Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Мои интегрированные уроки. Обратная связь

Учительская газета, №8 от 27 февраля 2007. Читать номер
Автор:

За пятнадцать лет преподавания истории в школе я понял, что детям необходимо для более широкого развития кругозора и углубления знаний. Мною был разработан курс «История религий», затем интегрированный курс «История» и «Литература», курс «История» я сделал более углубленным через факультатив «Проблемные вопросы истории Отечества».

Преподавание курса «История религий», разработка которого являлась моей методической темой на протяжении последних 3 лет, ведется в 10-11-х классах. Программа снабжена методическим пособием с поурочным содержанием, приложением с дидактическим материалом, источниками, необходимыми для работы учащихся. В основе всех уроков лежит принцип обратной связи, что дает детям возможность самостоятельно решать проблемы. Широко практикуются семинары, диспуты, сообщения и доклады. Ученики активно участвуют в научном обществе учащихся. Работы Василия Костарева «Церковный раскол XVII века», Дениса Гаврилова «Православная церковь и реформы Петра I», Ирины Калабиной «Православие и деспотизм власти средневековой Руси» занимали призовые места на городских научно-практических конференциях. Ирина Калабина, ученица 11-го класса, была участницей областной научно-практической конференции. Дарья Чистякова написала реферат «Человек в древнерусской литературе», где она использовала знания по истории и литературе.

Интегрирование курсов «История» и «Литература» проводится в среднем звене совместно с преподавателями литературы Н.Черемухиной и Т.Пак. Уже есть опыт проведения интегрированных обобщающих уроков, интегрированных контрольных и зачетов. Подобный подход позволяет вполне раскрывать причинно-следственные связи между отдельными историческими эпохами и направлениями в искусстве. Формировать представления об искусстве и литературе как субъективном образном отображении действительности. Развивать навыки обобщения информации, полученной из разных источников, аналитические способности. Совместно с сотрудниками городской картинной галереи разработаны и проведены историко-литературные интегрированные уроки: «Сергий Радонежский как духовный и политический деятель. Житие Сергия Радонежского»; «Становление самодержавия в России»; «Просвещение в России»; «Раскол Русской православной церкви XVII века»; «Золотой век русской поэзии».

Факультативный курс «Проблемные вопросы истории Отечества» рассчитан на углубление знаний по истории и обществознанию учащихся старших классов. Факультатив ведется совместно с преподавателем истории средней школы №11 Е.Кузнецовой. Структура курса подразумевает решение проблемы развития общества и государства с начала образования русского государства до сегодняшнего дня.

Занятия часто проводятся в форме диспутов. Некоторые из них, затрагивая проблемные вопросы смежных или иных дисциплин, разрабатывают и готовят преподаватели различных предметов, чаще – естественного цикла. Так, совместно с преподавателями биологии проведены диспуты: «Победит ли человечество наркотики?», «Проблемы перенаселенности и пути их решения», «Материализм и идеализм в развитии общества».

При разработке и подготовке урока учитываю, что он должен быть проблемным, развивающим и творческим. Поэтому структура рядового урока содержит всегда вводную часть, постановку проблемы, создание образного представления изучаемой эпохи, решение проблемы и, как вывод, последствия и результаты данного исторического явления. Использую элементы развивающего обучения, что позволяет на базе 3 классов более успешно вести вводный курс. Широко использую и компьютерные технологии; обучающие и закрепляющие программы на компакт-дисках, для учащихся – сеть «Интернет».

Подобные подходы и формы преподавательской деятельности дают следующие результаты: учащиеся занимают призовые места на городских олимпиадах по истории, принимают участие в областных олимпиадах, в работе научных конференций. Выпускники школы Василий Костарев и Денис Гаврилов учатся на историческом факультете университетов г. Перми и г. Ижевска.

Я еще и классный руководитель. Тематические классные часы «Мое увлечение», «Умение общения», «Эпоха и культура» готовились непосредственно активом класса.

Дмитрий ДЯДЮКОВ, учитель истории


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту