search
main
0

Мой щенок помещается в чашке. Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии для учеников 3-го класса с системным нарушением речи

Данное логопедическое занятие разработано для учащихся 3-го класса с системным нарушением речи. Цель занятия – развитие навыков дифференциации звуков и букв ш-щ в словах и предложениях. Допустимо использование элементов этого логопедического занятия на логопедических занятиях в младших классах не только коррекционных, но и речевых, а также массовых общеобразовательных школ.

Наглядный материал к занятию подготовлен и демонстрируется с помощью  компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски (28 слайдов, выполненных в программе Miсrosoft Power Point, 9 слайдов, выполненных в программе StarBoard).Тема: дифференциация звуков и букв ш-щ  в словах и предложениях.Цель: развитие навыков дифференциации звуков и букв ш-щ в словах и предложениях.ЗадачиОбразовательные:- уточнить артикуляцию звуков [ш] и [щ];- закрепить знания детей о характеристике звуков [ш] и [щ];- закрепить знания детей о связи звуков и букв ш-щ.Коррекционные: – работать над совершенствованием полноты зрительных, слуховых и моторных ощущений;- развивать зрительный гнозис, мнезис, пространственные представления;- воспитывать целенаправленность и устойчивость внимания;- развивать фонематическое восприятие, навыки дифференциации звуков [ш] и [щ]  в речи;- развивать фонематический анализ и синтез;- развивать словарь;- развивать анализ и синтез структуры предложения;- развивать умения делать словено-логическое обобщение.Воспитательные:- воспитывать самостоятельность, усидчивость;- формировать функции контроля и самоконтроля.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, элементы букв ш-щ, цветные прищепки, карточки с буквами, письменными заданиями, 27 слайдов, выполненных в программе Miсrosoft Power Point, 9 слайдов, выполненных в программе StarBoard.Ход занятияВводная частьОрганизационный момент.Приветствие. Учитель: Сегодня у нас будет занятие с компьютером, экраном и интерактивной доской.Основная часть1. Сообщение темы занятия.Учитель: К вам на занятие, ребята, пришел мальчик. Его имя вы узнаете, если разгадаете ребус. Выделите первые звуки в названии картинок, соедините эти звуки в слово с помощью стрелок (помидор, апельсин, шапка, автобус – Паша). Мальчика зовут Паша. Паша хочет познакомить нас со своим другом. Кто это, вы узнаете, если разгадаете еще один ребус. Выделите первые звуки из названий картинок и соедините эти звуки, начиная не с левой стороны, а с правой (к, щ, н, е, щ – щенок). У Паши есть щенок. Паша сфотографировал щенка и что-то написал на фотографии. (Мой шенок.) Все ли правильно написал Паша? Паша сделал ошибку. Вместо буквы щ в слове щенок написал букву ш. Пришлось Паше исправить эту ошибку и написать правильно (Мой щенок). Потом Паша подумал и так написал кличку щенка: Щарик. Правильно ли Паша написал кличку щенка? В слове Шарик (Щарик) Паша сделал ошибку. Вместо буквы щ надо писать букву ш. А почему Паша написал слово Шарик с большой буквы? (Потому что Шарик – это кличка щенка. А клички животных надо писать с большой буквы.) Какие буквы путает Паша? (Ш-Щ.) Может, Паша путает звуки [ш] и [щ]? Многие ребята тоже иногда путают эти звуки и буквы, допускают ошибки на письме.Сегодня на занятии мы будем учиться не путать звуки и буквы ш-щ в словах, предложениях. Давайте поможем Паше тоже не делать таких ошибок.2. Сравнение артикуляции звуков [ш] и [щ].Учитель: Вспомним, ребята, чем буквы отличаются от звуков? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и читаем.) Давайте сравним сначала звуки [ш] и [щ]. Какие это звуки – гласные или согласные? Звуки [ш] и [щ]  согласные.По звучанию они очень похожи. Но есть различие. Звук [ш] звучит твердо, а звук [щ] – мягко. Звук [ш]  всегда твердый, звук [щ]  всегда мягкий. Скажите сами, чем отличаются звуки [ш] и [щ]?Как мы произносим звуки [ш] и [щ]? Зубы сближены. Губы округлены. Широкий кончик языка поднят вверх (к бугоркам за верхними зубами). Язык в форме чашечки. Посредине языка идет теплая воздушная  струя (теплый ветерок). Но есть важное различие между звуками [ш] и [щ]. Когда произносим звук [щ], спинка языка (средняя часть) поднята больше, чем тогда, когда произносим звук [ш].Каким значком мы обозначаем согласные звуки (кружками или квадратами)? (Квадратами.) 3. Дифференциация звуков [ш] и [щ].Учитель: Какие значки у мягких согласных? (Зеленые квадраты.) Какие значки у твердых согласных? (Синие квадраты.)     Какой значок мы будем использовать для обозначения звука [ш]? (Синий квадрат.)Какой значок мы будем использовать для обозначения звука [щ]? (Зеленый квадрат.)На интерактивной доске разместите буквы ш и щ под значками звуков [ш] и [щ].Поднимите значок звука [ш] (синий квадрат), если услышите слог, слово со звуком [ш]. Поднимите значок звука [щ] (зеленый квадрат), если услышите слог, слово со звуком [щ]:  ша, ще, щу, ше, шо, щё, шаг, щит, пища, крыша, вещь, мышь, карандаш, ящик, рубашка, щель, шкаф.4. Игра «Лишняя картинка».Учитель: С помощью звуков [ш] и [щ] найдите лишнюю картинку.Шуба, шапка, плащ, шарф. Слово плащ лишнее, так как только в этом слове есть звук [щ], а в остальных – звук [ш].Как можно одним словом назвать шубу, плащ, шарф? (Одежда.)5. Фонематический анализ слов.Учитель: Составьте из значков звуковую схему слова: 1) шуба; 2) щука.У этих слов одинаковые звуковые схемы  или нет? Чем отличаются схемы слов щука и шуба? Назовите правильно картинки на экране: не шкаф, а шкафы; не плащ, а плащи.Составьте схемы слов шкафы, плащи с помощью красных, синих и зеленых прищепок, назовите все звуки в словах. Проверьте с помощью экрана, правильно ли составлена схема каждого из  этих слов. Какой по счету звук [щ] в слове плащи? (4-й.) Сравните схемы слов. Чем отличаются схемы слов шкафы и плащи? 6. Физминутка. Учитель: Паша предлагает показать, что однажды сделал его щенок.Бегал по двору щеночек,Видит – пирога кусочек.Под крыльцо залез и съел.Вылез – сладко засопел.7. Дифференциация букв ш и щ.Учитель: Давайте сравним буквы ш и щ.Сравним сначала печатные буквы ш и щ. Какую букву вы видите на экране слева? (Букву ш.)Какую букву вы видите на экране справа? (Букву щ.)Чем отличаются эти буквы? Сравним рукописные буквы. Чем отличаются буквы ш и щ?Сколько частей (элементов) вы видите в букве ш?  (Три элемента, крючки.)Сколько частей (элементов) вы видите в букве щ?  (Четыре элемента, три крючка и петлю.)Составьте буквы ш и щ из элементов.Соберите из элементов букву ш.Соберите из элементов букву щ.На интерактивной доске возле цифр 3 и 4 поставьте буквы ш или щ, показав,  сколько элементов в каждой из этих букв. Вспомните, как правильно писать букву ш маленькую и букву Ш большую (заглавную). Обведите букву на карточке пальцем, как карандашом, с помощью стрелок около букв. Также обведите букву щ маленькую и большую Щ. Проведем небольшой диктант. Я буду диктовать слоги, слова со звуками [ш] и [щ], а вы слушайте и пишите в тетрадь только букву ш или щ. Проверим, правильно ли вы написали диктант, с помощью экрана. 8. Запись слов с пропуском букв ш и щ.Учитель: Вставьте буквы ш и щ в слова:     Соедините по смыслу слова 1-го и 2-го столбиков:машины мощныешлем блестящийугощение хорошееплощадь большая9. Составление предложения из слов.Учитель: Вы соединили слова большая площадь. Какая большая площадь есть в нашем городе? (Это Дворцовая площадь.)Составьте предложение из слов: приехали, на, школьники, площадь, Дворцовую. (Школьники приехали на Дворцовую площадь.) 10. Паша хочет загадать вам загадки.1) Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука.) 2) Паша спрашивает, кем он станет, когда вырастет, если он хочет ловить рыбу? (Паша станет рыбаком.)Учитель: Ребята, расскажите (прочитайте)  маленькие стишки  про щуку. Вы хотите поймать одну или много щук? (Много щук.)Щуку я тащу, тащу,Щуку я не упущу.Много щук тащу, тащу,Много щук не упущу.Паша спрашивает, чем можно чистить зубы, одежду, обувь? Скажите одним словом. (Щетками.) Ребята, расскажите (прочитайте) стишок про щетки.Этой щеткой чищу зубы,Этой щеткой – башмаки, Этой щеткой чищу брюки.Все три щетки мне нужны.Паша спрашивает, как он называет маму своей мамы? (Бабушка.) Догадайтесь с помощью картинки, что есть у бабушки? (У бабушки есть овощи.)Придумайте предложение со словами бабушка, овощи, Паша.11. Дифференциация букв ш и щ в предложении. Учитель: Вставьте буквы ш и щ в предложение на карточке и на интерактивной доске.Бабу__ка  приготовила  Па__е  вкусный  бор__  из  ово__ей.  (Бабушка приготовила Паше вкусный борщ из овощей.)С помощью экрана проверим, правильно ли вы выполнили задание. 12. Выбор буквы (повторение орфографических правил).Учитель: Паша любит писать о себе письма бабушке. Помогите Паше правильно написать некоторые слова в предложениях, выбрав в скобках правильно букву.Я ч(а,я)сто угощ(а,я)ю гостей чаем. Мой щенок помещ(а/я)ется в ч(а/я)шке. Я хоч(у,ю) поймать щ(у,ю)ку. У меня ж(и,ы)вет  пуш(и,ы)стый  щенок.Учитель: Вставьте буквы а/я (у/ю) в предложения (на карточках, на интерактивной доске).Мой щенок поме___ется  в  ч___шку. Я хоч___  поймать  щ___ку. 13. У Паши есть два щенка – большой и маленький. С помощью звука [щ]  можно названия маленьких предметов превращать в названия больших предметов. Прочитайте и скажите, что есть у маленького щенка. С помощью звука [щ] скажите, что есть у большого щенка. Заключительная часть 14. Подведение итогов.Учитель: Чем мы занимались на занятии?Оценка деятельности учащихся.Учитель: Спасибо, до свидания. P.S. Две презентации к занятию опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/739. ​Расима ШИШОВА, учитель-логопед специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №565 Кировского района Санкт-Петербурга, победитель XV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте