search
main
0

Молодые учителя боятся стать «белыми воронами»

«Что вам мешает в вашей работе? Укажите проблемы в порядке их значимости…» Анкету с такими вопросами составили мы в «Учительской газете» для молодых педагогов – участников регионального молодежного фестиваля «Молгород-2014».

О фестивале мы уже подробно рассказывали. И это действительно одно из знаковых и наиболее заметных мероприятий для воронежской молодежи. «Молгород» даже сравнивают с «Селигером», только масштабом он поменьше, зато по разнообразию образовательных площадок и групп участников фестиваль всегда очень многоплановый, объединяющий самые «разношерстные» компании от молодежи, как раньше говорили, неформальной, до продвинутых лидеров студенческого самоуправления и добровольчества.

Вполне понятно, что меня, как корреспондента «Учительской газеты», в наибольшей степени интересовала образовательная площадка «Молодые учителя». Очень хотелось пообщаться с наиболее активными педагогами, откровенно поговорить о жизни школьной и увидеть, какие они, сегодняшние начинающие учителя.

И вот анкета в руках у молодых педагогов. Сразу одна за другой посыпались просьбы: «А можно фамилию не подписывать?» «Можно, конечно, – отвечаю. – Но почему не подписывать?» «Да у нас в прошлом году, на таком же фестивале, один из молодых учителей высказался, а ему потом головомойку устроили в школе: что, самый умный, везде лезешь?!»

Увы, понимаю, что разговора за жизнь и по душам о том, как сегодня живет школа и молодые педкадры в ней, не получается. И, наверное, это первая из больших проблем, мешающих работать начинающему учителю, – боязнь показаться «белой вороной», выскочкой, которому больше всех надо. Несмотря на все модернизации и оптимизации школьный педколлектив остается самым консервативным коллективом, в котором обнародование своей личной позиции может иметь негативные последствия для впавшего в откровение. Особенно если эта позиция в чем-то расходится с административной, и уж тем более если высказывается молодым, только начинающим работать учителем.

Однако анкеты, пусть и не подписанные, остались, а значит, о проблемах, которые мешают успешной педагогической карьере в самом ее начале, говорить можно.

Больше всего голосов набрали две из них: обилие отчетной документации, которую надо постоянно заполнять, и увеличение всевозможных нагрузок, не связанных с прямыми обязанностями учителя (участие в акциях, конкурсах, заседаниях, ведение электронных дневников и т.д.). Думаю, если бы на наши вопросы отвечали опытные педагоги, они обеими руками поддержали бы молодежь. Школа тонет в бумаготворчестве, а непрофильная и часто неоплачиваемая нагрузка на учителя растет.

Вторыми по популярности, набравшими чуть меньше голосов, оказались проблема отсутствия наставника в первый год работы молодого учителя и недостаточная обеспеченность кабинета, а то и школы техническими и даже наглядными средствами обучения. Последнее на фоне бравых отчетов о горах закупленных интерактивных досок и компьютеров тем более странно. Выходит, да, закупили, доски есть, но не везде и не в нужном количестве. Напомню, что среди наших респондентов почти все были из сельских школ. Значит, не дошла еще туда компьютерная революция, и разница получается шокирующая: в одних школах на повестке дня «облачные» технологии, а в других «недостаточное обеспечение наглядными таблицами и работающими компьютерами».

На что еще обращает внимание молодежь? На «сокращение штата и бесплатное распределение обязанностей тех, кого сократили, между оставшимися». На недостаточную методическую базу в школе, а также на то, что сельский учитель информатики должен вести уроки и одновременно выполнять обязанности системного администратора, и у него совершенно не остается свободного времени. А еще в сельской школе у одного учителя может быть от двух до четырех предметов, плюс классное руководство и другие обязанности – ведение школьного сайта, вожатство, библиотека. В итоге, учитель просто не имеет физической возможности «качественно и добросовестно выполнять все, что на нем «висит», обязательно что-то остается без внимания, тогда о каком качестве знаний может идти речь?..» Действительно, о каком?

На фоне всего перечисленного остальные названные проблемы, например, недостаток опыта, нескладывающиеся отношения с некоторыми коллегами, «хромая» дисциплина на уроках, неумение в первый год оформить документацию, – все это уже не так трудно, правда? Опыт придет, а после этого и с коллегами общий язык найдется, и дисциплина выправится… Жаль, нельзя вовремя подойти со всеми этими вопросами к своему наставнику, который заодно и бумаги оформлять научит. Наставника-то нет в большинстве случаев, увы. И в этом не департамент образования виноват, не правительство и маленькая зарплата. Школьная администрация должна над этим думать, завучи, директор, методисты, если они есть…

Кстати о зарплате. Замечаете, что как-то мы о ней не говорим, что уже само по себе – позитивный момент. Нет, конечно, жалобы есть. Но они не на первом месте, и даже не на втором, они гораздо уступают бумажному валу, учительским перегрузкам и недостаточному техническому обеспечению. И это большой плюс, который дает надежду на то, что и другие проблемы решатся. Наверное. А почему нет?..

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте