Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
В гимназии №175 столицы Татарстана произошла стрельба: есть жертвы
Минпросвещения: в регионы направлены рекомендации по усилению мер безопасности в образовательных учреждениях
Большинство россиян считают, что на пенсию нужно откладывать как можно раньше
В Волгограде школьники изобрели уникальных роботов и ранозаживляющую мазь на основе наночастиц меди
Эксперты рассказали об основных ошибках на ЕГЭ по обществознанию
В Белгородской области студенческие семьи при рождении ребенка могут претендовать на помощь в 100 тысяч рублей
Трансляция Всероссийского конкурса «Успешная школа» - 12 мая
Всероссийский конкурс «Успешная школа» подводит итоги творческого соревнования
Экспертное мнение: как отвлечь внимание ребенка от смартфона
Победители профессиональных конкурсов для педагогов поделились своим лайфхаками
В гимназии №175 столицы Татарстана произошла стрельба: есть жертвы Минпросвещения: в регионы направлены рекомендации по усилению мер безопасности в образовательных учреждениях Большинство россиян считают, что на пенсию нужно откладывать как можно раньше В Волгограде школьники изобрели уникальных роботов и ранозаживляющую мазь на основе наночастиц меди Эксперты рассказали об основных ошибках на ЕГЭ по обществознанию В Белгородской области студенческие семьи при рождении ребенка могут претендовать на помощь в 100 тысяч рублей Трансляция Всероссийского конкурса «Успешная школа» - 12 мая Всероссийский конкурс «Успешная школа» подводит итоги творческого соревнования Экспертное мнение: как отвлечь внимание ребенка от смартфона Победители профессиональных конкурсов для педагогов поделились своим лайфхаками
Московское образование

Мой район в годы войны: Крюково – «второе Бородино» нашей истории

Учительская газета, №39 от 24 сентября 2019. Читать номер
Автор:

На территории Крюкова (района Москвы в составе Зеленоградского административного округа) в 1941 году разворачивались события, в чем-то определившие дальнейший ход Великой Отечественной войны и даже ее итог.

С 30 ноября по 8 декабря 1941 года по территории нынешнего Зеленограда проходил последний рубеж обороны Москвы по линии «деревня Матушкино – деревня Каменка – поселок Крюково». Одна из крупнейших школ округа – школа №2045 – расположена там, где шли ожесточенные бои в ноябре – декабре 1941 года, где были совершены подвиги.
С 3 по 8 декабря 1941 года поселок Крюково 8 раз переходил из рук в руки, части 8‑й гвардейской стрелковой дивизии имени Панфилова решительно атаковали противника, не позволяя ему создать в Крюкове главный опорный пункт. 7 декабря бои достигли наивысшего накала, 8 декабря враг был сломлен и начал отступать.
Естественно, сама героическая земля нашего района, традиции этих мест являются основой наших гражданско-патриотических инициатив. Наша школа – в авангарде различных мероприятий, акций гражданско-патриотической направленности. У подрастающего поколения есть запрос на честный компетентный разговор о прошлом, на исследование военных страниц нашей истории, на поиск данных о родственниках – воинах и тружениках тыла. Этот запрос нужно реализовывать педагогически точно, деликатно, осознанно, и тогда мы сумеем наладить, укрепить связь поколений.
Одной из важных школьных и окружных площадок гражданско-патриотической работы является музей-клуб истории образования и духовной культуры, на базе которого было предпринято исследование по поводу судьбы картины Анатолия Горпенко «Бой за станцию Крюково».
Сам художник – участник битвы за Москву. Существует несколько авторских вариантов картины. Первый вариант был создан по «горячим следам» – в 1943 году. Но в Музее Зеленограда находится копия картины. Мы с ребятами при поддержке старожилов и сотрудников государственного музея начали поиски оригинала и нашли его в Студии военных художников имени М.Грекова.
Внимание наших ребят обращено и на «Дом Волгапкина». Сержанту Дмитрию Волгапкину с группой из семи бойцов было поручено закрепиться в одном из домов неподалеку от станции Крюково. Командир с солдатами выполнили задание и удерживали кирпичный дом (ныне дом №7 по улице 1 Мая) с 3 по 6 декабря. Причем в какой-то момент на первый этаж ворвались немцы, но наши бойцы выбили их из дома. В фильме «Река времен все помнит и шумит», снятом на базе музея в 2013 году, есть эпизод, где дочь героя рассказывает о подвиге своего отца и его товарищей. Наш музей вместе с группой детей войны, активистов округа, добивается музеификации дома и прилегающей территории.
Теперь кратко скажем о других проектах, которые мы начали или планируем осуществить в преддверии юбилея Победы.
Это создание мемориального банка (memory bank) оцифрованных свидетельств участников битвы за Москву, их родственников о нашем районе в годы войны с мультимедийным моделированием жанровых сцен (к примеру, ребенок нашего времени оказывается в крюковской избе 1942 года у своих предков и помогает им по хозяйству или слушает их рассказы, сидя за деревенским столом, забравшись на печку; нам интересно, в частности, порассуждать о том, отложит ли парень гаджет и возьмется ли поколоть дрова).
Проект «Полевая почта памяти» призван выяснить, какие письма получали и отправляли жители нашего района в 1941‑1945 годы. К проекту прилагается ряд дополнительных «опций»: о чем мечтали, заботились, печалились люди той поры и как все это отразилось в текстах. В рамках проекта «Ландшафт памяти» мы намерены узнать, каким образом изменился ландшафт района за годы войны (ведь рвы, окопы, надолбы, землянки, срубленные деревья, дополнительно проложенные дороги трансформировали довоенный пейзаж).
Проект «Дружбы народов окоп» поможет нам представить национальную палитру защитников Крюкова. Москву на этом направлении обороняли представители десятков национальностей – русские, украинцы, белорусы, казахи, узбеки, киргизы, грузины, армяне, татары, евреи и др. Можно подготовить большую наглядную матрицу, используя ткань, пластик, прочие материалы из разных цветов, каждый из которых соответствовал бы той или иной национальности.
Еще один проект, который очень хотелось бы реализовать, – «Сны» вещей крюковчан» (проект о снах вещей осуществлялся Музеем Москвы): что снилось самовару, утюгу, радиоприемнику, шкафу и т. д. в 1941‑1945 годах? К примеру, радио­приемнику снилось, что он транслирует сообщение о победе, шкафу снилось, что хозяин вернулся с войны и переодевается в гражданскую одежду, «страшный сон» самовара – из него пьет чай оккупант.
Проект «Дубы-стражи на подступах к Москве» у нас уже запущен: мы пытаемся определить роль деревьев, прежде всего дубов, в обороне столицы, влияние старых деревьев на сознание ребят, педагогов в XXI веке. Мы с 2015 года «опекаем» дуб, растущий у ворот школы; дубу присвоено звание «Дуб-ветеран», единственное подобное звание в Москве, на ограде прикреплена мемориальная табличка; с помощью специалиста-дендролога уточнен возраст дерева – порядка 150‑170 лет. Естественно, этот дуб уже был не тоненьким деревцем в годы Великой Отечественной. Дубы мешали фашистам разворачивать атаки, «жертвовали собой» для строительства землянок, укреплений, защищали наших солдат от пуль, служили убежищем для раненых. Напомним, дуб – древне­славянский символ мощи, мужественности. На нашем дубе есть следы от осколков, дупло; мы добиваемся оказания специализированной помощи дереву (первым на проблемы дуба указал нам ученик нашей школы).
Наши мысли занимает и философский проект «Не думай о секундах свысока»: как сжималось и растягивалось время в суровом 1941 году: ожидание атаки тянулось нескончаемо долго (см. стихи С.Гудзенко, Ю.Друниной), сама атака – мгновения, но сколь высока интенсивность, «ядерная масса» этих мгновений! Ожидание донесения, авианалета, перетаскивание раненого медсестрой с поля боя в безопасное место – это все невероятные кванты времени.
Проект «И пушки говорили, и музы не молчали» повествует о том, что духовная жизнь не замирала и в лихолетье: какие песни слушали и пели крюковчане, какие книги читали, какие танцы танцевали, что мастерили.
Немалые надежды мы возлагаем и на проект «От передовой к тылу». Линия фронта с декабря 1941 года стала отодвигаться от Крюкова; так чем же жило тыловое Крюково, какие события в нем происходили?
Проект «Дети войны и дети Победы» – это опыт исследования того, как складывалась жизнь детей в Крюкове. Николай Гарашин был последним ребенком, выписанным из местного роддома накануне вторжения в поселок фашистов. Из роддома младенец с мамой сразу попал в землянку (об этом вспоминает сам краевед). Как росли, чему учились дети войны, во что играли, одевались, что ели, как общались? Это ведь не только дети войны, но и дети Победы! Планируем провести опрос среди современных детей и сопоставить ценности нынешних ребят и ценности детворы той эпохи, проанализировать полученные данные. Наши дети – это дети мира, который во многом дала Победа в 45‑м.

Готовясь к знаменательной дате, нужно разумно использовать ресурс праздника в образовательно-воспитательных целях, избежав формализма, небрежности, излишнего суе­словия. Эта великая дата будет «тестировать» нас на гражданскую солидарность, на педагогическую ответственность, на нравственную готовность бороться за мир, постигать смыслы и заветы истории.
​Александр СНЕГУРОВ, основатель и руководитель музея-клуба истории образования и духовной культуры школы №2045, город Москва; Владислав ПЛОТНИКОВ и Даниил МАРАНИН, ученики 11‑го класса

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt