Понять, помочь, простить,
Три заповеди учительского блаженства
Удивительны размышления Шалвы Амонашвили о значении слова “школа”. Он утверждает, что корень у слова санскритский – это лестница, которая имеет тридцать ступеней. Тридцатая ступень – высшая, и, поднимаясь по ней, человек открывает всю мудрость любви и становится богочеловеком. Но где же эта лестница? Школа, оказывается, находится в самом человеке. Как говорил Христос: “Храм есть в себе. Там и молись!”
Три года изо дня в день наши студенты поднимались по лесенке познания всех законов, правил, принципов, мудрости учительской профессии, определяли, чему будут молиться. Сейчас они уезжают на преддипломную практику. К сожалению, у школы есть много способов погасить интерес ребенка к учебе и только один, чтобы его сохранить, – это личность Учителя.
“Что я сделаю, чтобы скука и уныние не входили на порог моего класса?” – на эту тему размышляли мои студенты перед практикой. Вот работа Татьяны Зейкан:
“Учитель переживает за весь класс, за всех и за каждого. И тогда класс – единый коллектив, большая семья, где все проблемы будут решаться сообща.
Ребята приходят в школу, и вместе с ними путешествуют по стране Знаний Незнайка и Буратино – сказочные герои из азбуки. Я постараюсь, чтобы в гости к ребятам “приходили” и плюшевые медвежата, зайчата, Дюймовочка, Карлсон и т.д. Детям просто некогда будет скучать!
Мы все будем делать вместе: плакать и смеяться, переживать за невыученный урок и радоваться пятеркам. Да и вообще, разве могут быть рядом с детьми скука и уныние? Ребята сами прогонят из класса все плохое…
Я всегда буду помнить, что ребенок не виноват, и, если вдруг станет скучно, виноват учитель, не сумевший показать радость открытий.
Перед входом в класс остановлюсь и спрошу себя, чем удивлю, обрадую своих учеников”.
А вот какие мысли, идеи изложены в сочинениях других студентов:
– постараюсь, чтобы каждый день в школе для ученика был радостным праздником;
– создам дружный коллектив;
– хорошо оформлю класс, чтобы в нем было уютно, красиво;
– постараюсь стать другом ребят;
– с улыбкой буду входить в класс, и хорошее настроение всегда будет со мной, все неприятности – за порогом школы;
– ребята будут заняты делом – “золотой пчелке” некогда скучать;
– всегда буду помнить о трех П: понять, помочь, простить;
– буду внимательным, чтобы услышать и понять ученика, только тогда будет согласие;
– во время работы с детьми душа должна “петь”;
– мастером стать нелегко, но думаю, если приложить старание, внимание, уважение и любовь к детям, то приблизиться к мастерству можно…
Педпрактика – приближение к мастерству. Со светлыми чувствами, желаниями поедут студенты на встречу с детьми. С какими они явятся назад, это еще вопрос….
Валентина МИЛЛЕР, преподаватель педагогики Опочецкого педагогического колледжа
Опочка,
Псковская область
Комментарии