Молодые преподаватели и студенты – будущие педагоги – часто задают одни и те же вопросы о дисциплине: «Хорошо вам, опытному человеку, имеющему детей! А нам что делать? Как справиться с детьми, если они ведут себя плохо, шумят, не слушаются? И как разговаривать с родителями?»
Да, сейчас я опытный человек, родитель со стажем. Но я начала преподавать в 20 лет, и многие мои студенты были старше меня. Помогало то, что я выросла в большой семье. Основные принципы были заложены с детства. Моя бабушка начала работать учительницей в 14 лет, стала директором школы в 24 года. Тихая, спокойная, бабушка никогда не повышала голоса, однако никому из нас, многочисленных детей и внуков, равно как и поколениям наших друзей, даже в голову не приходило ее ослушаться. При этом в доме всегда было весело, шумно, дверь никогда не запиралась, а 8 Марта почтальоны приносили целые мешки с поздравлениями, и небольшая квартира утопала в цветах. Входя в любую аудиторию, я всегда говорю и детям, и взрослым: «Здравствуйте, я счастлива вас видеть!» Нехитрая фраза сразу создает положительный настрой. Требуется время, чтобы школьники и взрослые начали отвечать тем же.Многое зависит от наших собственных ожиданий, представлений и поведения. Как-то раз, проведя свой урок в интернет-классе, я осталась там поработать над проектом. В кабинет пришла учительница информатики, начался урок с моим классом… И я, как говорят подростки, «выпала в осадок». Женщина кричала на детей, просто вопила во весь голос, стараясь перекрыть шум. Старшеклассники, не стесняясь, бегали по классу, громко перекрикивались, швырялись записками или, заткнув уши мини-наушниками, слушали музыку. Не уверена, что за время урока ей удалось кого-то научить и уж тем более воспитать. «Мне нужно, чтобы они сидели тихо, руки поднимали только перпендикулярно к парте и голос подавали только с моего разрешения! А они постоянно шебуршатся, переговариваются и даже смеются на уроках! Я иной раз так накричусь, голос пропадает!» – делилась учительница вторых классов. Когда я вела уроки во вторых классах во вторую смену, завуч часто приходил проверять, почему из-за двери слышен детский смех. Для меня откровением было то, что на уроке, по мнению некоторых моих коллег, малышам нельзя смеяться. Вспоминается старая английская шутка. «Мери, что-то Джонни уже пять минут как затих, сходи посмотри, чем он занимается, и скажи ему, чтобы немедленно прекратил!» – просит мама старшую дочку. Любой нормальный родитель знает нехитрую истину: если ребенок ведет себя тихо, нужно бежать проверять, чем он занят. Добиваться от детей, чтобы они сидели по стойке «смирно» шесть уроков подряд? По-моему, нереалистично, да и негуманно.Справляться с проблемами поведения, безусловно, можно и нужно. Итак: – сначала стоит посмотреть на себя. Что умею, чего жду, чего опасаюсь? О чем стоит почитать, спросить своих родителей и коллег, которым доверяю? Выяснить семейное положение учащихся. Бывает, что ребенок растет с одним родителем, или в неблагополучной семье, или с кем-то из родных, с опекуном, или недавно пережил развод родителей; – полезно проверить расписание – какой урок перед моим, какой после него. Например, если непосредственно перед уроком иностранного языка была контрольная по физике или физкультура, неплохо начать занятие с песни или диалога, дать ученикам минутку на то, чтобы просто прийти в себя после большой умственной или физической нагрузки. В наших программах никак не учитываются климат, перепады погоды. В Сибири зима может начаться в октябре и продолжаться до мая. В нашей области атмосферное давление может за сутки перепадать вверх-вниз на 50 пунктов. Если у нас, взрослых, «отпадает» голова, когда на улице неделями стоит сильный мороз, дети тоже чувствуют себя не очень хорошо. Но мы принимаем при необходимости таблетку от давления, а дети могут реагировать на смену погодных условий повышенной или пониженной активностью, подростки же вообще склонны к резким скачкам настроения и состояния;- криками и угрозами ничего не добьешься. Школьники просто теряют уважение к такому взрослому. Если у них в семье часто происходят шумные сцены, они привыкают опускать невидимые шторки и вешать на уши мысленные заслонки. Нотации вызывают протест или скуку. Если в семье все спокойно и гуманно, ребенок тем более не воспримет грубость и крик; – что делать, если прозвенел звонок, вам нужно начинать урок, а ученики никак не могут успокоиться? Не надо пытаться перекричать их. Начните писать задание на доске, включите аудиозапись, пройдите по рядам, раздавая карточки с заданиями. То есть носите с собой резервные задания и будьте всегда готовы к неожиданностям. Сколько времени можно отвести на шум? Одну-две минуты, не больше. Если вам не удалось справиться с ситуацией за короткий отрезок времени, не корите себя и детей. Подумайте, что пошло не так, что можно сделать в будущем. Ошибки не надо усугублять, их надо исправлять;- мой класс – мои правила. Поболтать о жизни можно на перемене или после уроков; – находясь в школе, мы, педагоги, отвечаем не только за образование, но и за безопасность детей, за все происходящее. Значит, мы в ответе и за наше собственное поведение. Ребенок может закричать, заплакать, даже выскочить из кабинета, хлопнув дверью. Наверное, так поступают и многие родители. Мы, педагоги, не имеем на это права; – психологи все чаще пишут о том, что уровень тревожности современных детей постоянно повышается. Иногда именно школа оказывается островком спокойствия и безопасности, а учитель – ответственным взрослым, который не только передаст знания по предмету, но и поможет понять окружающий мир.Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск
Комментарии