search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе В Минпросвещения ответили на предложение отменить ЕГЭ Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Срываемся на детях: чем опасен родительский крик Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования
0

Мой щенок помещается в чашке. Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии для учеников 3-го класса с системным нарушением речи

Данное логопедическое занятие разработано для учащихся 3-го класса с системным нарушением речи. Цель занятия – развитие навыков дифференциации звуков и букв ш-щ в словах и предложениях. Допустимо использование элементов этого логопедического занятия на логопедических занятиях в младших классах не только коррекционных, но и речевых, а также массовых общеобразовательных школ.

Наглядный материал к занятию подготовлен и демонстрируется с помощью  компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски (28 слайдов, выполненных в программе Miсrosoft Power Point, 9 слайдов, выполненных в программе StarBoard).Тема: дифференциация звуков и букв ш-щ  в словах и предложениях.Цель: развитие навыков дифференциации звуков и букв ш-щ в словах и предложениях.ЗадачиОбразовательные:- уточнить артикуляцию звуков [ш] и [щ];- закрепить знания детей о характеристике звуков [ш] и [щ];- закрепить знания детей о связи звуков и букв ш-щ.Коррекционные: – работать над совершенствованием полноты зрительных, слуховых и моторных ощущений;- развивать зрительный гнозис, мнезис, пространственные представления;- воспитывать целенаправленность и устойчивость внимания;- развивать фонематическое восприятие, навыки дифференциации звуков [ш] и [щ]  в речи;- развивать фонематический анализ и синтез;- развивать словарь;- развивать анализ и синтез структуры предложения;- развивать умения делать словено-логическое обобщение.Воспитательные:- воспитывать самостоятельность, усидчивость;- формировать функции контроля и самоконтроля.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, элементы букв ш-щ, цветные прищепки, карточки с буквами, письменными заданиями, 27 слайдов, выполненных в программе Miсrosoft Power Point, 9 слайдов, выполненных в программе StarBoard.Ход занятияВводная частьОрганизационный момент.Приветствие. Учитель: Сегодня у нас будет занятие с компьютером, экраном и интерактивной доской.Основная часть1. Сообщение темы занятия.Учитель: К вам на занятие, ребята, пришел мальчик. Его имя вы узнаете, если разгадаете ребус. Выделите первые звуки в названии картинок, соедините эти звуки в слово с помощью стрелок (помидор, апельсин, шапка, автобус – Паша). Мальчика зовут Паша. Паша хочет познакомить нас со своим другом. Кто это, вы узнаете, если разгадаете еще один ребус. Выделите первые звуки из названий картинок и соедините эти звуки, начиная не с левой стороны, а с правой (к, щ, н, е, щ – щенок). У Паши есть щенок. Паша сфотографировал щенка и что-то написал на фотографии. (Мой шенок.) Все ли правильно написал Паша? Паша сделал ошибку. Вместо буквы щ в слове щенок написал букву ш. Пришлось Паше исправить эту ошибку и написать правильно (Мой щенок). Потом Паша подумал и так написал кличку щенка: Щарик. Правильно ли Паша написал кличку щенка? В слове Шарик (Щарик) Паша сделал ошибку. Вместо буквы щ надо писать букву ш. А почему Паша написал слово Шарик с большой буквы? (Потому что Шарик – это кличка щенка. А клички животных надо писать с большой буквы.) Какие буквы путает Паша? (Ш-Щ.) Может, Паша путает звуки [ш] и [щ]? Многие ребята тоже иногда путают эти звуки и буквы, допускают ошибки на письме.Сегодня на занятии мы будем учиться не путать звуки и буквы ш-щ в словах, предложениях. Давайте поможем Паше тоже не делать таких ошибок.2. Сравнение артикуляции звуков [ш] и [щ].Учитель: Вспомним, ребята, чем буквы отличаются от звуков? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и читаем.) Давайте сравним сначала звуки [ш] и [щ]. Какие это звуки – гласные или согласные? Звуки [ш] и [щ]  согласные.По звучанию они очень похожи. Но есть различие. Звук [ш] звучит твердо, а звук [щ] – мягко. Звук [ш]  всегда твердый, звук [щ]  всегда мягкий. Скажите сами, чем отличаются звуки [ш] и [щ]?Как мы произносим звуки [ш] и [щ]? Зубы сближены. Губы округлены. Широкий кончик языка поднят вверх (к бугоркам за верхними зубами). Язык в форме чашечки. Посредине языка идет теплая воздушная  струя (теплый ветерок). Но есть важное различие между звуками [ш] и [щ]. Когда произносим звук [щ], спинка языка (средняя часть) поднята больше, чем тогда, когда произносим звук [ш].Каким значком мы обозначаем согласные звуки (кружками или квадратами)? (Квадратами.) 3. Дифференциация звуков [ш] и [щ].Учитель: Какие значки у мягких согласных? (Зеленые квадраты.) Какие значки у твердых согласных? (Синие квадраты.)     Какой значок мы будем использовать для обозначения звука [ш]? (Синий квадрат.)Какой значок мы будем использовать для обозначения звука [щ]? (Зеленый квадрат.)На интерактивной доске разместите буквы ш и щ под значками звуков [ш] и [щ].Поднимите значок звука [ш] (синий квадрат), если услышите слог, слово со звуком [ш]. Поднимите значок звука [щ] (зеленый квадрат), если услышите слог, слово со звуком [щ]:  ша, ще, щу, ше, шо, щё, шаг, щит, пища, крыша, вещь, мышь, карандаш, ящик, рубашка, щель, шкаф.4. Игра «Лишняя картинка».Учитель: С помощью звуков [ш] и [щ] найдите лишнюю картинку.Шуба, шапка, плащ, шарф. Слово плащ лишнее, так как только в этом слове есть звук [щ], а в остальных – звук [ш].Как можно одним словом назвать шубу, плащ, шарф? (Одежда.)5. Фонематический анализ слов.Учитель: Составьте из значков звуковую схему слова: 1) шуба; 2) щука.У этих слов одинаковые звуковые схемы  или нет? Чем отличаются схемы слов щука и шуба? Назовите правильно картинки на экране: не шкаф, а шкафы; не плащ, а плащи.Составьте схемы слов шкафы, плащи с помощью красных, синих и зеленых прищепок, назовите все звуки в словах. Проверьте с помощью экрана, правильно ли составлена схема каждого из  этих слов. Какой по счету звук [щ] в слове плащи? (4-й.) Сравните схемы слов. Чем отличаются схемы слов шкафы и плащи? 6. Физминутка. Учитель: Паша предлагает показать, что однажды сделал его щенок.Бегал по двору щеночек,Видит – пирога кусочек.Под крыльцо залез и съел.Вылез – сладко засопел.7. Дифференциация букв ш и щ.Учитель: Давайте сравним буквы ш и щ.Сравним сначала печатные буквы ш и щ. Какую букву вы видите на экране слева? (Букву ш.)Какую букву вы видите на экране справа? (Букву щ.)Чем отличаются эти буквы? Сравним рукописные буквы. Чем отличаются буквы ш и щ?Сколько частей (элементов) вы видите в букве ш?  (Три элемента, крючки.)Сколько частей (элементов) вы видите в букве щ?  (Четыре элемента, три крючка и петлю.)Составьте буквы ш и щ из элементов.Соберите из элементов букву ш.Соберите из элементов букву щ.На интерактивной доске возле цифр 3 и 4 поставьте буквы ш или щ, показав,  сколько элементов в каждой из этих букв. Вспомните, как правильно писать букву ш маленькую и букву Ш большую (заглавную). Обведите букву на карточке пальцем, как карандашом, с помощью стрелок около букв. Также обведите букву щ маленькую и большую Щ. Проведем небольшой диктант. Я буду диктовать слоги, слова со звуками [ш] и [щ], а вы слушайте и пишите в тетрадь только букву ш или щ. Проверим, правильно ли вы написали диктант, с помощью экрана. 8. Запись слов с пропуском букв ш и щ.Учитель: Вставьте буквы ш и щ в слова:     Соедините по смыслу слова 1-го и 2-го столбиков:машины мощныешлем блестящийугощение хорошееплощадь большая9. Составление предложения из слов.Учитель: Вы соединили слова большая площадь. Какая большая площадь есть в нашем городе? (Это Дворцовая площадь.)Составьте предложение из слов: приехали, на, школьники, площадь, Дворцовую. (Школьники приехали на Дворцовую площадь.) 10. Паша хочет загадать вам загадки.1) Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука.) 2) Паша спрашивает, кем он станет, когда вырастет, если он хочет ловить рыбу? (Паша станет рыбаком.)Учитель: Ребята, расскажите (прочитайте)  маленькие стишки  про щуку. Вы хотите поймать одну или много щук? (Много щук.)Щуку я тащу, тащу,Щуку я не упущу.Много щук тащу, тащу,Много щук не упущу.Паша спрашивает, чем можно чистить зубы, одежду, обувь? Скажите одним словом. (Щетками.) Ребята, расскажите (прочитайте) стишок про щетки.Этой щеткой чищу зубы,Этой щеткой – башмаки, Этой щеткой чищу брюки.Все три щетки мне нужны.Паша спрашивает, как он называет маму своей мамы? (Бабушка.) Догадайтесь с помощью картинки, что есть у бабушки? (У бабушки есть овощи.)Придумайте предложение со словами бабушка, овощи, Паша.11. Дифференциация букв ш и щ в предложении. Учитель: Вставьте буквы ш и щ в предложение на карточке и на интерактивной доске.Бабу__ка  приготовила  Па__е  вкусный  бор__  из  ово__ей.  (Бабушка приготовила Паше вкусный борщ из овощей.)С помощью экрана проверим, правильно ли вы выполнили задание. 12. Выбор буквы (повторение орфографических правил).Учитель: Паша любит писать о себе письма бабушке. Помогите Паше правильно написать некоторые слова в предложениях, выбрав в скобках правильно букву.Я ч(а,я)сто угощ(а,я)ю гостей чаем. Мой щенок помещ(а/я)ется в ч(а/я)шке. Я хоч(у,ю) поймать щ(у,ю)ку. У меня ж(и,ы)вет  пуш(и,ы)стый  щенок.Учитель: Вставьте буквы а/я (у/ю) в предложения (на карточках, на интерактивной доске).Мой щенок поме___ется  в  ч___шку. Я хоч___  поймать  щ___ку. 13. У Паши есть два щенка – большой и маленький. С помощью звука [щ]  можно названия маленьких предметов превращать в названия больших предметов. Прочитайте и скажите, что есть у маленького щенка. С помощью звука [щ] скажите, что есть у большого щенка. Заключительная часть 14. Подведение итогов.Учитель: Чем мы занимались на занятии?Оценка деятельности учащихся.Учитель: Спасибо, до свидания. P.S. Две презентации к занятию опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/739. ​Расима ШИШОВА, учитель-логопед специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №565 Кировского района Санкт-Петербурга, победитель XV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте