search
main
0

Могучий источник мысли

Музыка снабжает душу крыльями, способствует полету воображения

Можно ли увидеть музыку? Как русские композиторы перевернули представления об искусстве и насколько сильна роль «Могучей кучки» в музыкальной культуре? «Разговор о важном», посвященный Дню музыки, направлен на формирование умения слушать и понимать музыку, на развитие творческих способностей, расширение музыкальных интересов, повышение уровня эрудиции и общей культуры. Для учителя на сайте проекта были представлены все необходимые материалы – сценарии уроков, презентации, постеры, видеоролики.

– Любовь к Родине начинается с малого – с помощи младшему братишке, с осознания важной роли каждой профессии, с уважения к мнению другого человека, с «Разговоров о важном», – говорит учитель начальных классов школы №629 Елена Соловьева. – «Когда в семье лад, не нужен и клад» – гласит народная мудрость. В каждом доме, где есть свои традиции и взаимоуважение, царит мир. Мы даем возможность ребятам узнать о наших героях, которые, не жалея своей жизни, завоевывали свободу для грядущих поколений. Одним из таких героев является выпускник нашей школы Дмитрий Алексеевич Серков – Герой Российской Федерации. Дети могут почтить его память, возложив цветы к бюсту, установленному на территории школы. О подвигах Серкова учащиеся узнают из цикла классных часов «Сыны нашей Родины». Всю эту важную информацию можно донести только через беседу, включающую в себя открытый диалог с учениками. В этом нам и помогают «Разговоры о важном».

На уроке «Я хочу увидеть музыку» ребята учились описывать словесно и представлять в движении образы, возникающие при восприятии музыки, сравнивать звучащую музыку с изобража­ющими ее движениями, участвовать в коллективном обсуждении. Занятие проходило в форме викторины и групповой работы. Ребята знакомились с изобразительными возможностями музыки посредством пьесы Камиля Сен-Санса «Карнавал животных», а также с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

– Ни для кого не секрет, что любые знания, закрепленные на практике, усваиваются легче и прочнее, – отмечает Елена Соловьева. – Регулярно слушая гимн Российской Федерации, участвуя или просто присутствуя при выносе и поднятии флага, проживая учебный год с «Разговорами о важном», ребята учатся гордиться своей Родиной, относиться с уважением к государственной символике, высказывать свое мнение по определенным позициям, при этом у них формируется представление о единстве и сплоченности народов нашей многонациональной страны.

В этот раз школьники узнали о празднике, который ежегодно отмечается 1 октября. Его придумал Дмитрий Шостакович. Композитор считал, что День музыки поможет объединить представителей разных культур, и направил в ООН письмо с предложением создать подобное торжество. В 1973 году Международный музыкальный совет при ЮНЕСКО официально учредил эту торжественную дату.

– На нашем первом «Разговоре о важном» первоклассники с интересом смотрели видеоролик «Государственный флаг РФ», – вспоминает учитель начальных классов школы №1526 на Покровской Оксана Генсур. – Они приняли активное участие в беседе, с азартом выполняли интерактивные задания, а на внеурочном занятии «Творческая мастерская» своими руками сделали триколор. Гордые и счастливые выбегали мои первоклас­сники к родителям, крепко сжимая в своих маленьких ручках флажок! На уроках музыки дети начали изучать текст российского гимна. Каждый понедельник начинается с его исполнения. И каждый раз гимн звучит все увереннее и торжественнее! Россия – страна с богатой культурой и великой историей! На уроках окружающего мира мы с детьми знакомимся с историей праздников, традициями страны и семьи. В День пожилого человека мы пригласили к нам в класс бабушек и дедушек. Они вместе с внуками и внучками были активными участниками «Разговора о важном». Ярким, добрым, светлым и теплым был момент знакомства детей с бабушками одноклассников. Дети приготовили подарки и поздравления своим любимым бабушкам и дедушкам. Очень трогательным был момент вручения подарков, сделанных своими руками. А еще родители первоклассников решили сделать фотографию «Три поколения учеников одного учителя». Приятно сознавать важность и значимость своего труда! Обучать – значит вдвойне учиться.

Урок для ребят постарше был направлен на то, чтобы привить детям интерес к музыке, желание слушать и фантазировать во время звучания различных музыкальных произведений.

Занятие для учеников 5-7‑х классов «Что мы музыкой зовем?» было направлено на расширение представлений обуча­ющихся об искусстве, на формирование умений работать с музыкальной информацией и аргументированно отвечать на вопросы, на развитие эмоционального интеллекта, воспитание уважительного отношения к народной культуре, традициям и ценностям.

Ребята разгадывали ребусы, беседовали о музыкальных жанрах, в частности о народных мелодиях. Школьники работали с интерактивной картой народной музыки, с помощью которой узнавали больше о музыке народов Кавказа, Сибири, татарских мелодиях, а также о мелодиях других народов нашей страны.

А ребята из 8-9‑х классов слушали сюиту «Метель» Георгия Свиридова. И размышляли, почему разные люди любят разную музыку, можно ли выразить музыку с помощью цвета. Они вспоминали, какие синтетические виды искусства существуют, и вели диспуты, какова в них роль музыки.

Говорили также и об истории Седьмой симфонии Шостаковича. В первые месяцы Великой Отечественной войны Дмитрий Шостакович работал профессором в консерватории. Фронт был все ближе, и композитор записался в добровольную пожарную дружину – тушил зажигательные бомбы. В это время Шостакович писал одну из самых известных своих симфоний – Ленинградскую. Автор закончил ее в эвакуации в Куйбышеве в конце декабря 1941 года. Весной 1942 года эвакуированный оркестр Большого театра впервые исполнил Седьмую симфонию. Для ее исполнения в Ленинграде оркестр собирали с большим трудом. Из ленинградских репродукторов доносились просьбы к музыкантам явиться на регистрацию. Слабый и больной дирижер Карл Элиасберг обходил госпитали в поисках музыкантов. И 9 августа 1942 года симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. Очевидцы рассказывали, что ее транслировали из всех приемников и громкоговорителей как символ непокоренного города. Существуют свидетельства о том, что уже после войны несколько бывших немецких солдат при встрече с дирижером Карлом Элиасбергом сказали, что, услышав симфонию, поняли, что проиграли войну.

При работе с интерактивным заданием «Классификация» ребята сумели указать, какие средства выразительности характерны для музыки и как взаимосвязаны разные виды искусства.

– О вкусах не спорят! – заявили во время «Разговора о важном» старшеклассники. Они вели дискуссию о разных музыкальных направлениях, стилях и жанрах, которые ассоциируются с конкретной страной. Например, об итальянской опере, американском джазе.

Так, русский балет навеки вошел в мировую сокровищницу культуры. Уникальность этого жанра в том, что здесь музыка переплетается с другим видом искусства. Это синтез музыки и пластического движения, танца. Школьники узнают, что балет пришел в Россию из Франции и за очень короткое время стал любимым зрелищем многих российских императоров. В XVIII веке русские аристократы и сами осваивали искусство танца, чтобы участвовать в ассамблеях, балах. О балете писали русские поэты. Как Петергоф создавался по образцу Версаля, но значительно превзошел его по роскоши и великолепию, так и русский балет, опираясь на традиции, устоявшиеся при дворе короля Людовика XIV, был доведен до совершенства на сцене российских императорских театров.

«Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Петрушка» Игоря Стравинского, «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева, так же как и Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, стали предметом жарких обсуждений школьников. Велика ли роль музыки в жизни человека? Многим она нужна для принятия важных решений, порой она ведет нас к победе, иногда помогает справиться с болью. Музыкальная культура нашей страны – одна из величайших сокровищниц цивилизации, а уроки-беседы, приобща­ющие нас к ней, – не только повод для гордости за своих предков, но и прекрасный стимул вдохновиться на создание великих произведений современности, даже если музыка и не станет основой для профессионального становления. Ведь у нас есть уникальные примеры, такие как «Князь Игорь» ученого-химика Бородина, «Хованщина» офицера Мусоргского, и многое-многое другое, о чем всегда так важно поговорить, поразмышлять, услышать и… увидеть.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте