Поезд мчит меня в Северную Пальмиру. Сбылась мечта: посетить величественные соборы, проникнуться уважением к старине, чтобы потом передать новые знания и впечатления своим воспитанникам. Полная романтических надежд, я сидела в купе и вдруг услышала разговор двух мужчин…
Наверное, это были ветераны. Один из них мне показался умудренным жизнью, испытавшим трудности всех перестроек, но не потерявшим веры в торжество добра и справедливости. Второй – озлобленным, разочарованным, недовольным всем и вся пессимистом. О чем они спорили? О нашей жизни. О ком они спорили? О современной молодежи, ее увлечениях, о необходимости применять жесткие меры к тем, кто ищет свое место в жизни, но еще не нашел его.
Первым, инстинктивным моим желанием было встать на защиту современных мальчишек и девчонок, но потом показалось, что этого делать не надо. Я решила подготовиться к этому разговору (путь ведь был некоротким) и, чтобы достойно отстоять позицию современной молодежи и ветерана-оптимиста, мысленно обратилась к своей педагогической деятельности. Ведь именно в процессе моих уроков и внеклассных мероприятий я не просто узнаю воспитанников, не просто восхищаюсь ими, а приобретаю уверенность, что в школе обучаются настоящие граждане своей страны, лучшие представители своего народа.
Дорогие читатели, уважаемые пассажиры образовательного поезда! Приглашаю вас совершить экскурс в мою педагогическую деятельность.
29 лет назад переступаю порог школы. Постоянно меняется наша жизнь, меняются и ученики. Меня встречает молодежь XXI века. Какая она? Разные: любознательные и ищущие, спокойные и равнодушные, есть и разочарованные, и озлобленные. Но объединяет ребят то, что любой из них хочет быть замеченным и услышанным, каждому важно получить ответ на свое «почему?». И это, естественно, предъявляет новые требования к учителю. Важной задачей современного думающего учителя является не просто трансляция и формирование программного объема знаний, но и развитие у ребят ценностного к ним отношения, формирование умения решать творческие задачи, развитие способности к самореализации, формирование гражданской ответственности, духовности, нравственности, культуры поведения, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Становление гражданской идентичности школьника требует, по мнению педагога и психолога Александра Асмолова, формирования четырех личностных компонентов: когнитивного (знания о принадлежности к общности граждан России), ценностного (наличия позитивного отношения к факту принадлежности), эмоционального (принятия гражданской идентичности), поведенческого (участие в общественной жизни).
Педагогической технологией, наиболее адекватно и полно реализующей все названные компоненты в становлении и проявлении гражданского в развивающейся и ищущей себя личности школьника, является, на мой взгляд, методика, предложенная кандидатом педагогических наук Дмитрием Григорьевым. Дмитрий Васильевич Григорьев – руководитель отдела методологии и технологии воспитания личности Федерального института развития образования; руководитель учебно-деятельностного направления в «Умной школе», к. п. н., доцент (г. Москва). Входил в состав межведомственного Совета по дополнительному образованию и воспитанию детей при Министерстве образования РФ, в Правление Российской макаренковской ассоциации.
Суть методики в последовательной активизации детей через: 1) дискуссию; 2) переговорную площадку; 3) организацию социально-образовательного проекта совместно со взрослыми.
В практике моей работы данная технология модифицирована. Во-первых, включены два дополнительных этапа: вводный – погружение в проблему и завершающий – рефлексивный анализ. Дискуссию заменяю термином «дебаты». Ознакомившись с данной технологией в 2015 году, успешно применяю ее полностью в старших классах и фрагментарно – в 5-7‑х. Реализую методику не только как системную воспитательную технологию, но главным образом как технологию организации учебной деятельности школьников на занятиях.
Давайте проследим, как эта технология способствует формированию семейной идентичности. На практике это выглядит так. Например, на уроке обществознания в 5‑м классе по теме «Семья» урок начинаю с опережающего творческого задания: «Нарисовать генеалогическое древо своего рода». Составляя его, ребята глубже ощущают себя частью своей семьи. Урок начинается с выставки работ и рассказа о родственниках.
Следующий этап – погружение как основа формирования когнитивного компонента. На этой ступени использую групповые формы работы (обучение в сотрудничестве, кейс-технологии). Изучая теоретический материал, ребята формируют образ идеальной семьи, нравственные образцы семейной жизни. Провожу работу в группах. Одна из команд отвечает на проблемный вопрос: «Зачем человеку семья?» с помощью игры «Перевоплощение». Группа делится на три подгруппы: первая должна рассказать, зачем нужна семья от имени детей, вторая – от имени родителей, третья – от имени бабушки и дедушки. Другая часть класса работает над творческим заданием: «Представить графически семью в виде солнышка с расходящимися лучами. Рядом с каждым лучом подписать одно из назначений семьи». Это эмоциональный компонент.
Семья является частью любого государства, поэтому третья часть класса работает над составлением цепочки, в которой надо назвать все виды помощи, которые оказывает государство. Поведенческим компонентом становится детско-взрослый проект. Творческое домашнее задание: «Представьте, что вам поступило задание от дирекции нашей Воронежской кондитерской фабрики – нарисовать обертки для конфет «Счастливая семья». Выполнив это задание, учащиеся посетили завод и представили дирекции свои лучшие работы. Им пообещали воплотить одну в реальность.
Рефлексия – это осмысление нового отношения к понятию «Семья». Я предлагаю ребятам проект под названием «Дом счастья». Работая в парах, они опираются на тот «строительный материал», из которого будет состоять их дом (трудолюбие, взаимопомощь, любовь, здоровье и т. д.). Такая форма рефлексивного анализа позволит ребятам скрепить семейную идентичность.
Я знаю, что мой будущий выпускник может избрать себе любую профессию, но, работая, должен помнить о том, что он гражданин своего Отечества. Будущее цивилизованного общества зависит от духовности и нравственности личности. Результативность моей работы проявляется в ежегодном проекте «Правовая культура. Основы избирательного права». Разработана программа элективного курса под одноименным названием. Уже на протяжении семи лет в нашей школе действует команда «Молодежь нового времени». Ученики принимают активное участие в Олимпиаде по избирательному законодательству. Работает клуб «Молодой избиратель», его участники познают основы избирательного законодательства России, разработана программа элективного курса «Правовая культура. Основы избирательного права». Традиционно провожу деловую игру «Выборы школьного парламента», где ученики обучаются процессу голосования. Работаю с обучающимися различной категории (дети с инвалидностью, дети из семей мигрантов, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, а также дети с девиантным (общественно опасным) поведением). Насколько эффективна эта деятельность, показывают достижения школьников: в этом учебном году команда «Молодежь нового времени» в районных соревнованиях заняла 3‑е место, а в личном первенстве учащиеся стали победителями и призерами олимпиады. Районный конкурс «Я – гражданин России» был предусмотрен для учащихся, состоящих на внутришкольном учете и в органах ПДН (команда заняла 1‑е место – 18 марта 2015 года). Необходимо отметить, что в выборах 2015 года была отмечена стопроцентная явка учащихся, которые достигли возраста активного избирательного права.
Также хочу упомянуть о технологии «Региональная идентичность»: она позволяет на качественном уровне организовать исследовательскую деятельность, дает возможность развивать познавательную активность, творческие способности у учащихся, помогает формировать интерес к научному познанию, меняет мышление. Исследовательской работой учащиеся могут заниматься во внеурочное время. В нашей школе ее можно представить в виде схемы. Мне удалось заинтересовать подростков историей родного края, и результаты говорят сами за себя. Ежегодно мои ученики участвуют в различных конкурсах краеведческой и духовно-нравственной направленности, таких как «Воронеж в истории Отечества», «Край воронежский православный», «Символы России и Воронежской области», «Гордость моего родного края». Количество моих участников конкурсов и конференций растет. Динамику результатов исследовательской деятельности можно наблюдать на моем сайте http://linenko.ucoz.ru/ в разделе «Награждение учащихся».
Хотелось бы остановиться на одной из многих исследовательских работ под названием «Дневники летчика». Во время экскурсии в музей «Арсенал» мы с учениками погружались в историю Великой Отечественной войны, нашего края и страны. «Почему же Воронеж не стал городом-героем?» – возник у некоторых ребят вопрос. Он был задан в качестве основного на дебатах, посвященных роли города и его жителей в Великой Отечественной войне. Состоялась переговорная площадка с участием ветеранов ВОВ, почетных граждан Воронежа Г.М.Тришина и И.И.Щитляк. В результате встречи с известным краеведом В.Л.Елецких ребята узнали, почему Воронеж так и не стал городом-героем, а также ученый передал нам ценнейший артефакт – дневники летчика. Поведенческий компонент проекта заключается в выяснении в ходе кропотливой исследовательской работы, кому принадлежали эти мемуары. На сайте «Подвиг народа» нашли о нем более подробную информацию, описание героического поступка, приказ о награждении. О данном артефакте ребята рассказали в Научном обществе учащихся Воронежского государственного университета. Их рефлексия – осмысление своего вклада в изучение истории войны и передача данного артефакта в музей «Арсенал».
Обновление мира начинается в школе: я в это искренне верю. Смею надеяться, что мой педагогический опыт по целенаправленному формированию гражданской идентичности создает предпосылки для укрепления общества завтрашнего дня.
Уважаемые попутчики! Великий просветитель XIX века Виссарион Белинский сказал: «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом». Мы убеждены, что работа, которая ведется в нашей школе, не оставит равнодушными наших выпускников, выработает у них активную жизненную позицию и они вырастут достойными гражданами нашей страны.
Ирина ЛИНЕНКО, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории средней общеобразовательной школы №84, Воронеж
Комментарии