В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, образование становится все более важным. Ученики должны быть готовы к быстро меняющемуся миру и иметь навыки и компетенции, которые помогут им успешно адаптироваться и преуспеть в будущей профессиональной деятельности. Разговоры «играть нельзя учить» ведутся уже достаточно давно. Но как и что придумать, чтобы ученики могли одновременно и учиться с интересом, и играть, и познавать, и придумывать, да еще чтобы в команде, разрабатывая конвергентный проект? Идея создания чего-то такого универсального витала в воздухе уже давно, а с приходом проекта «Школа старшеклассников» воплотилась в жизнь. Так и появилась экономическая игра, направленная на развитие навыков и компетенций в контексте конвергенции, проектной деятельности и профессий будущего.
Конвергенция – это процесс слияния различных областей знаний и технологий. Например, сегодня IT используется в медицине, а робототехника – в промышленности. Экономическая игра для учеников московских школ может быть отличным примером конвергенции, так как позволяет ученикам из разных предпрофессиональных классов (инженерного, IT- и предпринимательского) объединить свои знания и навыки для достижения общей цели одной командой.
Проектная деятельность – это процесс решения задач, который включает в себя планирование, организацию, реализацию и контроль. Игра для учеников организована в форме проекта, где каждый участник должен выполнить свою роль и внести свой вклад в общий результат.
В игре принимают участие в среднем 60-70 человек. Каждая команда обязательно должна состоять из обучающихся разных профилей, чтобы придуманный и реализуемый проект имел практическую ценность, ведь в конце игры должен получиться готовый конкурентоспособный продукт. Основная цель игры – придумать и создать готовый продукт, при этом обязательно надо просчитать его жизненный цикл и экономику, доказать его уникальность, принципиальную новизну, зарегистрировать ИП, получить деньги в банке на развитие стартапа, презентовать реализованный проект на питчинге и продемонстрировать его работоспособность. Важно! Проектом всегда является стартап с технической составляющей.
Ведущий объявляет тему игры, например «Жизнь в умном мегаполисе», и делит игроков на команды путем вытягивания жребия – распечатанных на 3D-принтере логотипов (сова) школы разных цветов. При этом соблюдается правило равноценного деления на команды: инженеры, айтишники, предприниматели и гуманитарии (медиа-, педкласс). После этого капитаны команд вытягивают кейсы – это «полуфабрикаты», созданные педагогами школы с применением оборудования предпрофессиональных лабораторий. Далее все команды собираются на IT-полигоне и начинают разрабатывать проекты. В их распоряжении оборудование не только IT-полигона, но также всех других лабораторий предпрофессионального образования, которые есть в школе. Кстати, это очень удобно и полезно: кто учится в нашей школе, тот лучше начинает (благодаря игре в том числе) разбираться в имеющемся оборудовании, но бывает так, что в игре принимают участие ребята из других московских школ, в которых оборудование отличается по наличию и комплектации, для них такая игра становится еще и предпрофессиональным мастер-классом.
Помимо прикладной составляющей командой должна быть просчитана и экономика продукта, создана презентация проекта для представления идеи стартапа в банке и ФНС. В этих органах представители, роли которых играют тоже ученики школы, должны выдать свидетельство о регистрации ИП (оно выглядит как настоящее, и заполнять его надо по всем правилам ФНС) и одобрить (или не одобрить) кредит. Если банк отказал в выдаче кредита, то у команды есть второй шанс доработать презентацию, представить обновленные данные и получить кредит (во второй раз не откажут).
Профессии будущего – это профессии, которые будут востребованы в ближайшие годы и десятилетия. Среди них могут быть профессии, связанные с технологиями, такие как разработчик VR-технологий или специалист по блокчейну, а также связанные с экологией и устойчивым развитием, такие как эколог или консультант по устойчивому развитию.
Фишкой этой игры являются сами идеи учеников, порой они кажутся нереальными, чем-то из области фантастики или очень далекого будущего, например «Фура-беспилотник на солнечных батареях», но потом выясняется, что не такое уж оно и далекое и что наши ученики уже действительно способны не только осваивать профессии будущего, но и смело заглядывать в него, что они и доказывают в процессе этой игры. Все, наверное, уже прочли о том, что 14 июня 2023 года беспилотные грузовики КамАЗ впервые появились на российских дорогах общего пользования. Их движение было запущено по трассе М-11 из Санкт-Петербурга в Москву. Как интересно: подобный стартап был придуман и описан нашими учениками еще два года назад! Игра и правда может помочь им понять, какие навыки и компетенции будут необходимы для успешной карьеры в будущем.
Кстати, почти все кейсы, реализованные в игре, становятся в дальнейшем проектами, ребята подают их на городские научно-практические конференции и другие предпрофессиональные конкурсы и получают призовые и победные места.
По итогам игры компетентное жюри определяет призеров и победителей, которые получают дипломы и памятные кубки – золотые, серебряные или бронзовые совы (тоже напечатанные на 3D-принтере), все это является разработкой наших учеников и учителей.
Таким образом, экономическая игра «Мой первый стартап» может быть отличным способом развития навыков и компетенций в контексте конвергенции, проектной деятельности и профессий будущего. Она может помочь ученикам научиться работать в команде, развить творческое мышление и аналитические способности, освоить основы предпринимательской деятельности, а также понять, как их знания и навыки могут быть применены на практике в будущей профессиональной деятельности. Игру мы проводим раз в два месяца, следите за анонсами на сайте profil.mos.ru в разделе «Мероприятия» и приходите к нам за идеями будущего!
Ксения ГЛАДНИКОВА, учитель немецкого и английского языков, руководитель проектного офиса школы №1532
Комментарии