search
Топ 10

Мои юные летописцы

На один из уроков по граждановедению я принесла чудом сохранившийся дневник моей бабушки, учительницы начальных классов и немецкого языка, который она вела в тридцатые годы, когда только начиналась ее педагогическая биография. Бабушка, которой тогда было немногим больше двадцати лет, с удивлением писала, что не может понять, почему сильные крестьянские хозяйства разорялись, их владельцев вместе с семьями ссылали в Сибирь, а дома и все, что оставалось из нажитого трудолюбивым, рачительным «кулаком», передавались бедным, которые чаще всего и бедными становились только потому, что не хотели, не любили так же самозабвенно работать на своем участке земли. Бедные от этого переселения в дома богатых не становились богатыми, а, наоборот, быстро спускали и проматывали то, что оставалось в доме репрессированных. «Почему же так неразумно действует новая власть, – недоуменно восклицала моя бабушка, – ведь от этого скудеет земля, скудеют села, а значит, и ущерб наносится всей стране?»

Далее она писала, в каком жалком состоянии раскулаченных отправляли в ссылку, где многие из них, как стало потом известно, погибли. Эти живые воспоминания свидетеля тех событий ребята восприняли даже с большим интересом, нежели страницы из учебника и хрестоматии, посвященные тому же времени. Пользуясь случаем, я предложила своим ученикам по желанию тоже вести свои дневники, в которые могли бы записывать свои впечатления о каких-то показавшихся им важными событиях, касающихся жизни нашей страны, международной жизни. Это будет интересно и вам самим, и вашим детям и внукам. Пройдет время, и историки дадут свою оценку, свою интерпретацию современным фактам, современным событиям. А вы сможете спустя сколько-то лет прочитать и сравнить, что вы думали о них тогда и как воспринимаете это, став взрослыми, теперь. Этим я старалась пробудить у детей желание наблюдать за тем, чему они являются свидетелями. Желание черпать сведения из разных источников, сопоставлять их и потом составлять свое собственное мнение.

В прошлые десятилетия, учась в школе, в вузе, мы привыкли, нас к этому усиленно приучали, принимать на веру то, что сообщается в учебниках, в газетах, и не задумываться о том, так ли все было на самом деле.

Несколько ребят действительно последовали моему совету и завели дневники. Если хотите, то можете сообщить темы, о которых вы пишете в своих дневниках, спросила я однажды. И большинство охотно поделились теми мыслями, которые они записывают в свои «секретные» тетради. Что же их все-таки волнует, кроме сугубо личных каких-то переживаний, о которых я и не просила рассказывать?

Моих девятиклассников интересует ситуация вокруг ядерной программы Ирана, война в Ираке, национальные программы в нашей стране, развитие молодежного движения и другие проблемы. Мне нравится, что мои ученики неплохо информированы, они читают разные газеты, смотрят передачи по телевидению, касающиеся общеполитических и экономических вопросов. Один мальчик, который, кстати, собирается служить в армии, пишет о том, что предпринимают наши власти, чтобы оздоровить обстановку в воинских частях.

Это увлечение дневниками развивает у детей наблюдательность, заставляет критически подходить к оценке того или иного факта, того или иного события. Думаю, что это еще одна форма работы, подсказанная на уроках граждановедения.

Илона РЕШЕТНИКОВА, учитель истории и граждановедения, Клин, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту