в  области педагогической, так и в области культурно-просветительской деятельности будущего учителя. В стандартах отражено требование подготовки не только профессионала-предметника, но личности учителя, владеющего нормами профессиональной этики в отношениях с коллегами, учениками, их родителями, обществом.В стандарте нашли отражение также требования к современному учителю не только как к носителю информации, но и как к профессионалу, понимающему многовариантность современного мира, способного обучить учеников искать и находить решения в изменяющихся условиях. Впервые специально указывается на то, что выпускник должен в своей деятельности использовать нормативные правовые документы. В то же время известно, что подготовка будущего педагога к воспитательной деятельности является сложной и важной задачей. В стандартах полно прописаны технологические и аналитико-диагностико-проектировочные компетенции, воспитательные компетенции отражены гораздо слабее.В содержательной части стандартов указан вклад каждой дисциплины в формирование компетенций. Компетентностный подход, безусловно, является достоинством новых стандартов.Основной отличительной чертой новых стандартов является содержание, предполагающее модульное построение учебных планов. При этом «вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения». Таким образом, студент сам вправе выбирать конкретные модули (дисциплины) в пределах объемов учебного времени, отводимого на освоение дисциплин. В этом проявляется вариативность и индивидуализация подготовки.Программа подготовки педагогических кадров должна строиться на основе:    компетентностного подхода;    многоуровневости образования;    вариативности и преемственности образовательных программ;    интеграции науки и образовательного процесса, активного включения студентов в научную деятельность;    использования современных образовательных технологий;    новых форм организации учебно-воспитательного процесса и признанных мировым сообществом принципов обеспечения и оценки качества образования.Важнейшим направлением подготовки учителя для современной школы представляется психолого-педагогическая подготовка, которая включает в себя формирование педагога, способного решать задачи, стоящие перед современной школой.А судьи кто? Дети!Для эффективного осуществления педагогической деятельности учитель должен обладать объективными научными знаниями об индивидуальных особенностях детей.Большое значение в современной школе приобретает внедрение в образовательный процесс информационно-деятельностного подхода в обучении, дополнение на всех этапах обучения репродуктивных форм работы творческими формами.Обязательным условием формирования высококлассного специалиста является его постоянное профессиональное совершенствование. Ключевую роль в этом процессе призвана сыграть региональная система переподготовки и повышения квалификации кадров, которая постепенно выходит на качественно новый уровень.Участниками сетевого объединения, в которое входят все ведущие вузы Московской области, проделана значительная работа по становлению региональной сети повышения квалификации учительских кадров. В рамках сетевого объединения: – обеспечен переход от эпизодического кратковременного повышения квалификации к постоянному патронажу профессионального и личностного роста учителя;- произошла повсеместная смена форм повышения квалификации на инновационные:  в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что в современных условиях наиболее эффективны модульные программы повышения квалификации, основанные на активном использовании новых информационных технологий, включающие проектную деятельность, которые позволяют осуществить вывод системы ПК из режима репродуктивной педагогики в интерактивный режим;- конкурсный отбор программ в региональной системе повышения квалификации служит гарантией качества, обеспечивает конкурентную образовательную среду и возможность большего выбора работником и учреждением содержания и форм повышения квалификации;- условия прохождения ПК в сети обеспечивают более тесную связь процедур аттестации с повышением квалификации.Тенденции динамики социально-экономического развития Московской области и актуализированные в данном контексте требования качества образования выдвигают на первый план необходимость дальнейшего развития региональных вузов как ресурсных центров педагогического образования, ориентированных на формирование профессионально-компетентностного корпуса педагогических кадров.Прошел VII слет членов клуба «Педагог года Подмосковья», существующего уже более семи лет и объединившего поистине талантливых педагогов. Это тоже своеобразный курс повышения квалификации. Более 50 уроков и мастер-классов, которые были проведены в рамках слета, – новая ступень в повышении мастерства подмосковных педагогов, разнообразия их деятельности. Вижу, что и взаимодействие с представителями других регионов на таких встречах весьма полезно для всех. У нас есть чем поделиться, и мы всегда готовы учиться у других.Лидия АНТОНОВА, министр образования правительства Московской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте