Минувшим летом среди участников семинара молодых педагогов города Москвы в Анапе проведено исследование их информационных предпочтений. Какой информацией в первую очередь интересуются те, кто определяет образ столичной школы завтрашнего дня, и откуда они ее, как правило, черпают? На эти вопросы, предложенные лабораторией психологии личности подростка Психологического института РАО, ответил 221 человек. О результатах исследования мы попросили рассказать его организатора – старшего научного сотрудника ПИ РАО Елену Уварину.
Проведенное исследование было посвящено выявлению информационных предпочтений молодых педагогов, работающих по специальности в таком мегаполисе, как Москва. Осознавая тот факт, что эти специалисты оказывают непосредственное влияние на формирование становления личности подрастающего поколения, результаты исследования имеют особую значимость. Зная об информационных предпочтениях педагогов, можно представить в большей степени, каким будет то поколение, с которым работают педагоги. Давно известный факт социального научения доказал, как велико влияние на формирование личности факторов социального окружения. Педагог, как никто другой, выступает не только носителем знаний, но и дает направление в выборе средств, способов и формы получения информации своим ученикам. Педагоги порой неосознанно выступают для своих подопечных некоторым образцом, критерием, эталоном, с которого их ученики списывают образ и создают собственный. В результате опроса было обнаружено, что наименее популярный среди педагогов источник информации – радио. Объяснить такое положение можно, вероятно, тем, что у современного поколения радио используется как средство для прослушивания музыки, что часто происходит в тех случаях, когда надо чем-то заполнить время, например, в дороге или при ожидании, то есть радио воспринимается как некоторая развлекательная деятельность. Это можно отнести и к таким средствам получения информации, как кинофильмы и музыка. Периодические печатные издания стоят по популярности на четвертом месте, вероятно, причина этого кроется в высокой цене информативных изданий – для современного молодого специалиста приобретение многих журналов недопустимая роскошь. Популярность телевидения можно определить как среднюю – 43%. В настоящее время оно доступно повсеместно, просмотр ограничивается часто лишь недостатком времени. Более популярным источником информации в данном опросе оказались книги – 56%. Трудно дать однозначное объяснение этого факта, который настораживает, ведь речь идет о педагогах, чтение для которых должно быть главенствующим средством в собственном личностном росте. Личный опыт и опыт других людей практически равен по популярности и составляет 63% и 68%. Возглавляет список по популярности Интернет. Почти все участники опроса (210 человек) используют его как основной источник информации. В процентном выражении это соответствует 95%. Безусловно, это современный способ не только получения информации, но и решения множества личностных задач, в этом есть как много положительного, так и много отрицательного. Но это не было предметом нашего исследования. При выборе предпочитаемой информации молодые педагоги указали, что реже всего их интересует информация о событиях в шоу-бизнесе. Фантастика, криминал, светская жизнь также неинтересны для значительного числа участников опроса. Интерес к мистике и кулинарии также невелик. Почти равное количество выборов было отдано информации сексуального характера, экономике, информации о современной музыке и моде, спорте. Это можно, на наш взгляд, объяснить возрастом наших педагогов и родом их деятельности. Более трети опрошенных проявляют интерес к информации о животном и растительном мире. Интерес к политике проявляют 41% из числа опрошенных, это высокий показатель, говорящий о включенности в реальную жизнь общества и желании играть в этой жизни активную роль. Недаром среди персон, на которые педагоги хотели бы быть похожими, они часто называли имена наших политических деятелей. Познавательная информация привлекает больше 50% опрошенных. На первом месте по популярности интересов стоит информация, относящаяся к категории культуры, интерес к этому проявили 128 человек, или около 60%. Эту тягу к культуре надо приветствовать и всячески поощрять, вероятно, с помощью каких-то государственных дотаций.Наиболее предпочтительный жанр для молодых педагогов – комедии, на втором месте по популярности – мелодрамы, третье место занимает детективный жанр. Фантастика на четвертом месте, мюзиклы занимают шестое место, на седьмом – музыкальные фильмы, восьмое место поделили такие жанры, как экшен и ужастики, а замыкает список вестерн.Как выяснилось, на поведение наибольшее влияние оказывает мнение окружающих. Выбор своего внешнего вида также в большей степени зависит от мнения окружающих. Отношения со сверстниками в основном зависят от личного опыта и мнения. В отношении со взрослыми можно наблюдать идентичную картину: собственное мнение стоит на первом месте. И на жизненные планы и представление о будущем наибольшее влияние оказывает свое собственное мнение. Так же обстоит дело и с выбором круга общения: молодые педагоги чаще опираются на свой опыт. Как показали данные, при выборе предпочитаемых товаров собственное мнение стоит на первом месте относительно иных источников информации. Из этого можно заключить, что в ситуации, когда речь идет о важных моментах (межличностные отношения, планы на будущее), молодые педагоги чаще опираются на свое мнение и свой, пусть недолгий, жизненный опыт. Когда же речь заходит о преподнесении педагога в обществе (поведение, внешний облик), то этом случае большое доверие педагог испытывает к мнению других.Как было выявлено, практически равное влияние на педагогов оказывают мнения родителей и печатные издания (книги, периодика), причем мнение окружающих более авторитетно, чем мнения родных. Понять, почему так невысок авторитет родителей для молодых педагогов, достаточно трудно. Можно только высказать предположение, что в основе этого лежит нежелание повторить опыт своих родителей. Это предположение укрепляется еще и такими результатами исследования, когда было показано, что подавляющее большинство опрошенных отметили, что хотят быть похожими на самих себя. Только 8 человек хотели бы быть похожими на своих родных, некоторые из опрошенных называли имена тех, черты которых хотели бы позаимствовать, в основном это были очень успешные, благополучные, богатые современники. Если среди имен моделей, спортсменов, актеров, певцов фигурировали имена и зарубежных персон, то в списке политических деятелей, деятелей науки и искусства педагоги называли только своих соотечественников. Во всех случаях они называли имена тех, кто осуществил положительный вклад в сознание других людей и достиг признания в обществе.Данные опроса показывают, что педагоги предпочитают личное общение другим видам общения, что совершенно неудивительно, ведь речь идет о педагогах, для которых общение неотъемлемая форма взаимодействия. На втором месте по популярности с большим отставанием находится Интернет с его различными возможностями общения, на третьем месте располагаются телефонные разговоры. Вероятно, что это удобный, но достаточно дорогой способ общения в современном обществе. Замыкает список общение с помощью SMS, вероятно, трудности ведения диалога таким способом общения оттесняют его на последнее место, ведь речь идет о профессии, где работает схема «человек – человек».Полученные результаты несколько приоткрывают нам завесу в понимании социально-психологических особенностей и значимости молодых педагогов.
Комментарии