search
main
0

Могут ли ректоры отстаивать государственные интересы как собственные? Или Какие советы может дать Совет?

При Министерстве образования РФ вот уже несколько лет работает Совет по педагогическому образованию, который должен выполнять функции общественного управления этой важной отраслью. Недавно состоялось совместное заседание Совета, Координационного совета учебно-методических объединений в области педобразования и Ассоциации развития педагогических университетов и институтов, рассмотревшее важную тему «О ходе реализации программы модернизации педагогического образования в Российской Федерации».

Досье «Уû педагогических вузах нынче сосредоточен значительный потенциал научных кадров. По данным за 2001 год, в педвузах работают до 16 процентов кандидатов и 13 процентов докторов наук всей системы образования. На базе пединститутов работают более 150 диссертационных советов. На одном из заседаний президиума ВАК первый вице-президент РАН Геннадий Андреевич Месяц весьма резко высказался о качестве диссертаций по педагогике и дал поручение вице-президенту РАО, председателю экспертного совета по педагогике и психологии Д.Фельдштейну:проанализировать работу диссертационных советов и представить к закрытию те из них, что имеют по два замечания.Все научные проекты нынче выполняются на конкурсной основе. Педагогические вузы, к сожалению, не проявляют активности и крайне редко участвуют в таких конкурсах. Но даже если они хотят участвовать, очень часто это не получается: нередко они не успевают оформлять необходимую документацию в соответствии с требованиями, иногда не представляют документы в срок и в результате лишаются возможности получить необходимые средства на проведение научных работ. Один педвуз представил в сентябре документы на конкурс, который уже прошел в июле.За эти годы сама программа прошла некую эволюцию, потому что вначале это был конкурс исполнителей, которые сами заявляли темы, и на конкурсной основе оказывались победителями те или иные проекты. Затем было сделано разделение: 70 процентов шло по жесткому тендеру, по заказу управлений и департаментов Минобразования РФ и 30 процентов по так называемому свободному конкурсу исполнителей. Программа этого года была жестко привязана к тендерам, к заказам Министерства РФ, естественно, те технические задания, которые объявлялись на конкурсе, были в определенном формате, и это надо было учитывать при прохождении конкурса. При этом надо иметь в виду, что программа призвана решать проблемы не только высшего, послевузовского, но и всех остальных ступеней системы образования. Поэтому, конечно, достаточно скромное участие в ней педвузов вызывает серьезную озабоченность. Кроме того, настораживает уровень научно-исследовательской работы этих вузов, постольку поскольку сам конкурс – реальное зеркало, в котором отражается тот процесс научно-исследовательской работы, который идет в конкретном вузе.Самым трудным оказался конкурс с определением вузов, в которых должны формироваться центры повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава вузов, выпускающих учителей для того, чтобы вузовские педагоги смогли погрузиться в проблемы общего образования, модернизации общего образования, профильной школы и так далее. Это оказалось делом непростым, но все же удалось определить вузы, которые в регионах будут вести эту работу.

Принципиально важно не то, что три уважаемые общественные организации собрались вместе, а то, какие проблемы модернизации педагогического образования они посчитали важнейшими, какие пути решения этих проблем предложили.

Историкам предложили учить школьников экономике

Нормальная работа педвузов невозможна без корректировки действующего Перечня (Классификатора) направлений подготовки и специальностей среднего и высшего педагогического образования, а также разработки дополнительных программ в области педобразования. В 1999-2000 годы министерство провело работу по уточнению Классификатора, но это «уточнение» во многом свелось к сокращению количества педагогических специальностей. В результате совместной работы министерства и ректоров удалось отстоять в числе педагогических специальностей «Юриспруденцию», «Специальную психологию», «Культурологию», не допустить слияния шести дефектологических специальностей в одну, был расширен перечень направлений подготовки бакалавров и магистров по педагогическим наукам, сохранен отраслевой компонент специальности «Профессиональное обучение». Но из числа педагогических специальностей были исключены «Психология», «Экология», «Экономика» и так далее. В результате, например, из специальностей социально-экономического профиля осталась только «История». Возникает вопрос: «А кто будет преподавать экономику, которая входит в федеральный компонент школьного образования и стала обязательным предметом для социально-экономического направления профильной школы? С заявлением о необходимости восстановления специальности «Экономика» в педагогическом образовании в Совет по педагогическому образованию обратились Воронежский, Забайкальский педуниверситеты, Армавирский пединститут, органы управления образованием Читинской, Омской и других областей. Сокращение специальности «Экология» сделало невозможной целевую подготовку учителей для решения задач экологического образования и воспитания, это в своих обращениях отметили Новосибирский, Воронежский, Забайкальский педуниверситеты, Комитет по образованию администрации Волгоградской области. Совсем непросто развивается ситуация с корректировкой Перечня в сфере профессионально-педагогического образования. УМО по профобразованию поставило вопрос о значительном увеличении (до 30) специальностей в области профессионально-педагогического образования – сейчас это всего одна специальность «Профессиональное обучение (по отраслям)» и одна квалификация специалиста «Педагог профессионального обучения». Увеличение обосновывается необходимостью подготовки педагогов профобучения для большого количества различающихся между собой специальностей начального профессионального образования.

Не финансами едиными

Наталья КАЛИННИКОВА, начальник отдела педагогического образования Минобразования РФ:

– После принятия программы модернизации педагогического образования в регионах, в городах, в вузах возникли свои программы, в масштабах России был создан Совет по реализации программы во главе с первым заместителем министра образования В.Болотовым, для координации деятельности – научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования при Институте общего образования МО РФ. Задача этого центра – организационное и информационное обеспечение выполнения программы модернизации педобразования, создание мониторинга кадрового обеспечения, разработка рекомендаций по совершенствованию подготовки и повышению квалификации работников образования и так далее.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте