Сегодня имя учёного, химика-кристаллографа, Артёма Оганова в нашей стране, наверное, слышали почти все, даже люди, непосредственно не связанные с наукой. Он активно участвует в разнообразных просветительских программах. Вы, наверняка, видели его, как участника церемонии открытия XIX Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Сочи в 2017 году. А кто-то совсем недавно прочёл, что Артём Ромаевич вместе со своим аспирантом Кристианом Тантардини опубликовал статью в престижном журнале Nature Communications, в которой пересматривается и уточняется одно из важнейших «школьных» понятий химии – электроотрицательность.
В 2015 году, вскоре после возвращения Артёма Оганова в Россию, мы опубликовали с ним большое интервью в «Учительской газете». Там много интересных фактов из области науки, которой он посвятил свою жизнь, рассуждения учёного о преподавании и студентах, о жизни в целом и даже принципы счастья, которых он придерживается.
Итак, Артём Ромаевич Оганов – доктор физико-математических наук, профессор Сколтеха и МИСиСа, профессор РАН, член Европейской Академии и действительный член (Fellow) Королевского химического общества и Американского Физического общества, один из самых цитируемых российских учёных (более 23 000 цитирований научных работ, индекс Хирша 70).
Создатель метода компьютерного предсказания кристаллических структур USPEX, который сегодня используют более 7100 исследователей по всему миру. Входит в рейтинг «50 россиян, завоевавших мир» по версии Forbes.
— Спасибо, Артём, что Вы сразу согласились побеседовать со мной. В апреле этого года сайту «Учительская газета» исполнилось 26 лет (самой газете – уже 97-й год) – это был первый сайт СМИ в Рунете. Сам домен .ru появился всего годом ранее.
В этом году, объявленном Годом науки и технологий, в нашем сетевом издании открылась специальная рубрика «Наука». Для нас очень значимо, что первое интервью в этой рубрике – с Вами. Что бы Вы хотели пожелать новой рубрике и её читателям, о каких направлениях науки и людях науки стоит, по-вашему, писать в первую очередь?
— Для меня большая честь быть первым гостем рубрики «Наука» сетевого издания «Учительская газета». Очень хорошо, что такая рубрика появилась. И, как мне кажется, имеет смысл писать обо всех тех, кто являются творцами современной науки, о наиболее передовых учёных, о восходящих звёздах российской и мировой науки – к счастью, таких людей много. И обо всех тех направлениях, которые способствуют возникновению новых технологий, улучшению жизни человечества и расширению горизонтов познания.
— Что нового происходит в кристаллографии, в частности, у Вас в лаборатории?
— Кристаллография – это дисциплина на границе физики, химии, материаловедения, наук о Земле и о жизни. В ней происходит много всякого интересного. Моя лаборатория занимается предсказанием новых веществ и их свойств – это и новые материалы, и минералы, из которых состоят глубинные геосферы Земли и недра других планет. Мы расширяем понимание правил, по которым устроены вещества, находим новые химические явления, ищем новые материалы для передовых технологий.
Кроме того, очень интересны другие состояния вещества, в частности, состояние аморфное. Строение аморфных веществ не вполне понято. Не менее загадочны квазикристаллы, открытые в 1982 году, – как и почему они образуются, и как растут. Как настолько сложные структуры могут расти, причём, в некоторых случаях – без ошибок, на достаточно больших образцах. Кстати, как растут даже обычные кристаллы, тоже не вполне понятно, есть много вопросов, связанных с этим процессом. Строение поверхности кристаллов и межзёренных границ – ещё одна интереснейшая область.
— В каких из множества запланированных разными организациями научно-просветительских мероприятий этого года Вы будете участвовать?
— Каждый год у меня очень много лекций как научных, так и научно-популярных. По меньшей мере одна из них будет проходить в рамках мероприятий Года науки и технологий – в лектории «На острие науки».
— На платформе Mentors.ru у Вас вышел первый мастер-класс «Думай как учёный!». На кого он прежде всего ориентирован?
— Мой мастер-класс ориентирован на всех людей, которые хотят более вдумчиво жить, решать свои задачи – в том числе бытовые, личные и, конечно, профессиональные – исходя из рационального, научного, если хотите, отношения к задачам, которые возникают. Ну и, кроме того, конечно, он ориентирован на тех людей, которые начинают свою карьеру в науке и хотят добиться максимума. Максимально реализовать и приумножить свои способности.
— Как Вы оцениваете подписанные Президентом поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части введения понятия просветительской деятельности и контроля за ней? Насколько это было необходимо, и не повредит ли просветителям?
— Честно говоря, я не вникал в суть этого закона, потому что было очень много работы, новых идей и публикаций, над которыми я работал очень интенсивно последние месяцы. Насколько я понимаю, он в значительной степени не нужен. Возможно, что и вреда от него не будет, но и пользы не вижу. Вообще, надо посмотреть, как он будет реализован на практике.
— Как Вы оцениваете форсированное из-за коронавируса внедрение в образование на всех уровнях дистанционных методов и инструментов обучения?
— Я считаю, что дистанционное обучение должно стать очень важным элементом образования, в особенности университетского. И коронавирус, конечно, очень сильно подтолкнул развитие дистанционных технологий обучения.
Дистанционное обучение не должно заменять собой обычное повсеместно – во многих случаях традиционное очное, групповое и индивидуальное обучение незаменимо. Однако в ряде случаев дистанционное обучение вполне может его заменить и принести огромную пользу людям, живущим в других странах или в отдалённых регионах нашей страны, которые хотели бы учиться у лучших учителей, находящихся далеко от них.
Так что я позитивно оцениваю то, что дистанционное обучение и компьютерные средства, связанные с ним, сейчас достигли высокой степени зрелости.
— Вы общаетесь со многими учёными из разных стран, с представителями разных научных дисциплин, в том числе, вероятно, и с вирусологами. Какое у Вас сложилось мнение о самом коронавирусе, его опасности, и мерах, предпринятых для безопасности людей во всём мире?
— По поводу коронавируса мне было очевидно с самого начала, что это очень опасная болезнь, которая многих людей, примерно несколько процентов от всей популяции, очень тяжело поражает, вплоть до летальных исходов. И заранее трудно сказать, насколько человек легко или тяжело перенесёт болезнь. Я знаю людей, достаточно молодых и здоровых, которые становились после коронавируса инвалидами. Я надеюсь, что им удастся восстановиться, но это не факт. Знаю и людей, которые умерли в результате перенесённой болезни.
Для меня также сразу было очевидно, что вакцина «Спутник V», созданная в России, одна из лучших или, вероятно, даже лучшая из существующих на сегодняшний день вакцин.
К сожалению, некоторые СМИ и интернет-блоги сыграли очень нехорошую роль во всей этой истории с вакцинами, посеяв недоверие к этой и к другим вакцинам. И когда выяснилось, что вакцина «Спутник V» и безопасна, и эффективна, сознание многих людей по-прежнему оказалось отравлено нечистоплотными блогерами и СМИ.
С этой проблемой, наверное, что-то надо делать, должна быть какая-то ответственность у людей, которые распространяют дезинформацию.
— На своей странице в Facebook Вы опубликовали объявление о поиске аспирантов на конкурсной основе. Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать кандидат, чтобы попасть в вашу лабораторию?
— В свою лабораторию я беру людей, которые, как правило, превосходят меня хотя бы в чём-то. Я ищу людей с хорошим образовательным багажом в таких областях, как физика, химия, минералогия, кристаллография, материаловедение, прикладная математика. Не обязательно во всех сразу, но хотя бы в одной из этих областей должен быть хороший образовательный багаж.
И необходимыми условиями являются желание много работать и любовь к своей профессии. Без любви ничего не создать: ни в жизни, ни в науке.
Комментарии