Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Теория и практика

Мой класс – моя крепость

Создаем мир вокруг сами
УГ - Москва, №04 от 26 января 2021. Читать номер
Автор:

Школьные кабинеты, коридоры и рекреации – это те пространства, в которых младший школьник проводит порядка 5 часов в день. Здесь он учится, познает мир, творит и фантазирует. И от того, что его окружает, напрямую зависит качество всех этих процессов.

Ни для кого не секрет, что окружающее нас пространство влияет на наше состояние: окружающая обстановка оказывает воздействие на работоспособность, творческую генерацию идей, но прежде всего на психологическое состояние, настроение и уровень эмоционального комфорта.
И сегодня, когда младшие школьники стали полноправными хозяевами школьных зданий, актуальным становится вопрос, как оформить школьные пространства так, чтобы самым маленьким ученикам было комфортно в них развиваться и обучаться.

Современные кабинеты московских школ – это хорошо обустроенные, технически оснащенные классные комнаты, в которых есть все необходимое для процесса обучения: легкие мобильные парты, дающие возможность быстро изменять предметно-пространственную среду для конкретного урока; компьютеры, гаджеты и другие современные приборы. Все это позволяет учителям создавать современные, насыщенные, интересные и разнообразные уроки. Но как в такой среде чувствует себя ученик?

Первоклассник, войдя впервые в класс, рассматривает его с удивлением и восхищением. Для него все ново и неизвестно. Но со временем все становится привычным и обыденным, интерес падает. Как же быть? Есть несколько простых советов, которые помогут педагогам эффективно использовать пространство в образовательных целях.

1. Максимально разнообразьте классы. В классе должен царить дух той области знания, которую вы изучаете. Отличительная особенность кабинетов начальной школы в том, что и технические, и гуманитарные, и естественно-научные дисциплины преподаются в одном пространстве. Здесь на помощь учителю приходят длинные перемены. За это время можно привнести некоторые аутентичные детали, которые помогут погрузить ребят в изучаемые темы.

2. Кабинет – это своего рода офис для ваших учеников. Пусть они знают, где найти все необходимое. Забыл карандаш – возьми в коробке, потерял линейку – найдешь запасную на полке. Тогда ребенок сам сможет оперативно решить свои проблемы с «забывашками» и «потеряшками» и быстро включиться в процесс урока.

3. Обучение в начальных классах – это период превращения дошкольника с ведущей игровой деятельностью в ученика среднего звена школьной ступени образования, когда на первый план выходят познавательные мотивы и учебная деятельность. Разумеется, это не происходит одномоментно, это длительный процесс. А значит, кабинет начальных классов должен трансформироваться и «расти» вместе со своими жителями.

Пусть сначала это будет кабинет с уютной игровой зоной, где дети смогут проводить перемены, а к четвертому классу он превратится в комнату, где будут сосредоточены азы всех наук и областей знания, которые ребенку предстоит постичь: химии и физики, географии и зоологии, литературы и астрономии. К концу начальной школы ребенку должно стать «тесно» в привычной классной комнате, интерес ко всему, что есть за ее пределами, должен стать непреодолимым, что подтолкнет ребенка без лишних переживаний шагнуть дальше.

4. Класс должен меняться не только в зависимости от возраста детей, но и в связи с текущими событиями. Оформите фотозону к Дню знаний, подготовьте тематические рамки, арки и тантамарески к Новому году. Закончили большой раздел по окружающему миру или выполнили творческое задание – расположите проекты на видном месте, чтобы дети рассмотрели работы друг друга и каждый мог получить обратную связь и оценку своей работы от сверстников.

5. И, наконец, главное правило – оформляйте пространство классных комнат вместе с детьми. Учитывайте их интересы и пожелания, используйте их идеи. Превратите изготовление украшений в процесс совместного творчества, от которого каждый получит свою порцию положительных эмоций. В классе, где на стенах герои любимых мультфильмов, на окнах самодельные гирлянды и рисунки, а на стендах детские проекты и поделки, дети готовы проводить гораздо больше времени. Такое пространство мотивирует ребенка на познавательную и творческую деятельность и повышает учебные результаты. Дети осознают, что школа – это не только место, где они получают знания, это место, где им хочется находиться, расти и развиваться в кругу своих одноклассников.

В настоящее время на просторах Интернета можно найти огромное количество идей для оформления школьных пространств, которые будут весьма просты в исполнении. Pinterest, DIY ютуб-каналы, онлайн-мастер-классы и встречи, вебинары – лишь небольшой перечень ресурсов, используя которые можно сделать свой кабинет ярким, необычным, современным и функциональным.

Марина КОРПУСОВА, Анжелика КУРБАТОВА, учителя начальных классов школы «Содружество»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt