По-моему, система оплаты труда нормально заработает только тогда, когда будет введено подушевое финансирование. Это параллельные процессы. Дело в том, что учебный процесс – это не только работа учителя, но и приобретение оборудования, материально-техническое обеспечение. Мел и тряпка – они тоже стоят денег. Смешно, когда на наглядные пособия выделяется 34 рубля. Но учитель не может обучать только с помощью мела и тряпки. А электронные учебники, а карты, а реактивы? О каких тогда инновационных процессах в образовании мы ведем речь?
Санкт-Петербург
Что касается введения отраслевой системы оплаты труда, то кому-то стало жить лучше, кто-то остался на прежнем уровне. Один учитель сегодня получает 24 тысячи рублей, другой – 8 тысяч. Впрочем, уравниловки в школе никогда и не было. Я не понимаю, когда говорят: средняя зарплата учителя – 11 тысяч рублей. Это все равно, что выводить среднюю температуру в больнице. Просто раньше учитель и воспитатель детского сада получали одинаково. Сейчас учитель получает больше. Это неправильно. Попробуйте поработать с маленькими детьми.
В проигрыше, как всегда, оказалась молодежь. Если к тому же у человека нет высшего образования, а это один из повышающих коэффициентов, введенных новой системой оплаты, то соответственно он получает меньше всех. Но без молодых специалистов школа не может развиваться.
Юрий СТАРИКОВ, директор школы №106: Надтарифный фонд необходимо увеличить
С одной стороны, введением новой системы оплаты труда директора приравняли к учителю. Это хорошо. Но, с другой стороны, потолок зарплаты директора сегодня – 12-13 тысяч рублей. Мы не государственные служащие, доплаты за руководящий стаж тоже исчезли. Я не спорю, задумка хорошая, когда учитель при нагрузке в 18 часов получает 10 тысяч рублей. За каждый дополнительный час ему доплачивают 300-500 рублей, и в итоге при нагрузке, допустим, в 24 часа предметник может получать 17-18 тысяч рублей. Но не забывайте о степени ответственности руководителя.
Еще один минус – снижение уровня самостоятельности школы за счет сокращения надтарифного фонда. Раньше он составлял 25 процентов, и из этих средств оплачивалась работа, не входящая в основные обязанности (классное руководство, охрана труда, заведование кабинетами). Помимо этого хватало и на поощрения учителей. За счет средств надтарифного фонда мы нивелировали разницу в зарплате. Сейчас надтарифный фонд в зависимости от района составляет от 4 до 7 процентов. Этих денег не хватает. Даже если учитель – отличный предметник, но у него нет высшего образования, я не могу ему доплатить за профессионализм. И получается, что у одного зарплата – 20 тысяч рублей, а у другого – 7 тысяч рублей. Мне кажется, надтарифный фонд должен составлять не менее 10 процентов.
Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, директор гимназии №166, учитель года России-2003: Систему придется дорабатывать
Оптимизма с введением новой системы оплаты труда прибавилось у тех, кто имеет стаж и высшее образование. Для начинающих специалистов радикальных изменений в лучшую сторону, по-моему, не произошло.
Статус гимназии теперь дифференцирует зарплату. Например, учителя начальных классов в гимназии не получают 15-процентную надбавку, которую получают остальные предметники, так как гимназические программы начинаются с пятого класса.
Думаю, новую систему оплаты труда еще надо дорабатывать.
Комментарии