search
main
0

Мой край, мой город, моя улица, мой дом

Приобщение к культурному наследию

Президент РФ Владимир Владимирович Путин предложил объявить 2022 год в России Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов. Об этом он заявил на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, которое прошло в Нальчике. Город Москва занимает второе место в Европе по числу памятников археологии и лидирует по количеству исторических усадебных комплексов, фортификационных сооружений и охраняемых парков. Сегодня перед современной школой стоят такие задачи, как развитие уважения и любви к родному краю, расширение кругозора детей, развитие интереса к истории своего народа, своей Родины.

Возрождение духовности, национального самосознания – это одна из проблем современного общества. Возникают вопросы: как приобщать школьников к изучению истории и культуры? Как воспитывать на своих уроках чувство патриотизма, национальной гордости? Как использовать краеведческий материал на уроках? Что повышает активность, любознательность, самостоятельность учащихся, делает уроки более творческими, живыми и интересными?

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. В данном возрастном периоде ребенок, играя, решает стоящую перед ним задачу развития, свойственную этому периоду взросления. Для младшего школьника изменяются игровой репертуар и задача игры, но игра не уходит из жизни. Игра имеет огромное значение для развития воображения и фантазии младшего школьника, а также вырабатывает различные аспекты познавательной активности, социальные способности, произвольность деятельности. Мой педагогический секрет прост – это систематическая работа с учащимися по приобщению к истории и культуре в соответствии с возрастом ребенка. Для достижения цели работу по данному направлению провожу во время уроков. В чем же заключается организация работы в урочное время? Приобщение к культурному наследию происходит в первую очередь с помощью интегрированных уроков, на которых учащиеся не только получают предметные знания, но и знакомятся с историей страны и родного города, с природой своего края, узнают интересные биографические сведения о жителях своего города. На таких уроках дети заметно оживляются, им хочется поделиться своими познаниями или узнать что-то новое о своем городе.

На уроках окружающего мира начиная с 1‑го класса мы знакомимся с историей нашего города. После изучения темы «Мой город» ребята работают над проектом «Наш край», учащиеся с удовольствием рассказывают о своем городе, о его достопримечательностях. А при изучении темы «Путешествие по городам и странам» в 4‑м классе мы попутно изучаем географическое положение, водоемы, экологию нашего края. Дети пишут сообщения о тех городах, в которых были или мечтают побывать.

На уроках литературного чтения школьники знакомятся с различными жанрами фольклора. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты характера народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Изучая произведения устного народного творчества, младшие школьники приобретают определенный опыт, знакомятся с традициями народа, укладом жизни семьи.

Уроки технологии дают возможность создавать композиции, аппликации, объемные поделки, пейзажи, индивидуальные и групповые, на темы «Мой край», «Мой город», «Моя улица», «Мой дом». Продуктивность у таких уроков значительно выше, чем у традиционных. В рамках изучения русского народного творчества мы посещаем Музей Москвы, где изучаем выставки декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства.

Организуя внеурочную деятельность, мы участвуем во всероссийских, городских и школьных конкурсах, акциях и проектах. В портфолио ученика, где ребята оставляют свои впечатления от посещения культурных мероприятий, сохраняем сообщения, выступление ребят в течение 4 лет обучения. У нас получается яркий и информативный альбом с фотографиями и рассказами о культурном времяпрепровождении учащихся.

С ребятами 3-4‑х классов проводим исследовательскую и проектную работу, готовим проекты к научно-практической конференции «Через тернии к звездам». Большинство проектов учащихся моего класса имеют краеведческую направленность, дети вместе с родителями с удовольствием изучают историю родного края, а также жизнь нашего города в настоящее время. Названия проектов «История русской вязи», «Наследие дымковской игрушки» говорят о том, что у ребят возникает большая заинтересованность в более глубоких знаниях о родной стране и родном крае.

Одна из активных форм изучения исторического краеведения – экскурсии и походы по родному краю, с первого класса мы путешествуем, посещая достопримечательности нашего города. Мы изучаем природные и архитектурные памятники, посещаем музеи, галереи и выставки. Благодаря ярким и наглядным экскурсиям ребята с легкостью запоминают информацию, делятся ею со своими сверстниками, с родителями, а также используют свои знания на уроках.

Праздники, направленные на изучение истории и быта русского народа, стараюсь проводить ежегодно. Для этого провожу тщательную подготовку: готовим с ребятами выступления, организуем выставки собственных работ. Это праздник «День семьи», к которому ребята готовят рассказ о своей семье, составляют генеалогическое древо. Также проводим праздник-концерт к Дню матери, где ученики не только представляют музыкальные номера, но и готовят видео- и фоторассказы о Родине каждой мамы, что трогает наших гостей до слез. На подобных примерах дети учатся ценить свою Родину, свой дом, видя трепетное отношение родителей к происходящему на празднике. И, конечно, традиционный выпускной вечер стараюсь продумать так, чтобы тема патриотизма тоже присутствовала в сценарии. Это песни о нашей Родине, видеовоспоминания о праздниках, экскурсиях и мероприятиях.

К Дню защитника Отечества в классе традиционно проводится неделя Мужества. На уроках и внеклассных мероприятиях дети знакомятся с защитниками Отечества: былинными героями, с героями-земляками, жившими в разные исторические периоды. Накануне 9 Мая, когда мои дети учатся в первом классе, я провожу классный час «Вахта памяти». Дети узнают, что в городе проживают ветераны войны, которые получили награды за свои подвиги. Такие уроки максимально приближают историю, и она становится настоящей для мальчишек и девчонок.

Таким образом, в результате многолетнего труда по патриотическому воспитанию я убедилась, что важно приобщать детей как к культуре родного края, так и к культуре всей России, потому что обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость и за свою страну, и за свой город. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно глубокое и систематическое изучение истории народа, его культуры поможет детям в дальнейшей жизни с уважением и интересом относиться к культуре народов большой и малой родины.

В современном обществе ребенок может получать всестороннее развитие, только гармонично развитая личность может сохранять и приумножать культурные ценности своего народа. Именно поэтому так важно, учитывая требования нового времени, воспитывать детей на высоких примерах прошлого и настоящего. Важно знакомить учеников с тем лучшим, что можно почерпнуть из многовековой культуры. Педагог должен идти в ногу со временем, по-новому уметь выстраивать диалог с детьми, но важно, чтобы он смог донести и сохранить культурное наследие, которое нам оставили предки.

Мария ТУТЫХИНА, учитель начальных классов школы №171

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте