search
Топ 10

Мой подъезд, мой дом, моя школа, мой округ, а в целом – мой город

Центральный округ Москвы – особый округ. Он лицо города, и от того, как заботится о нем система образования, зависит то, какое впечатление останется о городе у всех тех, кто в нем живет, гостит или посещает его по сугубо деловым причинам.

Сергей БАЙДАКОВ, префект Центрального округа:

– Результат, который мы считаем главным, – то, что в округе создана определенная система подготовки территорий объектов образования. Мы в 2005 году закончили по полному кругу приведение в порядок 320 территорий, которые принадлежат школам, детским садам, другим образовательным учреждениям. Сегодня мы выходим уже на следующий круг и начинаем возвращаться на те территории, которые благоустраивали в 2000-2001 году. Безусловно, по сегодняшним меркам, это те территории, которые требуют серьезного вмешательства, поскольку пять лет тому назад их благоустройство было приемлемым, а теперь никого не удовлетворяет, и мы должны туда вернуться.

Есть система, и я должен сказать, что если мы говорим о финансировании, то сегодня структура финансирования ясна, открыта, понятна. По большей части это деньги управ и самой системы образования, в меньшей части – это привлеченные средства учеников, спонсоров, предприятий, организаций, самих родителей, в том числе и префектуры.

Вообще уровень, минимально необходимый для благоустроенных территорий центра, обеспечивается, безусловно, бюджетными деньгами. Мы не подменяем бюджетные деньги теми привлеченными средствами, они – плюс к тому, что есть. Мы не ставим вопрос так, что, если у школы нет такого выпускника, как Роман Абрамович, значит, школа не будет благоустроена, не будет у нее цветов и другого необходимого. Такой подход исключен. Привлеченные средства могут быть использованы только для реализации какого-то повышенного уровня благоустройства.

Я должен отметить работу самой системы образования Центрального округа, эта работа окружного Управления образования, Веры Ивановны Лопатиной и ее коллектива, директоров школ и детских садов. Люди просто живут работой, занимаются ею увлеченно, они живут общими интересами, отдают все силы на благо округа. Тот контакт, который есть у образования на уровне управ , это ежегодная совместная работа по приведению в порядок территорий и дворов школ. Вера Ивановна – человек достаточно настойчивый, упорный, мягко-мягко, но постоянно добивается всего того, что нужно округу. Я четко понимаю, что все те вопросы, которые она ставит, именно сегодня актуальны и это именно те направления, которые сегодня достаточно важны для развития системы образования.

Вера ЛОПАТИНА, начальник Центрального окружного управления образования:

– В новом здании Управления образования мы работаем уже два года и стараемся сделать так, чтобы у каждого приходящего сюда руководителя, педагога или родителя сложилось впечатление о нем как уютном, психологически и экологически комфортном рабочем месте. Мы свою территорию, свои коридоры, свои комнаты украшаем цветами. В сентябре мы приглашаем всех на фестиваль хризантем, их в прошлом году было уже более 300 кустов, выращенных руками наших сотрудников.

За последние годы изменились территории образовательных учреждений. Это результат планомерной реализации городской программы по благоустройству и озеленению, включающей в себя цветочное оформление. Совместно с префектурой и районными управами с 2000 года мы ведем свою работу по единой, утвержденной в округе программе «Мой двор, мой подъезд». В целом за эти годы я разделяю эту работу на три этапа.

Первый – с 2000 года – приведение в порядок образовательных учреждений, возможно, это были даже полуаварийные работы, и только в 2000 году они были выполнены в 102 учреждениях. Далее программа включила на следующем этапе спортивные площадки и отдельные элементы благоустройства. В 2004-2005 годах требования изменились: работы приобрели комплексный характер – это была замена ограждений, ремонт фасадов, замена освещения, оборудование игровых и спортивных зон, разбивка цветников.

На территории ЦАО в ведении управления находятся 400 зданий образовательных учреждений, но дворики имеют только 320 из них. Остальные учреждения не имеют двориков, у них или сразу выход на улицу, или приспособленная территория, на которой невозможно провести благоустройство. За все годы, начиная с 2000-го, все 320 территорий прошли через благоустройство.

Финансирование благоустроительных работ проходило из разных источников. Это – целевой бюджет Фонда развития территории Центрального округа, – средства управ районов и текущее бюджетное финансирование. За эти годы на благоустройство было израсходовано всего 209 миллионов рублей.

В первые годы большой вклад в реализацию программы внесли префектура и управы районов. Истинным подарком для системы образования стали отремонтированные и благоустроенные 5 детских садиков, территории которых составляют от 3 до 12 гектаров. В идеальное состояние приведены большие территории двух загородных детских садов со спортивными базами, игровыми зонами, теплицами.

В 2005-2006 годах Управление образования увеличило бюджетное финансирование, а префектура направляет средства на более крупные объекты. На территории образовательных учреждений (школа №401, центр образования №1840 и Дворец детского творчества на Таганке) специально спланировано строительство трех стационарных оздоровительно-спортивных комплексов и двух автогородков. Это довольно большие средства, и, учитывая то, что наша программа продлевается дальше, думаю, мы вышли на позицию, когда уже бюджет вместе с образовательными учреждениями должен справляться с этой проблемой.

По инициативе префектуры в каждом районе проводится конкурс «Лучший школьный и детсадовский дворик», и участие в нем наших образовательных учреждений стало уже более активным. В последние два года появилось здоровое соперничество. В городском конкурсе занимали первые места школа №1239 – в 2001 году, школа №353 – в 2002 году, школа №232 – в 2003 году, школа №354 – в 2004 году, призовые – начальная школа-детский сад № 1880, детский сад №255 и другие.

С особым удовлетворением мы отмечаем, что для учреждений-победителей участие в конкурсе не было разовой акцией, их территории остаются лучшими и сегодня.

Не все площадки образовательных учреждений имеют возможность выделить место для цветника. Выход – вертикальное озеленение. В 2005 году такой вид работ был выполнен в 39 учреждениях. В 2006 году мы начали такую работу и до конца июня обеспечили таким вертикальным оформлением 50% образовательных учреждений.

Особенность центра состоит в том, что у нас нет больших территорий для развития спорта. В рамках реализации программы благоустройства мы отремонтировали несколько спортивных площадок, в 2006 году мы отремонтируем 14 и дальше по программе, принятой в округе до 2008 года, еще 37 площадок. В это число, конечно, не входят образовательные учреждения, подлежащие капитальному ремонту, реконструкции, ведь спортивная площадка – часть вводимого объекта. За последние годы таких объектов у нас насчитывается 10.

В округе нашла поддержку идея Департамента образования о создании межшкольных стадионов. У нас их немного, но они функционально используются образовательными учреждениями и специалистами управ районов, ответственных за спортивную работу. За последние два года в округе построено более 100 прекрасных спортивных площадок.

Реализация программы «Выходи во двор, поиграем!» стала возможной только благодаря совместным усилиям и учителей физической культуры, и преподавателей школ полного дня, и специалистов близрасположенных управ, занимающихся спортом.

Летом будут отремонтированы спортивные площадки, в 20 учреждениях будут заменены ограждения, в 18 учреждениях будет проведен ремонт, благоустроены 24 территории и отремонтированы 26 фасадов. Для нас это тоже особая программа. Она идет отдельной строкой, здесь нам поддержку оказывает префектура, потому что часть фасадов, которая выходит на проезжую часть, в порядке, но эта программа находится под контролем административно-технической инспекции, и мы вынуждены эти большие деньги ежегодно осваивать.

Софинансирование работ из средств бюджета в этом году составит 52 миллиона, и 8 миллионов на благоустройство выделяют управы. Нас особенно радует, что в реализации программы наиболее ярко просматривается участие образовательных учреждений в конкурсе «Городские цветы». Это конкурс, который не требует больших финансовых затрат. В прошлом году в фестивале тюльпанов приняли участие 120 учреждений, в этом году все школьные и детсадовские дворики были покрыты первоцветами и тюльпанами. В 2005 году в рамках конкурса на территориях образовательных учреждений было высажено более миллиона кустов цветочной рассады и около 40 тысяч луковиц тюльпанов.

Есть учреждения, которые в течение прошлой осени высаживали по 2-3 тысячи луковиц, более тысячи тюльпанов было высажено на участке рядом с Управлением образования.

Юрий Михайлович Лужков справедливо заметил, что программа благоустройства двориков не имеет конца, потому что она должна быть перманентна. Это очень здорово, потому что появляются другие технологии, проявляются другие возможности, появляется то, что называется современным стилем и современным образом мышления по отношению к своему дворику.

В нашем округе эта программа только-только раскрутилась, и мы для себя как Управления образования еще ситуацию в целом определяем следующим образом. 30% двориков наших учреждений находятся в отличном состоянии, 40% – в хорошем, в 30% при общем удовлетворительном состоянии (нет аварийных и никаких других причин для беспокойства) дворики не соответствуют сегодняшнему стилю. С этими учреждениями мы будем работать, это наша ближайшая перспектива. Часть двориков будет благоустроена в этом году, а часть – в последующие годы.

Сегодня мы должны переходить к максимально возможным осенним работам, занимаясь размножением многолетних растений, потому что высадка однолетних – это красиво, но дорого. Поэтому осенью мы начинаем такую акцию для образовательных учреждений, и она получает поддержку.

В Центральном округе для нас важно поддержание еще и образовательного процесса, связанного даже с самым маленьким, но любимым участком. Есть проект «Экологический атлас округа», в рамках реализации которого дети с учителями биологии, химии, физики, географии изучают вопросы охраны почв Москвы, природоведение, краеведение, внутреннее озеленение, ландшафтную экологию.

Сегодня в наших школах есть лабораторное оборудование, как, например, лаборатория «Архимед», с помощью которой в течение всего года можно делать интересные экологические замеры, в том числе и почвы, размножения растений в центре Москвы и так далее.

У нас стала традицией еще одна интересная акция «Дай вторую жизнь цветку», в рамках которой дети ухаживают за растениями, не способными зимовать в открытом грунте, а весной высаживают их на участке. Осенью мы выходим на те территории, где управы посадили цветы, там часто высаживают бегонии, белогонии и другие, которые можно перенести в учреждения, там они зимуют, а весной мы снова высаживаем на участках спасенные цветы. В ходе акции было пересажено более 20 тысяч многолетников.

Мы обратились к учителям биологии и окружающего мира с просьбой поддержать идею выращивания рассады и цветочных культур в их кабинетах, чтобы весной выращенные детьми ростки переносились на участки. Особенно эту идею поддержали начальная школа и дошкольные учреждения. Только в этом году учащиеся Хамовников на базе усадьбы Трубецких вырастили более десяти тысяч кустов. Может быть, эта рассада менее красива, но она приживется и украсит дворы наших учреждений.

Фраза Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили» должна стать не просто словами. Для нас это окружные проекты «Москва – город тюльпанов», «Мой букет ко Дню учителя» (не купленный в магазине, а собранный с любовью руками самих детей), в котором участвуют все образовательные учреждения, творческий конкурс фотографий, на лучшую школьную клумбу, конкурс «Зверье мое», когда дети приводят в школу своих домашних животных, экологические десанты школ на территории сиротских учреждений, фитомодули, акции выпускников «Украсим свой двор».

Помимо общей задачи поддержки дворика, мы считаем, что для образования главное в реализации программы – воспитание культуры и потребности быть культурным как у детей, так и у педагогов, а главное – у руководителей.

Для образовательных учреждений серьезным испытанием становится объезд территорий административно-технической инспекции. У нас в округе строгая инспекция, но по сравнению с прошлым годом количество замечаний по дворовым территориям уменьшается нынче в разы. Но конечно, мы должны приложить силы, чтобы их не было вообще.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту