search
main
0

Мой малыш

Если что-то вызывает тревогу

Ребенок с особенностями в развитии идет в дошкольную группу. Готовы ли мы к его приему? Более 10 лет назад дети с особыми возможностями здоровья были далеко не в каждой образовательной организации. Сейчас время требует от нас новых решений.

Педагоги получают дополнительное образование для работы с такими ребятами, школа готовит материально-техническую базу для инклюзивного образования. Но основное и самое главное – это то, что мы готовы к диалогу. Диалогу с родителями таких детей.

Семьи детей с ОВЗ требуют особого подхода. Одни чрезмерно опекают своего ребенка, другие хотят, чтобы особенности поведения и развития не бросались в глаза. Очень важно в первые минуты знакомства найти точки соприкосновения педагогического коллектива и семьи.

Родители хотят, чтобы ребенок мягко и без стресса начал посещать дошкольную группу. Некоторые семьи готовы сразу рассказать о том, что любит делать их малыш, во что играть, как засыпает, какие блюда предпочитает, на какое имя откликается, что ему можно делать, а что нет. Другие стесняются рассказать какие-то важные подробности, связанные со здоровьем ребенка, особенностями поведения.

Мы стараемся с первой встречи расположить к себе родителей, показать, где их малыш будет проводить время, играть, спать, гулять. Родителям важно убедиться, что их ребенку будет у нас комфортно. Поэтому обязательно для таких семей мы проводим индивидуальную экскурсию по зданию и той группе, которую будет посещать их ребенок.

Многие родители даже не знают, что сантехника в дошкольных зданиях закреплена с учетом роста малышей. Поход в санитарную комнату не будет сложным, а опытные и внимательные педагоги будут рядом и придут на помощь. Далеко не все малыши умеют хорошо говорить, и, если воспитатель будет знать о ребенке как можно больше, это поможет быстрее его понять. Предлагаем родителям заполнить небольшую анкету или написать мини-сочинение для воспитателя «Мой малыш», в котором проще рассказать обо всех особенностях ребенка.

Даже у абсолютно здорового малыша в процессе адаптации к дошкольной группе могут проявиться особенности поведения, которые раньше родители не замечали. Внимательные воспитатели подскажут семье, что их случай не единичный, посоветуют внести коррективы в режим дня или обратиться за консультацией к педагогу-психологу.

Еще один важный момент нашей работы – раннее выявление детей с ОВЗ. Основной путь – наблюдение. Но наблюдение не одного педагога, а группы специалистов. В группу малышей обязательно заходит педагог-психолог, проводит с ними игры, знакомится, но при этом наблюдает за реакцией, движениями, общением ребят. Учителя-логопеды тоже знакомятся с новенькими, наблюдают, беседуют.

Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре сначала заходят поиграть, потом ведут занятия. Все наблюдают, как развита мелкая и крупная моторика, как двигается, как слышит ребенок, общается или нет со взрослыми и сверстниками. Если что-то вызывает тревогу у педагогов, собираемся, обсуждаем, организуем специальное наблюдение, прежде чем пригласить родителей на беседу. Бывает трудно определить, с чем связана задержка в развитии ребенка. Сенсорная алалия, тугоухость или аутичные черты?

Тактичная беседа педагога-психолога и/или старшего воспитателя может помочь осознать родителям необходимость обращения к врачам-специалистам. Мы в свою очередь продолжаем наблюдать дальше за ребенком, составляем карты наблюдения, которые заполняет воспитатель, чтобы педагогу-психологу, учителю-логопеду было проще понять, какие особенности в поведении малыша вызывают тревогу.

Стараемся убедить родителей, что раннее обращение за помощью к специалистам и создание специальных условий, а также оказание квалифицированной помощи для ребенка в образовательном учреждении на уровне дошкольного образования и воспитания – часто успешный путь к дальнейшему обучению в школе.

Оксана СОЛЯННИКОВА, старший воспитатель школы №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте