search
main
0

Молодые педагоги

Здесь важны инициатива каждого, общие успехи, свободный диалог в среде общения

Наставничество – способ передачи знаний, умений, навыков, оказание необходимой поддержки обучаемому в приобретении практического педагогического опыта, в профессиональном становлении и развитии специалиста.

ДТДиМ имени А.П.Гайдара – педагогическая площадка, где каждый педагог, особенно начинающий, может определиться с выбором путей развития профильных интересов. Это происходит на основе анализа опыта и при поддержке более опытных коллег – наставников.

Неудачи, сложности есть в работе каждого педагога. Система наставничества, если она действует в учреждении, дает возможность обратиться к опыту коллег, увидеть их подходы к определению и решению проблем, которые первоначально казались уникальными и неразрешимыми.

Наставник помогает преодолеть путь от осознания неудач к достижению успехов именно в том, что ранее казалось самым сложным. Одни педагоги испытывают затруднения в определении содержания образования, в создании программ, другие делают ошибки в анализе аудитории, условий обучения и воспитания детей, третьи не могут построить композицию образовательных задач. Иногда педагог затрудняется в организации собственных действий и координации активностей обучаемых. Многие педагоги испытывают сложности в построении систем контроля и оценки результатов образовательных действий. Особая сфера наставничества – проектная и исследовательская деятельность в дополнительном образовании детей.

Наставник как мудрый советчик находится рядом с молодым педагогом, заботясь о его профессиональном развитии, о быстром вхождении в организацию и в должность педагога дополнительного образования. Именно наставник обучает верным формам организации деятельности педагогов каждого в своем темпе, ведет к будущему успеху. Наставник учит правильно оценивать реальность и свои силы, не преувеличивать возникающие проблемы, чтобы исключить ошибочные действия и страх их совершения.

Практика «Гайдара» как большой образовательной организации, где работают более сотни преподавателей и реализуется более тысячи образовательных программ, показывает, что некоторые из коллег буквально в начале своей работы с детьми показывают интересные результаты, а их воспитанники становятся победителями конкурсов, представляют образовательную организацию на внешних информационных площадках.

Один из подходов к наставничеству в нашей образовательной организации – взаимное уважение к творчеству и опыту наставника и воспитанника. Опытный и знающий педагог поможет молодому коллеге осознать глубокие смыслы решений, их логику, основания, педагогическую целесообразность. Педагог, начинающий профессиональную деятельность в «Гайдаре», дает своему наставнику и образовательной организации новые идеи и образцы практики. Он сам входит в позицию наставника, и эта его позиция с уважением принимается в коллективе. Так в коллективе создается и поддерживается дух товарищества.

Важным для образовательной организации вопросом развития является обновление содержания образовательных программ, технологий обучения и воспитания.

В ДТДиМ имени А.П.Гайдара наставничество обеспечивает создание и использование культурных образцов педагогических решений, образовательных программ, форм описания проектов и исследований, публикаций и других материалов, которые могут быть использованы в работе каждого педагога.

Наставниками и экспертами здесь становятся те, кто раньше и более точно, внятно, обоснованно изложил в своих материалах:

– как может быть усилена воспитательная составляющая программ дополнительного образования;

– как в программах дополнительного образования могут быть обозначены предметный, метапредметный и личностный компоненты содержания обучения и воспитания, что дает возможности взаимозачетов школьного и дополнительного образования;

– почему и как в дополнительном образовании решаются вопросы побуждения детей и организации проектной и исследовательской деятельности;

– как при разработке и в процессе реализации образовательных программ применять актуальные технологии педагогического дизайна, модульного построения содержания и этапов обучения.

Этот подход к наставничеству как способу и условию решения стратегических задач развития образовательной организации, заботы о качестве дополнительного образования, совершенствования методического и педагогического мастерства коллег в ДТДиМ имени А.П.Гайдара реализуется сознательно и успешно.

Опытный и умелый наставник помогает коллегам увидеть, сформулировать, реализовать связь собственных действий и действий образовательной организации в целом, вписать эти действия в контекст развития учреждения.

Еще один из подходов к наставничеству, реализуемый в ДТДиМ имени А.П.Гайдара, проявляет себя как специально обустроенная система взаимосвязи администрирования образовательного процесса в каждом из зданий большой организации и развития профессиональных контактов в каждой из частей образовательной организации.

Где проект, там и авторы, инициативные участники воплощения идей проектов – наставники других педагогов в решении общих задач. Меняются проекты, а вместе с этим и роли, условия взаимодействия, но сохраняется психологический климат взаимной поддержки, командной работы. Педагоги хорошо ориентируются в том, по какому вопросу можно обратиться к коллеге как к опытному наставнику.

Решая организационно-методические задачи, Дворец имени А.П.Гайдара выстраивает профессиональные связи (пары или триады) «руководитель адреса – начинающий педагог – старший методист», то есть профессиональную общность для решения индивидуальных задач начинающего педагога, которые он сам определяет как приоритетные. Наставничество – форма партнерства, которая помогает педагогу формировать и наполнять результатами свой портфель достижений. Связи наставников и воспитанников помогают строить профессиональные потребности педагога, мотивируют к профессиональному и личностному росту, дальнейшему самообразованию.

Почему мы говорим о педагогах как о воспитанниках? Во взаимодействии их с наставниками реализуются их личные интересы, ценности дополнительного образования, нравственные ориентиры, позиции, волевые качества. Разумеется, речь идет не только о воспитании условно ведомых коллег, но и о воспитании, развитии и воплощении в действиях и результатах качеств наставников.

Образовательные траектории детей – значимый фактор развития наставничества в учреждении дополнительного образования. В «Гайдаре» есть программы вводного, ознакомительного, базового, углубленного уровней.

Преемственность между программами определяется сохранением и развитием интереса детей к тому, что им дает педагог. Построение новых образовательных траекторий, выстраивание связей между образовательными программами – область педагогической деятельности, где важны опыт, его осознание, возможность обмена и использования педагогических находок, контактов с внешними партнерами. Подход к организации наставничества для решения задач построения, сопровождения образовательных траекторий детей понимается нами как одна из стратегических ветвей развития образовательной организации.

Наставничество не обязательно подразумевает долгосрочные связи между педагогами. Например, в «Гайдаре» у педагогов есть возможность пройти тренинги профессионального мастерства в тех областях знаний и умений, которые им интересны. Спектр предлагаемых активностей достаточно широк – 30-35 тематических направлений. Здесь и содержание образования, и организация образовательной среды, и психолого-педагогическое сопровождение детей, работа с родителями, решение вопросов формирования мягких и жестких навыков, туристические сборы, коучинг. Тренинг – практика. Как правило, это командная деятельность. И это взаимоотношения наставников с теми, кто хочет многого добиться, опираясь на советы, иллюстрацию опыта наиболее успешных коллег.

Наставничество в «Гайдаре» не выглядит как определение жестких указаний по отношению к новичку и осуществление контроля над его деятельностью и по отношению к его результатам. Здесь важны инициатива каждого, общие успехи, свободный диалог в среде общения, которая редко допускает использование мотивов конкуренции, поощряет поддержку инициатив, свободный обмен мнениями и информационными материалами, взаимное уважение, приоритет общих ценностей.

Здесь в основе наставничества не утверждения, а вопросы, которые интересны и для наставника, и для его воспитанников. Списки вопросов иногда выглядят как гайды интервью. Это вопросы об интересах, целях и проблемах, условиях, средствах, ресурсах, способах достижения успехов и об обоснованности выбранных решений, планов, способах контроля и оценки получаемых результатов.

Такой исследовательский и проектный командный подход к организации наставничества позволяет нам в ДТДиМ имени А.П.Гайдара комплексно решать вопросы развития учреждения, самореализации и развития профессионального мастерства, карьерного роста педагогов, находить ответы на образовательные запросы детей и их родителей, находить интересные решения актуальных задач образовательной политики государства и города.

Елена МОЛЧАНОВА, Ирина БУЯНКИНА, заместители директора Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте