«Поля, умница, аккуратно портфель сложила. Первый класс, вы молодцы, быстро собрались. Хороших вам выходных!» Малыши еще покидают кабинет, а их парты уже занимают… учителя. В новом учебном году в школе появились четыре молодых специалиста, только-только «испеченных» вузом. Екатерина Геннадьевна Белоцерковская улыбается: «Скоро студенты придут. Станок работает бесперебойно: школьники, студенты, молодые учителя, стажисты».
Чтобы наставничество было эффективным, в екатеринбургской школе №69 выстроены не линейные связи «молодой специалист – стажист», а сплетена прочная разноуровневая сеть передачи опыта.
Для Екатерины Геннадьевны Белоцерковской нынешний первый класс девятый по счету. 28 лет педагог в профессии. В 2008 году стала победителем Всероссийского конкурса «Учитель года». Работала в одном из самых престижных на Среднем Урале учебных заведений – гимназии №9, но после реорганизации гимназии (теперь в нее поступают только в среднее и старшее звенья по конкурсу) педагог начальных классов перешла в школу №69, которая, по задумке Управления образования Екатеринбурга, стала базовой для нескольких гимназий. Школа специфическая, ее основа – начальное образование. Упор сделан на младшие классы: параллель первых состоит из восьми, в то время как в среднем звене лишь по одному классу.
Школа – инициатор сотрудничества с вузом
Когда в 2013 году Екатерина Геннадьевна пришла в 69‑ю школу, в глаза бросился дефицит молодых кадров. Средний возраст учителей составлял 52 года. Выпускники педвузов, проработав несколько лет, часто не задерживаются в школе, ищут себе другое применение. Труд учителя ох как непрост! Как же сделать профессию престижной для амбициозных молодых людей, а школу – привлекательной площадкой для самореализации? Эффективный инструмент – наставничество, когда молодой педагог не предоставлен самому себе, а окружен вниманием коллег. И очень скоро сам может стать наставником, например для студентов!
Тема наставничества занимала Белоцерковскую всегда. Возможно, потому что сама она из династии педагогов, где опыт передается естественно и постоянно. В ее собственной судьбе наставники играли заметную роль: во время учебы в университете, в начале школьной деятельности, и всегда они были на равных. Именно ощущение равенства, а не высокомерного поучительства и стало основной идеей ее подхода к системе наставничества.
Школа №69 выступила инициатором сотрудничества с Институтом педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета и пригласила на практику целую группу из 30 человек. В то время как многие средние учебные заведения вообще стараются не брать практикантов, видя в них обузу. На следующий год включились в активную работу с большими группами практикантов еще три школы – №5, 4, 171. Сейчас восемь школ Екатеринбурга работают в тесном контакте с Институтом детства.
– Нам было важно понять, что нужно изменить, чтобы студенты после практики, во-первых, перестали бояться, стрессовать по поводу работы в школе, во-вторых, чтобы у них не пропало желание быть учителями. Горящие глаза? Посмотрите, вот наши самые молодые педагоги еще год или два назад были студентами, как вы, теперь получили первый опыт, и они не разочарованы, у них тоже горящие глаза!
Для ощущения успешности и интереса к деятельности важны прежде всего эмоциональное состояние и психологический настрой. А знания и навыки становятся инструментами педагогического успеха.
В школе №69 создана и успешно работает система наставничества.
Ступенчатая модель оценки
Желательно, чтобы студент с первой и до последней практики проходил ее в одной школе. Это позволяет привыкнуть к коллективу, к стенам, которые становятся родными, и тревожности по поводу своей неопытности почти не возникает.
Совместно с методистами университета была разработана ступенчатая модель оценки практики. Практика после второго курса оценивается по иным критериям, чем после третьего, ну а четверокурсники уже должны показать объемные знания и умения, их урок получает комплексную оценку.
Молодые учителя после вуза обладают определенным набором теоретических знаний, методически подкованы. Но часто они не умеют элементарного, и им нужно помочь еще на стадии студенчества: научить заполнять дневник, как электронный, так и бумажный, вести родительское собрание, планировать внеурочную деятельность, даже правильно проверять тетради; как дать оценку учебе детей в первом классе, где царит безоценочная система. Практика должна быть реальной, ориентированной на повседневную школьную действительность, чтобы студент приобрел навыки по самым разным направлениям.
Бинарные уроки
– Алсу, ты молодец, урок провела достойно. Поняла, что в следующий раз желательно сделать по-иному?
Екатерина Геннадьевна на днях провела урок технологии в первом классе совместно с молодым педагогом. Тема – «Поделки из пластилина». Презентацию, порядок ведения занятия полностью подготовила Алсу, а опытный педагог кое-что корректировала по ходу урока, например, о самом материале и правилах взаимодействия с ним нужно рассказывать ближе к старту занятия, а не в середине.
Когда урок практиканта или молодого специалиста оценивает методист, то по завершении занятия выставляет оценку и делает ряд критических замечаний. Он находится как бы над ситуацией, молодые часто расстраиваются и опускают руки, если недочетов оказалось немало. В бинарных уроках равно задействованы молодость и опыт. Никакого назидательства, только дружеская квалифицированная подсказка. От ошибок не застрахован никто. Когда идет работа в паре, ошибки становятся базой для совершенствования.
– Я могу составить правильный урок, но тогда начинающий учитель никогда не поймет, что такое неправильный урок, а это важное знание, – поясняет свою позицию Белоцерковская.
Бинарные уроки в 69‑й школе наставники проводят уже несколько лет и убедились в их эффективности. С их технологией специалисты 69‑й знакомили другие учебные заведения на форумах, интерес большой, в том числе и со стороны Министерства образования Свердловской области.
Уроки по смежным направлениям
«Начальниками» нежно и ласково называют педагогов начальной школы. Если ты молодой «начальник», тебе полезно время от времени посещать предметников. Вот где прекрасная возможность напитаться творческой энергией и самим покреативить!
Преподаватель изо Елена Михайловна Гостюхина не только учитель, но и художник, организует собственные выставки. Интересно работает учитель музыки Марина Амировна Бектяшева, школьный хор является победителем всероссийских конкурсов. Обмен опытом со специалистами смежных направлений расширяет горизонты молодых, не дает зацикливаться исключительно на своих задачах и проблемах.
«Я наставник, и у меня есть наставник»
Несколько уровней наставничества переплетаются в образовательном процессе школы №69.
Первая модель: «молодой педагог – опытный педагог». Стажист разрабатывает программу наставничества исходя исключительно из потребностей конкретного человека. С первых дней работы в школе становится ясно: у кого-то из молодых учителей сила в одном, у кого-то – в другом; так и со слабыми сторонами. Есть и общие для всех задачи, но индивидуальный подход торжествует.
Чтобы стать хорошим наставником, недостаточно быть высоким специалистом в своем предмете. Немало прекрасных учителей, даже авторов собственных методик, которые не умеют или не желают делиться. Наставничество предполагает определенное психологическое устройство – стремление отдавать опыт, знания, энергию. А что взамен? Тоже знания, но другие, тоже энергия – свежая, молодая, новый взгляд на жизнь и образование.
Когда стажист начинает учить молодых, он вольно или невольно работает над своими педагогическими деструкциями, что-то в себе поправляет. Например, в какой-то момент стал преподавать преимущественно по учебнику и сам не заметил, как сел за учительский стол и не хочет подняться. С молодым же специалистом надо быть в тренде. Подготовить качественную презентацию, а это значит разобраться в цифровых платформах, свободно владеть новыми информационными технологиями. Именно выстроенная система наставничества помогла школе решить проблему овладения учителями в возрасте компьютерными технологиями.
Эффективный процесс всегда направлен в обе стороны. «Мы думаем, они учатся у нас. На самом деле это мы учимся у них!» – говорит Екатерина Геннадьевна.
Вторая модель: «студент – опытный преподаватель». Потребности студентов прописывает университет, это запрос вуза. Задача учителя-наставника – увидеть, что требуется подтянуть каждому конкретному студенту, на что сделать упор. Вновь речь идет об индивидуальной траектории наставничества.
Третья модель: «студент – молодой специалист». Это самый интересный уровень. Один педагог может являться наставником и для молодого специалиста, и для практиканта. Молодой специалист в свою очередь может быть наставником другого студента – с прописанной программой, задачами, все как положено. Опыт наставничества для молодых учителей важен не меньше, чем для студентов. Они с удовольствием делятся первым опытом, укрепляют при этом базовые знания, активно вовлекают практикантов в широкий образовательный процесс, привлекая к организации динамических пауз, к подготовке родительских собраний. Студенты же воочию видят себя через год-два и не разочаровываются в выбранной профессии!
Процессы идут и по горизонтали, и по вертикали. Все учат друг друга и учатся друг у друга.
В рамках конкурса «Педагогический дебют» Екатерина Геннадьевна Белоцерковская как заместитель директора школы по научно-методической работе представляла многоуровневую систему наставничества «студент – молодой учитель – учитель-стажист», которая вызывает все больший интерес у коллег.
– Самое главное для меня, чтобы в школе было больше молодых учителей с горящими глазами, – говорит Екатерина Геннадьевна. – Выпускники педвузов готовы идти в образование. Но, чтобы они остались в системе, сама школа должна постараться! Не вуз, а именно школа.
Марина РОМАНОВА, Екатеринбург
Комментарии