В 2003 году (№20) «Учительская газета» предприняла попытку проанализировать, насколько актуальна в наши дни педагогика Макаренко. Тогда своим мнением о ней поделился с читателем заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук Яков Наумович ЛЕВИН. Свыше пятидесяти лет отдано им работе в педагогике. Он был учителем, директором общеобразовательной школы и школы-интерната, преподавал в вузе, организовывал первые в стране студенческие педотряды имени А.С.Макаренко. Тогда, завершая интервью с Яковом Наумовичем, редакция отметила, что он пишет книгу «Общешкольный коллектив не миф, а реальность». Ее целью было раскрыть важнейшую социальную значимость одной из основополагающих идей Макаренко – воспитание без перевоспитания, указав пути оптимального решения этой проблемы. И вот при финансовой поддержке администрации Октябрьского района Екатеринбурга эта книга вышла в свет. Предлагаем один отрывок из нее.
А.С.Макаренко гениально предвидел, что со временем будут востребованы «новые условия для счастья». Поэтому он был твердо убежден, что «новая этика и новые связи между людьми требуют новой эстетики».
К сожалению, у нынешнего подрастающего поколения исчез тот четкий ориентир, который старшим поколениям обеспечивал некое единство их нравственно-эстетического развития. Современный ребенок с самого раннего возраста попадает в ситуацию выбора тех нравственно-эстетических идеалов, норм и правил, на которые ему следует ориентироваться в своей жизни. Поскольку сознательно осуществить этот выбор не только в раннем, но и в подростковом возрасте он не может, то все зависит от силы и частоты воздействия того или иного субъекта воспитания.
А.С.Макаренко говорил: «Я должен быть эстетически выразителен. Я должен быть таким же радостным, как коллектив. Я никогда не позволял себе иметь печальную физиономию, грустное лицо. Даже если у меня были неприятности, если я болен, я должен уметь не выкладывать всего этого перед детьми. Я не допускал к уроку учителя, неряшливо одетого. Поэтому у нас вошло в обыкновение ходить на работу в лучшем костюме. Я и сам выходил на работу в лучшем костюме, который у меня был. Так что наши педагоги, инженер и архитектор ходили франтами». (Выделено мною. – Я.Л.)
В современный период учителя и воспитатели учебно-воспитательных учреждений глубоко понимают, что эстетическое воспитание является целостным процессом эмоционального развития личности, органически связанным с умственным, нравственным, трудовым и физическим воспитанием. Позднее мне довелось познакомиться с весьма интересной и значимой работой коллектива школы-интерната №18 г. Таганрога Ростовской области (директор – заслуженный учитель РФ Ю.Л.Зак), в которой эстетическое воспитание школьников средствами быта планируется педагогами, дающими в процессе обучения на уроках и внеурочных занятиях пищу для творческой деятельности органов школьного самоуправления по созданию красоты быта. Интересно исследование старшего воспитателя этой школы-интерната М.Ф.Познина на тему «Пути совершенствования эстетики школьного быта». К эстетике быта он относит условия, в которых протекает школьная жизнь, процесс формирования эстетического отношения к школьной действительности, к красоте природного и материального окружения школы, а главное – к красоте межличностных отношений в общешкольном коллективе.
Опираясь на идеи А.С.Макаренко по проблемам методики клубной работы, не могу не привести пример творческого воплощения упомянутых макаренковских идей в практическую жизнь подросткового клуба «Мечта», расположенного в одном из промышленных районов г. Таганрога. Знакомство с этим клубом по месту жительства (руководитель Л.И.Носкова) никого не могло оставить равнодушным.
Это был удивительный и в то же время реальный мир науки, техники, искусства, спорта, где дети, подростки и старшеклассники могли встретиться со сказочно-кукольными Емелей, Колобком или чеканными парусниками времени Петра Первого, современной авиационной моделью и новейшим радиоприемником. Все это было сделано руками школьников. Сделано добротно, красиво. А если вас интересовала книга, к вашим услугам – библиотека. Любители путешествий могли побеседовать с участниками экспедиций в Москву, Ярославль, Ростов Великий, Львов, Каунас, Вильнюс, Ригу.
Для любителей электромузыкальных инструментов или для других видов художественной самодеятельности, а также для шахматистов, шашистов, теннисистов, кинофотолюбителей здесь тоже было место, где можно было бы приложить умение и способности. Девиз «Мечты» – «Ты клубу своему хозяин – твори, дерзай, мечтай!».
В статье «Литература и общество» А.С.Макаренко писал: «Мы живем в то замечательное время, когда человечество закончило какой-то тысячелетний период предварительной жизни и впервые в истории подняло знамя человеческой организации. …Мы ведем бой за новое счастье, за новый разум, новую жизнь». (Подчеркнуто А.С.Макаренко. – Я.Л.)
Как же особенно сегодня современно и актуально звучат эти пророческие слова А.С.Макаренко, реализация которых, безусловно, должна способствовать «человеческой организации» и эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Это положение явилось одной из основных задач в деятельности дошкольных и школьных коллективов, опыт которых представлен в публикациях – книгах нашей научно-практической лаборатории «Личность и коллектив» Октябрьского района г. Екатеринбурга.
Так, например, в лингвистической гимназии №13 на основе принципов управления и самоуправления работают двадцать два клуба, студии, кружки, секции. В их числе – спортивные секции, шахматный клуб, студия бального танца и вокальная студия, детский музыкальный театр и театр на английском языке «Алые паруса», изостудия, клуб интернациональной дружбы (в статусе ЮНЕСКО), клуб ролевых игр, кружок технического творчества, видеостудия, музей истории гимназии, пресс-центр, систематически выпускающий интересную по содержанию и оформлению газету «Форточка», отражающую многогранную жизнь общешкольного и классных коллективов. И нет ничего удивительного в том, что при таком «многоцветье» воспитательных объектов у учащихся есть выбор: практически каждый из них имеет возможность выразить себя. В этом им помогают наставники, увлеченные своим любимым делом, способные повести за собой школьников, поделиться с ними «огнем» своей души. Особой популярностью здесь пользуется театр на английском языке «Алые паруса», которым вот уже более четверти века бессменно руководит учитель английского языка Н.М.Аракчеева.
Еще раз подтверждается аксиома: если рядом с учащимися умелый и мудрый организатор, увлеченный любимым делом педагог, то это оказывает большое влияние на будущее детей, становление их личности. Впрочем, так и должно быть. В этом убеждена и Г.Г.Гребенюк, молодой учитель музыки и истории культуры.
– На уроках и внеклассных мероприятиях, – делится своим мнением Ганна Геннадьевна, – процесс творческой деятельности рождается только изнутри ребенка, из его переживаний, из его желания «выплеснуть» свое состояние радостного духовного напряжения. А желание, например, у учащихся начальных классов уже заметно проявляется: они с удовольствием приходят на занятия, имеющие эстетическую направленность.
Действительно, «молодежь всегда красива, – писал Антон Семенович Макаренко, – если она правильно воспитывается, правильно живет, правильно радуется».
P.S.
Сегодня Яков Левин работает над очередной книгой. Это будет документальная повесть «Педагогическая поэма продолжается. Судьбой дарованные встречи».
Комментарии