search
main
0

Мои дети цветы не рвут. Татьяна КОМАЛОВА, воспитатель-эколог златоустовского центра развития ребенка – детского сада №77 «Золотая рыбка»

Наш садик рассчитан на 165 детей – с одного года до семи лет. Работает с семи утра до семи вечера. У нас прекрасный спортивный зал, шахматный клуб, изостудия, компьютерно-игровой класс… И наша особая гордость – экологическая зона. В ней есть панорама животного и растительного мира Южного Урала, есть еще и камни.

В «Золотой рыбке» я работаю 32 года, из них 26 лет была музыкальным руководителем. И вдруг однажды мне захотелось попробовать себя в чем-то совсем ином, новом и интересном. Наш директор Наталья Геннадьевна Зайцева выслушала меня и согласилась: «Чем хочешь заниматься?» «Экологом хочу стать», – ответила я и пошла учиться на курсы, в Челябинск и Москву. По сути, музыкальное и экологическое воспитание очень близки – идет воздействие на душу маленького человека. В наше время очень актуально заботиться о душе. Именно в дошкольном детстве идет становление маленького гражданина. После курсов я еще очень много читала об экологии и воспитании. И потом написала авторскую программу «Я твой друг. Экологическое воспитание дошкольников».

В нашем зимнем саду представлено более 200 видов растений. Все из южных стран – Юг Америки, Бразилия. Мы покупали их в магазинах, родители кое-что подарили. Став экологом, я реконструировала зимний сад, значительно пополнила, создала дизайн. Есть у нас и живой уголок с рыбками, поющим кенаром, черепахами. В зимнем саду очень хорошо чувствует себя кактусарий. Кактусы выпускают по шесть цветков. Есть агава, монстера…

В экологической лаборатории работа идет по блокам. Мы изучаем состав, структуру земли: плодородный слой, глина, пески, камни. Я люблю природу всей душой. Не могу спокойно наблюдать, как дети могут раздавить червя. Родители частенько поощряют их на такой поступок. Когда я стала работать экологом и провела срез, обратила внимание, что у детей к 4 годам сформировано уже негативное отношение к некоторым представителям природы: медведям, лисам, например. Они плохие, утверждают дети. Лиса хитрая и зайчиков ест. Сформировано это на сказках и мультфильмах, на поведении взрослых.

Когда я провожу родительские собрания, у меня частенько спрашивают: «Как нам поступать в некоторых случаях. Тараканы завелись в доме. Их травить надо. А что подумает ребенок? Что мама плохая?» И я говорю: «Есть природа. А есть экологическая катастрофа. Если таракан живет в природе, это хорошо. Но когда по нашей вине тараканы развелись дома – это маленькая экологическая катастрофа. Надо бороться с тараканами, чтобы преодолеть катастрофу и сделать все возможное, чтобы ее не было. То же самое с мышами и клещами».

Моя задача воспитать ребенка в том духе, что в природе нет плохих и хороших существ. Все в согласии. Если что-то есть в природе – значит это ей нужно. Мне очень интересно работать с большими детьми, в подготовительной группе. Они уже умеют рассуждать, выстраивают логическую цепочку. Для средней группы я придумываю сказки, смысл которых в том, что в природе нет ничего ненужного, плохого. Занятия проходят и так: да, лиса ест зайчиков. А давайте тогда их вообще уберем. К чему это приведет? Рассказываю: однажды человек посадил сад и огород. Сад цвел, давая плоды. И вот осенью пошел человек собирать урожай, а яблок-то нет! Яблони все зайцы погрызли. Морковки в огороде нет, капусты нет – зайцы поели. В лес пошел человек, а там травы нет – все зайцы съели! Ну и что: хорошие зайцы или плохие? Все в природе взаимосвязано! И если эту связь нарушить, нарушится и что-то другое.

Я частенько говорю: «Не делайте природе больно!» Мои дети, прежде чем сорвать цветок, говорят, для чего они это делают, они просят у него прощения: «Прости меня, что я тебя срываю, я хочу сделать подарок маме». Нельзя просто сорвать цветок, надо иметь на это причину. Мы с детьми ставили специальные опыты. Поставили три банки с рисом и залили их водой. На одной написали – «дурак», на другой – «любовь», а третью поставили вообще без слов. На банку со словом «дурак» дети ругались: «Плохая, некрасивая, вонючая, ненавижу тебя». На банку со словом «любовь» говорили: «Красавица, умница, мы тебя любим, бережем». К третьей банке никто не подходил вообще. Через два месяца банка «дурак» покрылась темной плесенью и пахла гнилью. Банка «любовь» тоже покрылась плесенью, но розовой и пахла кислым молоком. От пустой банки шло зловоние, и она покрылась черной плесенью. Самое страшное на свете – это равнодушие. Оно вонючее и черное – сделали мы вывод. И еще вывод: природа живая, она зависит от нашего к ней отношения. Дети увидели все это наглядно. Наши дети не рвут цветов, не ломают веток.

Моя работа – очень благородная. И это благодарный труд. Я чувствую себя очень счастливым человеком. Человеком на своем месте. В саду есть две теплицы. Весь год дети едят огурцы, которые сами вырастили, помидоры, лук, редис, укроп, салат. В огороде посажены морковь, свекла, капуста. У нас очень много цветников, за которыми тоже ухаживают дети старшей и подготовительной групп.

За свою программу я получила грант губернатора Челябинской области.

Златоуст

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте