Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
«Ковидный» дайджест: вакцинация и новые ограничительные меры в России
Начался прием заявок на конкурс грантовых проектов для учителей
3 индийские специи снизят уровень сахара в крови при диабете 2 типа и приведут в норму холестерин
«Нечестная игра»: Москалькова заявила о массовых жалобах на дискриминацию непривитых россиян
Названа официальная дата начала вакцинации от COVID-19 беременных женщин
Коронавирус опасен для психики – переболевшие еще 5 лет могут ощущать его влияние на здоровье
Как фрукты стоимостью в 1 фунт снизят риск повышения уровня сахара при диабете – советы врача Сары Каят
На 10 градусов выше нормы: синоптики сообщили об аномально жаркой погоде в России
Как победить датскую сборную по футболу: небескорыстные советы Черчесову от 11-летнего школьника
Выпускники российских школ расскажут о своих талантах в ТikТok
«Ковидный» дайджест: вакцинация и новые ограничительные меры в России Начался прием заявок на конкурс грантовых проектов для учителей 3 индийские специи снизят уровень сахара в крови при диабете 2 типа и приведут в норму холестерин «Нечестная игра»: Москалькова заявила о массовых жалобах на дискриминацию непривитых россиян Названа официальная дата начала вакцинации от COVID-19 беременных женщин Коронавирус опасен для психики – переболевшие еще 5 лет могут ощущать его влияние на здоровье Как фрукты стоимостью в 1 фунт снизят риск повышения уровня сахара при диабете – советы врача Сары Каят На 10 градусов выше нормы: синоптики сообщили об аномально жаркой погоде в России Как победить датскую сборную по футболу: небескорыстные советы Черчесову от 11-летнего школьника Выпускники российских школ расскажут о своих талантах в ТikТok
«УГ»-регион: Ульяновская область

Могучее слово «команда»!

В уникальных педагогических состязаниях в выигрыше остается каждый
Учительская газета, №17 от 26 апреля 2019. Читать номер
Автор:

В системе распространения педагогического опыта Ульяновской области одно из центральных мест занимает Всероссийский слет региональных учительских клубов. История слета берет свое начало в 2009 году, когда при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, правительства Ульяновской области впервые состоялся Всероссийский фестиваль региональных учительских клубов.

Уже первый фестиваль подтвердил популярность такого формата. Он наглядно продемонстрировал значимость конкурсного и клубного движения в профессиональном педагогическом сообществе России в системе выявления и распространения инновационных образовательных технологий и методик, как на региональном, так и на всероссийском уровне. Говорит об этом и география его участников: от Москвы до Камчатки и от Петрозаводска до Астрахани. Фестиваль собрал лидеров учительского сообщества из 43 регионов.
Все эти факторы предопределили необходимость ежегодного проведения подобных мероприятий. Семь раз Ульяновская область принимала гостей.
Менялись со временем задачи, менялся и формат – от Всероссийского фестиваля региональных учительских клубов до научно-практических сборов и международного педагогического форума. За годы работы прошло несколько научно-практических конференций, в том числе международных, круглых столов, форумов. Участники встреч дали более 100 открытых уроков и мастер-классов. Педагоги, активно работающие в режиме инноваций, смогли не только продемонстрировать свои педагогические находки, но и получить предложения по методике их использования.
Для совершенствования данной работы требовался новый подход, и поэтому в 2015 году фестиваль в очередной раз изменил свой формат и проходил в форме Всероссийского слета региональных учительских клубов.
Целью и задачами слета стали: обеспечение инновационного развития и повышения качества современного образования через содействие в продвижении передового педагогического опыта и инновационной педагогической практики, обсуждение в рамках конструктивного диалога проблем образования лидерами учительского сообщества России, повышение престижа учительской профессии.
Ведущей идеей Всероссийского слета региональных учительских команд в 2015 году стало объединение усилий региональных учительских клубов по выявлению и продвижению на всероссийском уровне педагогических инноваций в формате нового всероссийского конкурса – чемпионата региональных учительских команд (ЧЕРУК).
Впервые Всероссийский чемпионат региональных учительских команд «ЧЕРУК» прошел в Ульяновской области с 25 по 30 апреля 2016 года.
В чемпионате приняли участие 22 команды из 21 региона Российской Федерации: Тамбовская область, Пермский край, Республика Башкортостан, Республика Калмыкия, г. Санкт-Петербург, Курганская область, Архангельская область, Липецкая область, Удмуртская Республика, Волгоградская область, Тюменская область, Саратовская область, Республика Марий Эл, Московская область, Республика Саха (Якутия), Ульяновская область, Курская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Татарстан, Самарская область, Рязанская область.
Участники чемпионата соревновались в сложных, но интересных конкурсных испытаниях: «Презентация команды», «Мастер-класс по использованию педагогического ноу-хау регионального образования», «Публичное выступление» и «Учебное занятие с использованием заданной педагогической технологии».
Наибольшие сложности и интерес вызвало конкурсное испытание «Учебное занятие с использованием заданной педагогической технологии», которое в 2016 году проводилось с использованием технологии дистанционного образования. Предмет и класс обучающихся выбирались командами самостоятельно. Учебные занятия проводились по литературе, русскому языку, математике, информатике, обществознанию, биологии, французскому и английскому языкам, физике, географии, геометрии. Команды Ульяновской области и Удмуртской Республики давали интегрированные уроки.
По результатам конкурсных испытаний дипломы и медали за третье место получила Ульяновская область, второе место досталось Санкт-Петербургу, первое место – команде из Московской области.
В 2016 году независимые эксперты «Учительской газеты» назвали чемпионат региональных учительских команд событием года в системе российского образования. Это действительно так. Чемпионат – явление уникальное для педагогического сообщества, поскольку никогда еще до этого не было конкурсных мероприятий среди учительских команд. Хотя умение взаимодействовать, строить профессиональную коммуникацию, искать совместные решения сложных педагогических задач – это то, на что нацеливает профессиональный стандарт педагога.
Стратегической целью чемпионата стало создание открытого пространства для демонстрации передового педагогического опыта и инновационных моделей обучения, которые решают ключевые задачи образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Педагогические новации чемпионата заключаются в следующем: чемпионат призван продвигать не отдельного учителя и не отдельный педагогический опыт. Он призван продвигать качественную педагогическую систему и успешно работающих в ней педагогов.
Чемпионат направлен на формирование педагогической платформы, обеспечивающей модернизацию педагогической культуры учителей: развитие у них новых педагогических функций и компетенций. На чемпионате проходит новая конкурсная (с конкурсными заданиями нового типа) и широкая внеконкурсная образовательная программа с приглашением ведущих ученых и специалистов российского и международного уровней. Конкурсные задания чемпионата носят ярко выраженный обучающий и развивающий характер, задают импульс педагогического поиска.
Чемпионат призван поддержать и развить роль региональных профессиональных педагогических сообществ как инструмента реализации образовательной политики, что согласуется с научной тенденцией усиления роли командных форм профессионального бытия. Поэтому ведущими игроками на чемпионате становятся региональные учительские клубы, объединяющие лидеров региональных систем образования.
Чемпионат открывает новую страницу во Всероссийском конкурсном движении «Учитель года». Нормативное положение чемпионата, согласно которому 15 региональных команд выбираются из числа регионов, представитель которых стал лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года», позволит активизировать деятельность региональных педагогических клубов по подготовке регионального победителя.
В 2017 году в чемпионате принимали участие 18 команд из 17 регионов Российской Федерации. В отличие от первого чемпионата учебное занятие проводилось с использованием технологии коллективного способа обучения в рамках внеурочной деятельности. Тема занятия педагогического проекта была посвящена Году экологии в России. Как тема занятия, так и класс для его проведения определялись по жребию накануне конкурсного испытания. После трех часов разработки и оформления педагогического проекта команды проводили занятие и защищали проект в формате Pecha-kucha («Печа-куча», 20 слайдов по 20 секунд на каждый слайд), общая продолжительность презентации – 6 минут 40 секунд.
По результатам конкурсных испытаний дипломы и медали за третье место получила Московская область. Второе место досталось Архангельской области. Первое место – команде из Курганской области.
В 2018 году были критически пересмотрены конкурсные задания. Команды учителей из 17 регионов России демонстрировали свои навыки в разработке образовательных проектов совместно с педагогами ульяновских школ в рамках методической темы школы в конкурсе «Образовательный проект», умение работать с классом («Час с классом») и проводили мастер-класс по изучению фундаментального метапредметного объекта («Педагогический СТиЭМ»). Умение импровизировать при решении поставленных задач, используя механизмы коллективного проектирования, конкурсанты продемонстрировали в ходе задания «Х-фактор».
Чемпионат региональных учительских клубов призван стать площадкой не столько по выявлению инновационных педагогических практик, сколько по их усилению и обогащению. Внеконкурсная (фестивальная) программа чемпионата направлена на развитие профессионально-педагогических компетенций его участников и формирование новых стандартов педагогической деятельности. Во внеконкурсной (фестивальной) образовательной программе проходят встречи с ведущими учеными в области педагогики и воспитания, круглые столы с участием специалистов из ведущих российских и международных научных и образовательных организаций, мастер-классы, обеспечивающие импульс к становлению нового педагогического мышления.
Как отметила министр образования и науки Ульяновской области Наталья Семенова, «чемпионат – это уникальная площадка, позволяющая объединить усилия региональных профессиональных педагогических сообществ для выявления и продвижения эффективных моделей инновационной педагогической практики, сообразных современной социокультурной среде образования. ЧЕРУК призван поддержать и развить роль региональных профессиональных педагогических сообществ как инструментов реализации образовательной политики, что согласуется с научной тенденцией усиления роли командных форм профессионального бытия».
У чемпионата есть свой девиз, и он отражает его основной посыл: «Умное образование – умный регион».

Лариса ЧАЕВЦЕВА,
начальник отдела редакционно-издательского центра ИРО


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt