search
main
0

Молчание и бездействие – благодатная почва для угнетения. Тема: «Свобода мысли, совести и религии в современном международном и российском законодательстве». Старшие классы

Принимая во внимание то, как обращались с религиозными меньшинствами в других странах в то время, Нантский эдикт был, по словам историка Элизабет Лабрус, «документом превосходной политической мудрости». У Генриха была мечта увидеть, как протестанты вернутся в католическую паству.

Продолжение. Начало в № 36

В то же время сосуществование религий позволяло достичь компромисса, только в том случае, как говорил Генрих, «все наши подданные смогут молиться и поклоняться Богу».

Решение проблемы, связанной с подобным насилием, до сих пор ускользало от нас. Однако в 1948 году, осознавая угрозу разработки оружия, способного уничтожить жизнь на всей планете, чтобы предотвратить будущие бойни, народы всего мира объединились, выработали и приняли кодекс, призванный служить образцом для людей, групп и особенно наций. Они назвали его «Всеобщая декларация прав человека». Ее первая статья выражает дух, в котором была создана Всеобщая декларация прав человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Несмотря на то, что Всеобщая декларация прав человека представляет собой общепринятый стандарт прав человека, сегодня, спустя более чем 50 лет, многие россияне до сих пор не знают о них или знают весьма поверхностно. И хотя принципы Всеобщей декларации прав человека являются частью нашей Конституции, а страны Европы дополнительно усилили их законную силу, заключив соответствующие договоры, до сих пор не всем полностью понятно, что Декларация защищает определенные неотъемлемые права, которые не являются предметом обсуждения и которыми нельзя пренебрегать.

Декларации и договоры, касающиеся прав человека, возникшие на основе Всеобщей декларации прав человека, не являются теорией. Согласно статье 1 Европейской конвенции о защите прав человека, ратифицирующие ее государства автоматически принимают на себя двоякое обязательство.

Во-первых, они должны обеспечить, чтобы их национальное законодательство соответствовало Конвенции. Подразумевается, что это обязательство, подкрепленное статьей 64, которая не допускает изменений характера статей, подлежит соблюдению с того момента, когда Конвенция вступает в силу для ратифицирующих ее государств. В некоторых случаях для выполнения взятых на себя обязательств этим государствам приходится вносить изменения в свое законодательство и практику.

Во-вторых, присоединяющиеся к Конвенции государства должны ликвидировать все имеющиеся в их законах положения, нарушающие защищаемые Конвенцией основные права и свободы. Точно так же, как существуют законы, пресекающие воровство, разбой или убийство, так же существуют и законы, защищающие право на свободу слова, свободу убеждений и на свободу иметь и исповедовать свою религию.

Из истории нам известно, что происходит, когда основные права человека не охраняются законом: очень скоро их начинают игнорировать, затем попирать. Преследования начинаются с небольших инцидентов, которые приводят к серьезному насилию. Но даже если и не будет кровопролития, при отсутствии прав невинные люди подвергаются нападкам и уголовному преследованию, несут бесконечные расходы и ведут безрадостную жизнь. Правосудие теряет способность различать правильное и неправильное. Богатые люди могут заплатить, чтобы их иск был рассмотрен в суде, или подкупить высокопоставленных чиновников. Бедных людей ставят перед фактом того, что они лишаются прав, и они ничего не могут с этим сделать. Эту сложную проблему до сих пор не удалось полностью разрешить. Некоторые страны предлагают своим гражданам юридическую помощь в ходе судебных разбирательств, связанных с нарушением их прав. Это лишь частичное решение проблемы, поскольку никогда нельзя быть уверенным в результате, а сам юридический процесс может тянуться долгие годы. Но это хоть какая-то возможность добиться помощи для человека, не располагающего средствами. Продолжая работу над созданием лучших средств защиты, мы обязаны также пользоваться уже имеющимися. Далее мы рассмотрим ваше право исповедовать свою религию. Может быть, вы не считаете, что это право находится под угрозой, но мы живем в одной из самых многонациональных стран в мире – в стране с 89 субъектами Федерации, насчитывающей почти 150 миллионов человек, населенной более чем 120 народностями и этническими группами. Большинство россиян являются православными христианами, однако, кроме них, насчитывается 19 миллионов мусульман, 2 миллиона протестантов, 1,3 миллиона католиков, более 40 еврейских общин и др. Кто может сказать о себе, что не принадлежит к какому-либо меньшинству в одной из частей страны?

Именно поэтому жизненно важно знать свои права – не только те, которые гарантированы внутренним законодательством, но и те, которые дает международное право. Демократическое государство издает законы, обнародует их и добивается их исполнения и, кроме того, защищает права всех меньшинств. Полицейские государства стремятся держать людей в неведении относительно их фундаментальных прав – для того чтобы подавить свободное использование этих прав. Такова одна из целей, провозглашенных Генеральной ассамблеей ООН в декабре 1994 года. Верховный комиссар по правам человека призвал к тому, чтобы люди любого уровня грамотности или образования знали о своих правах и обязанностях в соответствии с международными соглашениями по правам человека.

Наша работа служит, таким образом, двум целям: (1) рассказать вам о ваших правах, (2) показать, какие правовые средства защиты существуют, если нарушаются ваши права, и как такие средства используются в других странах.

Международные договоры по правам человека в области свободы мысли, совести и религии

Основным документом по правам человека является Всеобщая декларация прав человека. Принятие этой декларации означало, что организованное сообщество наций объявило о правах человека и основных свободах. Она дает определение правам человека и свободам, которыми наделены люди во всем мире.

В отличие от пактов по правам человека, которые основаны на этой Декларации и имеют законную силу лишь для тех стран, которые их ратифицировали, Всеобщая декларация прав человека является действительно всеобщей. Она представляет реальную защиту для любого представителя всего человеческого рода повсюду, независимо от того, согласились ли правительства официально с ее принципами. Эта Декларация обладает огромной нравственной силой, и ее политическое влияние растет. Декларация – это то зерно, из которого проросли основные международные понятия о правах человека. Важность свободы вероисповедания подчеркивается в преамбуле к Декларации и гарантируется статьей 18, которая провозглашает, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и в выполнении религиозных и ритуальных обрядов».

Декларации ООН определяют дискриминацию как «нарушение (или оскорбление) человеческого достоинства» и подчеркивают, что дискриминация противоречит принципам Устава ООН, нарушает права человека и основные свободы и является угрозой международному миру и безопасности. Эти принципы равенства перед законом и отсутствия дискриминации обладают такой значимостью, что являются обязательными стандартами для всего международного права во всех цивилизованных странах.

Как сказано в одном из исследований, проведенных ООН, «важным руководящим принципом является то, что ничьи права не должны ущемляться лишь из-за принадлежности к особой этнической, религиозной или языковой группе. Более того, в любой многонациональной, многорелигиозной и многоязычной стране строгое соблюдение принципов равенства и отсутствие дискриминации являются неотъемлемым условием для поддержания политического и духовного единства государства, достижения понимания и гармоничных отношений между различными составляющими общества».

Европейская конвенция

Международные документы о правах человека, принятые органами ООН и большинством европейских стран после 1948 года, вытекают из принципов, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека. В то время как Всеобщая декларация прав человека возложила на все страны нравственные обязательства, Европейская конвенция по правам человека, вступившая в силу в 1953 г., возлагает ответственность на государство защищать права человека.

С целью соблюдения прав человека в 1959 году в Страсбурге Конвенцией учреждены два европейских органа: Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека.

Комиссия принимала заявления о фактах нарушения Конвенции как от государств, так и, что происходит чаще, от отдельных людей. Эта комиссия либо содействовала доведению дела до удовлетворения обеих сторон, либо объявляла о том, что произошло нарушение Конвенции, либо передавала дело в Европейский суд по правам человека.

В 90-х годах стало очевидно, что данный механизм является слишком сложным для того чтобы адекватно справляться с поступающими в Комиссию заявлениями, число которых возросло с 404 в 1981 году до 4750 в 1997 году. Аналогично изменилась нагрузка и в Европейском суде по правам человека: количество переданных из Комиссии дел возросло с 7 в 1981 году до 119 в 1997 году.

Решением проблемы стало принятие в мае 1994 г. Комитетом министров Совета Европы протокола №11. Он вступил в силу через год после его ратификации всеми сторонами Конвенции. Главная особенность протокола №11 заключается в том, что новый единый Суд заменит два существующих органа надзора, а именно Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека, и возьмет на себя функции, выполнявшиеся этими органами.

Статья 9(1) Конвенции, предусматривающая защиту свободы мысли, совести и религии, практически идентична статье 18 Всеобщей декларации прав человека. В Конвенции лишь добавлено положение, в котором говорится, что вышеуказанные свободы ограничены только защитой общественного порядка, здоровья и нравственности или защитой прав и свобод других людей.

Европейский суд по правам человека является высшей инстанцией, трактующей Конвенцию. Поскольку Россия является теперь членом Совета Европы, решения этого суда являются обязательными для нашего правительства. Действительно, согласно Конституции, международное право имеет приоритет над Федеральным законодательством. Статья 15 Конституции РФ гласит:

«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Предположим, вы считаете, что ваши права были нарушены. Вы передали дело в суд, но во всех инстанциях проиграли, даже в Верховном суде, и не имели никаких успехов при обращении в Конституционный суд РФ. В этом случае вы можете обратиться непосредственно в Европейский суд по правам человека. Если Европейский суд принимает вашу заявку и выносит решение в вашу пользу, правительство должно будет подчиниться этому постановлению. Когда в 1996 году Россия была принята в Совет Европы, Евгений Примаков, который был тогда министром иностранных дел, заявил, что правительство намерено «в законном порядке признать обязательность юрисдикции Европейского суда по правам человека» и следовать до конца обязательствам, данным Россией при вступлении в Совет Европы.

Решения Европейского суда

В ряде решений, вынесенных Европейской комиссией и Европейским судом, дается толкование слова «религия» в том смысле, в каком оно используется в Конвенции.

Ввиду попыток запретить нетрадиционные религии при помощи Закона РФ 1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях», постановление Европейского суда, принятое в сентябре 1996 года в ходе слушания дела по Греции, представляет собой огромную важность.

В ходе слушания этого дела (Манусакис против Греции) Европейский суд пришел к выводу, что государство не имеет права выносить решение относительно того, действительно ли что-то является религией или нет, и недвусмысленно объявил, что политика, которая лежит в основе гарантий на свободу вероисповедания, обеспечиваемых Конвенцией, заключается в следующем: «гарантировать настоящий плюрализм вероисповеданий». Суд отметил, что «Свобода вероисповедания, гарантией которой является Конвенция, исключает всякое право государства определять законность религиозных верований или способов выражения этих верований».

В марте 1999 года постановление Европейского суда было процитировано в резолюции Европейского парламента, в котором Россию призывали принять меры по искоренению антисемитизма, расизма и всех видов нетерпимости к меньшинствам. В этой резолюции Парламент выражает свою озабоченность по поводу «существующего в настоящее время возрождения религиозной нетерпимости и актов дискриминации» и напоминает российскому правительству об обязательствах по правам человека, данных Россией при подписании Договора о партнерстве с Европейским сообществом и при вступлении в Совет Европы.

Одно из самых важных решений Европейского суда было вынесено при слушании дела «Кокинакис против Греции». Кокинакис, Свидетель Иеговы, был впервые осужден в 1938 году за прозелитизм, в соответствии с законом Греции. В последующие годы он подвергался арестам более 60 раз, привлекался к судебной ответственности более 18 раз и провел в общей сложности 6,5 лет в тюрьме.

В 1986 году он со своей женой посетил Крит, где они попытались обратить в свою веру одну женщину, муж которой был главой хора в местной греческой православной церкви. Они были арестованы и признаны виновными в прозелитизме. Апелляционный суд вынес оправдательный приговор жене Кокинакиса, но обвинение в его адрес оставалось в силе, и его не сняли даже в Высшем суде Греции. Кокинакис обратился в Европейский суд по правам человека. В мае 1993 года Суд постановил, что право Кокинакиса на свободу вероисповедания было нарушено, и приказал греческому правительству возместить этому человеку убытки – около 16 000 долларов. Это постановление было историческим. Оно привело к снятию обвинений в похожих случаях не только со Свидетелей Иеговы, но также с пятидесятников и буддистов.

Послание Европейского суда было предельно ясным – статья 9 Европейской конвенции охраняет право человека на прозелитизм (стремление обратить других в свою веру).

Греческая православная церковь, к которой по официальным сообщениям, принадлежит 95% населения страны, является государственной религией в соответствии с Конституцией Греции. Возможно, это повлияло на ряд постановлений Европейского суда, в которых было признано, что Греция нарушает Европейскую конвенцию по правам человека. При слушании дела «Манусакис против Греции» Суд признал, что греческие законы, касающиеся церквей и мест поклонения, «позволяют людям, облеченным политической и административной властью, а также церковным деятелям серьезно вмешиваться в право людей на свободу вероисповедания». Суд критически отнесся к «существующей в административных кругах и среди церковных деятелей явно выраженной тенденции использовать эти положения с целью ограничения деятельности религиозных групп, не относящихся к православной церкви». В Конституции России эта неприятная ситуация устраняется благодаря тому, что Россия объявляется светским государством, однако конституционное разделение государства и церкви поставлено под угрозу Законом о религии 1997 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте