search
main
0

Мониторинг ради мониторинга? Реальный инструмент или имитация – решает школа

В современном образовании отношение к слову «мониторинг» неоднозначное. Для кого-то это возможность высказать пренебрежение ко всему, с чем сталкивается уставший учитель или управленец, – кипам бумаг, запросам и подсчетам результатов. Для других – реальный инструмент, который не осложняет работу, а помогает в выстраивании тактики и стратегии обучения не только класса, но и отдельно взятого ученика. Та самая индивидуальная траектория развития школьника, о которой часто говорят, но так мало известно рядовому учителю…

Вопрос о том, что мониторинг может быть эффективным инструментом работы, обсуждается в Карелии не первый год и на разных уровнях. Так, в 2016 году на базе деревянской школы №9 в Карелии учителя из Сегежи и села Деревянное Прионежского района обсуждали методы и формы урока в условиях реализации ФГОС («УГ» №42 от 18 октября 2016 года – www.ug.ru/archive/67052). В рамках этого семинара отдельно работали управленцы. О своей деятельности тогда рассказывала Светлана Мельцова, заместитель директора по учебной работе школы №5 города Сегежи. Подход Светланы Анатольевны заключался в том, чтобы не просто зафиксировать успехи и неудачи учеников и учителей, а дать конкретные рекомендации, отследить динамику и получить результат. Завуч уверена, что дни и недели кропотливой работы будут вознаграждены, если только управленцы от образования задумаются, для чего собираются данные, и начнут на их основе давать практические рекомендации учителям, детям, родителям. На тот семинар Светлана Анатольевна приехала с огромным количеством папок, в которых столбик к столбику фиксировались результаты каждого ученика. Цветом выделялись успехи и неудачи, особые случаи. Рассказывая о работе уже в Сегеже, в своем небольшом кабинете, Светлана Анатольевна уточнила (публикация о семинаре в школе №5 города Сегежи – www.ug.ru/news/20799):- Дело даже не в мониторинге, а в том, что работа школы и учителя меняется по сути! Она становится более прозрачной, а действия учителя направлены на решение проблем конкретного ученика, результат которого учтен, зафиксирован, проанализирован. Знали бы вы, как поначалу непросто шла эта работа к открытым для учителей обсуждениям результатов, общению родителей и педагогов, но когда мы оперируем конкретными цифрами, показателями, результатами – появляется база, поле для обсуждения, поэтому я не жалею времени, а поначалу его требуется очень много, чтобы учесть все контрольные, самостоятельные и прочие данные о работах детей. Считаю, что мониторинг – это действенный инструмент, который помогает построить работу и создать качественно иные подходы к образованию.Уже в этом году в Петербурге состоялась Международная конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования и Центра международного сотрудничества по развитию образования «Мониторинги, рейтинги, рэнкинги как инструменты управления качеством образования» при поддержке Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Российской программы содействия образованию. В конференции приняли участие более 300 представителей из 30 регионов Российской Федерации и 10 стран мира.В первый день конференции в пленарной сессии участниками стали административная команда «Лицея №1» в составе директора Анжелики Гуденко (Директорский клуб с Анжеликой Витальевной – «УГ» №21 от 23 мая 2017 года – www.ug.ru/archive/70082), заместителя директора по научно-методической работе Юлии Габучевой и заместителя директора по информатизации Екатерины Либерцевой представила инновационный опыт образовательной организации по теме «Мониторинг образовательных достижений: персонифицированный электронный инструментарий оценки предметных и метапредметных результатов». В течение полугода материалы лицея №1 проходили международную экспертизу, готовились тезисы и презентационные материалы для конференции. Представленный опыт получил высокую экспертную оценку и был рекомендован Евразийской ассоциацией оценки качества образования к публикации в методических материалах конференции.- Лицей продемонстрировал материал для предварительного отбора. Если эксперты Евразийской ассоциации оценки качества образования материал отобрали, то это достойно внимания профессионального сообщества. Инструментарий создается, что называется, под себя. А возможность перенести этот опыт, безусловно, ценна. На сегодняшний момент лицей №1 – единственная образовательная организация в Петрозаводске, мониторинг которой прошел такую серьезную экспертизу, – рассказывает директор лицея №1 Анжелика Гуденко. – Сложно переоценить такие форумы с точки зрения установления личных контактов. Опыт, представленный на площадках конференции, интересен, а возможность задать вопросы и обсудить интересующее в кулуарах позволяет найти единомышленников из разных регионов.- Мониторинг подготовки к ОГЭ и ЕГЭ содержит не только общую оценку обучающегося, но и информацию о правильности выполнения им всех заданий. Такая форма позволяет выделить «проблемные зоны» каждого обучающегося, динамику выполнения им типовых заданий, выполнения работы в целом. Наличие данной информации у учителя позволяет выстроить индивидуальную траекторию, индивидуальную программу подготовки ученика к ОГЭ и ЕГЭ, – поясняет ценность системного подхода заместитель директора по научно-методической работе лицея №1 Юлия Габучева. – Портфолио успешной карьеры, например, является формой оценивания индивидуальных образовательных достижений, инструментом профессионального самоопределения и формирования индивидуальной траектории развития обучающихся 9‑11‑х классов. Так, портфолио введено в МОУ «Лицей №1» в целях повышения образовательной активности лицеистов, уровня осознания своих целей и возможностей, способствующего осознанному выбору профиля обучения, маршрута дальнейшего профессионального самоопределения.- В рамках конференции очень часто звучали фразы «мониторинг ради мониторинга», «Проанализировали результаты мониторинга? Нет, мы уже готовимся к следующему». И мы, когда разрабатывали формы обработки персонифицированного мониторинга, хотели, чтобы он был простым, удобным, интуитивно понятным, упрощающим работу, а не усложняющим ее, – рассказывает о работе коллектива заместитель директора по информатизации лицея №1 Екатерина Либерцова. – Каждый учитель, нацеленный на высокий результат, проводил подобный анализ каждой работы и сравнивал результаты от работы к работе каждого ученика, но делал он это вручную, выполняя расчеты на калькуляторе. Нам же удалось создать инструмент, выполняющий рутинные вычисления и автоматически строящий отчет не только по классу, но и по каждому ученику.Данный инструментарий лицей №1 представит в кейсе «Эффективное управление» в рамках федерального проекта «Гимназический союз России». Если читателям интересен инструментарий, то возможна организация вебинаров для школ, лицеев, гимназий РФ, сообщают в администрации учебного заведения. По вопросам сотрудничества можно обращаться к заместителю директора по научно-методической работе лицея Юлии Павловне Габучевой и заместителю директора по информатизации Екатерине Владимировне Либерцовой по электронной почте лицея: reseption@lyceum1.net.Петрозаводск, Карелия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте