Это удивительные дети. В первом классе они знают дроби и таблицу умножения, разыгрывают по ролям чеховскую «Каштанку» и плачут, не скрывая слез, под песню о раненой птице. У них удивительные учителя. Они мужественно прошли через отчаяние, когда терпела крах система, к которой они привыкли за десятилетия работы. Зато сейчас ни за что на свете не хотят возвращаться к старым прописям и букварям. Что же их сделало такими смелыми? Удивительная методика университетских классов для начальной школы. В Полетаевской средней школе в нее влюбились и первоклашки, и педагоги.
Прошел уже год, как в Полетаевской средней школе взялись участвовать в эксперименте, который курирует Челябинский государственный университет. Казалось бы, какая пропасть лежит между университетом и начальной школой! Но руководство университета задумалось над тем, что можно не исправлять школьные пробелы и шаблоны в знании студентов, а попробовать с самого начала обучения заложить в детях способность самостоятельно мыслить и осваивать материал вне зависимости от кажущейся степени сложности. При поддержке Министерства образования области ЧелГУ развернул сеть университетских классов в начальной школе. Обучение в них ведется по методикам, разработанным известным педагогом, автором популярных учебных пособий для младших школьников, а ныне научным сотрудником ЧелГУ Владимиром Жоховым.
Полетаевская школа стала одной из экспериментальных площадок этой методики и самой смелой в районе – набрала сразу три университетских класса (два первых и один второй). Учителя не ожидали, что придется так сложно. Учитель высшей категории с более чем 20-летним стажем Галина Мухамедьянова призналась нам:
– Первое время мне приходилось самой оставаться после уроков и по полтора часа разбираться, что и для чего дает автор. Сложность еще была в том, что весь материал существует только на дисках, никаких учебников и пособий нет. В этом и плюс, конечно, – детям не нужно таскать с собой макулатуру, у них даже тетрадей нет, мы все пишем на листочках. Но главная сложность была в построении материала, его подаче. Пришлось ломать свои стереотипы, сложившиеся годами, поменять мировоззрение и свой подход к тому, как учить.
Вот вам пример: по традиционной методике в первые три недели обычно рисуют палочки, крючочки. По Жохову, в первый же урок письма дети пишут сразу три буквы – а, о, б (заглавные и маленькие). И так в течение 3 недель они проходят всю азбуку. Словом, информация невероятно плотная по всем предметам. «Полетаевцы» жаловались автору, что дети не успевают усвоить материал, но тот посоветовал темпа не снижать. И удивительное дело: через какое-то время ребята начали почти все успевать. Невероятно, но факт: к концу года они стали справляться с тестовыми заданиями по математике – решать 60 примеров за 5 минут (сначала было около 30)! Вы думаете, не вундеркинды ли учатся в этих классах? Нет, абсолютно обычные сельские дети, никакого отбора в университетские классы не было.
Почему они осваивают такой сложный, казалось бы, материал? Может быть, дело в развитии у них правополушарного, творческого, образного мышления (наше обучение строилось на развитии логики, за которое отвечает рациональное левое полушарие мозга)? Как пояснил учителям Жохов, до Нового года они «лечат» детей, то есть уравновешивают работу полушарий, учат работать правое полушарие. Ведь вся подача материала у Жохова идет через яркие образы, фрагменты мультфильмов, фильмов, музыку, рисунки, которые дети видят на экране (изображение транслируется через проекторы – для этого в университетские классы приобрели 3 АРМа). Помогают им и нестандартные вспомогательные приемы. Например, все ребята без труда прошли таблицу умножения, скажем, на 5, используя пройденную до этого тему часов: дважды пять на часах – это десять минут, трижды пять – пятнадцать и т.д. Так же они изучили отрицательные числа, используя образ термометра. То есть они вплотную подошли к восприятию алгебраического материала 5-6-х классов! И так по всем предметам.
Нагрузки огромные. Все ли дети справляются с ними? По наблюдению полетаевских учителей, большинство справляется, но есть дети, которые успевают не все (но разве в обычном классе их нет?).
– У нас в классах есть даже дети VII, VIII видов (с отклонениями в умственном развитии и олигофрены), – рассказала еще одна учительница «университетских классов» Наталья Шишкова. – Есть и ребята просто не очень хорошо развитые. Они, конечно, задания выполняли лишь частично, но вы знаете, когда мы пытались их освободить от домашних заданий, они обижались! Автор методики Владимир Иванович Жохов считает, что даже больных детей (VII вида) можно «вытянуть» по этой методике.
При этом всем ребятам (даже задирам) невероятно интересно учиться – они даже в туалет иной раз не выходят, чтобы чего-то не пропустить. Но никакой спешки и нервозности на уроках нет – ведь каждый урок начинает хорошая детская песня и зарядка (конечно же, тоже необычная – каждый раз упражнения немного другие, и при этом вводится название какого-нибудь вида спорта, например серфинга, то есть идет расширение кругозора). Вообще сохранению здоровья детей автор методики уделил большое внимание. С целью сделать уроки более подвижными ребята, например, не выходят к доске, а выбегают, а когда отвечают друг другу, встают на одно колено.
– Мы регулярно замеряли рост, вес детей, отслеживали заболеваемость и отсылали эти данные в ЧелГУ, – говорит Наталья Шишкова. – И знаете, оказалось, что наши ребята реже болеют и быстрее растут по сравнению со сверстниками из обычных классов!
Но самое поразительное – в том чувстве свободы, которое прививается ребенку как норма. Первоклассники Полетаевских «университетов» сильно бы удивились, если бы какой-нибудь незнакомый учитель, войдя в класс, сказал им: «Садитесь, дети, положите руки на парту и сидите тихо». Тут действует принцип трех свобод: выбора, движения, слова. Ребята могут вставать, писать стоя (у них специальные парты), свободно ходить по классу (и даже выходить), подходить к другим ученикам. Что и происходило постоянно – ребята, справившиеся с заданиями раньше других, подходили к отстающим и помогали им. И если в обычном классе получившему пятерку завидуют, то в университетском отличившемуся товарищу (у них нет оценок, поэтому нет и конкуренции) ребята хлопают и искренне радуются за него.
– Воспитательная работа в этой методике продумана очень хорошо, – говорит Валентина Пырьёва. – Прописаны все праздники – например, на Масленицу мы писали на бумажках плохие мысли и сжигали их в костре, а на Новый год мы вырезали цветные ладошки, на которых дети записали желания, так мы потом шепнули родителям на ушко, чтобы подарили то, что хотели ребята. Дети привыкают свободно выражать свои эмоции, помогать и сочувствовать друг другу. Однажды одна девочка в моем классе расплакалась навзрыд – выяснилось, что у нее заболела мама, – все сразу кинулись ее обнимать, целовать, и уже через минуту она успокоилась и даже засветилась – столько любви она почувствовала от ребят!
А как отнеслись к новой системе обучения родители?
– Раз в четверть мы приглашали их на день открытых дверей, – пояснила Наталья Шишкова. – Так они уходить не хотели, им самим было интересно на уроках! Мы выдавали им индивидуальные папки с работами их детей и паспорта достижений – там только цвет указывает, сколько успел освоить ребенок. А еще им понравилось, что к их детям относятся уважительно, как к равным.
Представляете, учителя с каждым ребенком здороваются за руку!
– Иногда не увидишь кого-нибудь, так он сам к тебе подойдет и руку протянет, – говорит Валентина Пырьёва.
Что будет дальше? Университетские классы как система непрерывного обучения рассчитаны на 15 лет – с первого класса по 5-й курс вуза. Пока учителя Полетаевской школы не заглядывают так далеко. Главное, что им самим очень интересно заниматься по методике Жохова. Они непрерывно чему-нибудь учатся, ездят на семинары, привозят массу идей и впечатлений. У них, как и у первоклашек, горят глаза. Это ли не самое главное?
Комментарии