search
main
0

Мое – то, что принадлежит только мне. Тема «Право собственности». 9-й класс

Цели: выяснить, что такое собственность с точки зрения социальных наук; охарактеризовать объем прав и обязанностей собственника, способы защиты права собственности. Формировать умение актуализировать знания разных учебных предметов.

Учитель: Вынесенные в эпиграф слова великого писателя эпохи Просвещения помогут определить предмет нашего разговора.

«Первый, кто напал на мысль огородить участок земли и сказал: «Это мое!», кто нашел людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества».Ж.Ж.Руссо

Опережающее задание: инсценировать отрывок сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (гл.XIII. Встреча Маленького принца с «деловым человеком») (индивидуальные работы двух учащихся); нарисовать агитплакат по теме урока.

План урока

Собственность как предмет изучения социальных наук.

Права и обязанности собственника.

Способы защиты права собственности.

Методические приемы

организации урока

Учитель: Вынесенные в эпиграф слова великого писателя эпохи Просвещения Ж.Ж.Руссо помогут определить предмет нашего разговора.

После ответов учащихся учитель отмечает, что собственность изучают несколько социальных наук – лингвистика, психология, экономика, этика, история, юриспруденция, философия. Каждая из них вырабатывает собственное представление о сущности и содержании собственности, и это представление может в некотором роде отличаться от представления другой социальной дисциплины.

Класс делится на группы: «филологи», «психологи», «историки», «экономисты», «ученые», изучающие этику, «юристы», «философы».

Задание №1. Методом «мозгового штурма» определить, как различные социальные науки изучают собственность.

В ходе выполнения задания на доске выстраивается схема:

СОБСТВЕННОСТЬ

Филология Психология Этика

Философия Право Экономика История

Наука филология помогает узнать происхождение слова «собственность». Учащиеся, пользуясь этимологическим словарем, сообщают, что термин образован от древнерусского слова «особь» – «для себя».

История стремится ответить на вопросы: как возникла собственность? Как развивались формы собственности? Какие формы собственности преобладали в различные периоды истории нашей страны? В современной России государственная собственность составляет 70%, ранее в СССР – 90%. Во многих странах Европы и Японии эта цифра составляет 40%. Современная российская экономика многоукладна, включает все типы собственности.

Экономисты разрабатывают экономическую теорию собственности, их интересует собственность как главный объект в системе производственных отношений.

Психологи отвечают на вопрос: как люди относятся к собственности, как она влияет на поведение, характер?

Этика – наука о морали. Допустимо ли иметь особняки, покупать спортивные клубы, когда большинство населения находится за чертой бедности?

Юристы исследуют право собственности по поводу принадлежности и непринадлежности тех или иных вещей и предметов.

Философия нацелена на наиболее полное изучение собственности как социального явления. При этом философы стремятся синтезировать идеи, выдвинутые учеными других социальных наук.

Задание №2. Прочитайте различные определения собственности, определите среди этих значений основное.

Учащиеся приходят к выводу, что термин «собственность» определять можно по-разному. Между различными науками разворачивается спор вокруг определения этого понятия. В русском языке «собственность» – двузначный термин. Он может означать либо имущество, либо фиксировать факт принадлежности этого имущества субъекту собственности. Имущество не может быть вне отношений – оно всегда либо принадлежит, либо нет. Главным же, определяющим среди этих значений является второе.

Учитель: Отношение государства и собственности определено в Конституции РФ (ст.8,35). Важную роль в регулировании отношений собственности играет гражданское право.

Задание №3. Проследите связь содержания текстов Конституции РФ и ГК РФ. Какие права собственника определены в законе?

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ:

Право владения /возможность иметь вещь в своем доме или хозяйстве.

Право пользования/возможность получать от вещи пользу.

Право распоряжения/возможность определять «юридическую судьбу» вещи – продать, обменять, сдать в аренду.

Учитель: О правах собственника рассуждаем не только мы, но и герои сказки Сент-Экзюпери «Маленький принц». Во время своего путешествия Маленький принц попал на планету, которая принадлежала «деловому человеку». Вот какой разговор состоялся между ними.

После инсценировки учащиеся отвечают на вопрос: кто, по-вашему, более верно понимает право собственности – «деловой человек» или Маленький принц?

Учащиеся приходят к выводу, что право владения означает возможность собственника фактически обладать вещью – иметь ее у себя. Реальная связь собственника с вещью – важнейшее условие осуществления права собственности. Но обладание собственностью накладывает большую ответственность за содержание принадлежащего имущества.

Учитель: Как можно стать собственником?

Учащиеся обсуждают несколько вариантов: сделать самому; получить вознаграждение; купить; выменять; найти; получить в подарок.

Задание №4. Решите юридические задачи (правовой практикум в группах)

Обобщая ответы, учитель подчеркивает, что важным показателем уровня жизни человека является принадлежащая ему собственность. Но стремясь ее приобрести, сохранить, умножить, нельзя забывать, что достоинство, репутация тоже собственность. Аварская пословица гласит: «Знания – лучшая казна: не украдут, не сгорят, не сгинут, не пропадут – они всегда при тебе». Под словом «знания» будем понимать интеллектуальную собственность.

В конце урока учащиеся защищают агитплакат.

Домашнее задание (дифференцированно).

1. Написать сочинение «Собственность – необходимое условие для становления гражданского общества».

2. Составить таблицу «Частная собственность: «за» и «против», используя следующие определения:

1. Собственность – это хозяйское, предусматривающее выгоду использование имущества.

2. Собственность – это вещь, имущество, которое находится в полном распоряжении кого-либо.

3. Собственность – это принадлежность вещи данному лицу, отношение собственника к вещи.

4. Собственность – 1) материальные ценности, имущество, принадлежащие кому-нибудь; 2) право владения чем-нибудь, кем-нибудь (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка).

Гражданский кодекс РФ

(Извлечения)

Статья 209. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования, распоряжения своим имуществом.

Статья 210. БРЕМЯ СОДЕРЖАНИЯ ИМУЩЕСТВА

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 211. РИСК СЛУЧАЙНОЙ ГИБЕЛИ ИМУЩЕСТВА

Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 212. СУБЪЕКТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

1. Петров нашел кошелек в автобусе. Как он должен поступить по закону?

Статья 227. НАХОДКА

1. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи, или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

2. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления.

3. Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в милицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.

Скоропортящаяся вещь или вещь, издержки по хранению которой несоизмеримо велики по сравнению с ее стоимостью, может быть реализована нашедшим вещь с получением письменных доказательств, удостоверяющих сумму выручки. Деньги, вырученные от продажи найденной вещи, подлежат возврату лицу, управомоченному на ее получение.

4. Нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае умысла или грубой неосторожности в пределах стоимости вещи.

Статья 228. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА НАХОДКУ

1. Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в милицию или в орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 227) лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в милицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее.

2. Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность.

Статья 229. ВОЗМЕЩЕНИЕ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С НАХОДКОЙ, И ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ НАШЕДШЕМУ ВЕЩЬ

1. Нашедший и возвративший вещь лицу, управомоченному на ее получение, вправе получить от этого лица, а в случаях перехода вещи в муниципальную собственность – от соответствующего органа местного самоуправления возмещение необходимых расходов, связанных с хранением, сдачей или реализацией вещи, а также затрат на обнаружение лица, управомоченного получить вещь.

2. Нашедший вещь вправе потребовать от лица, управомоченного на получение вещи, вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов стоимости вещи. Если найденная вещь представляет ценность только для лица, уполномоченного на ее получение, размер вознаграждения определяется по соглашению с этим лицом.

Право на вознаграждение не возникает, если нашедший вещь не заявил о находке или попытался ее утаить.

2. На обочине стояла неизвестно чья бочка. Петров решил закатить ее себе в огород… Прокомментируйте ситуацию.

Статья 234. Приобретательная давность

1. Лицо – гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретающего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

2. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.

3. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.

4. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

3. Петров сдал Крылову квартиру в аренду сроком на год, деньги получил вперед. Через месяц цены на рынке жилья выросли вчетверо, и Петров захотел расторгнуть сделку. Защитит ли его статья 451 ГК РФ?

Изменение и расторжение сделки

Статья 451. Изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств

1. Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

2. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

3. При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.

4. Петров подарил зонтик Крылову, а через неделю потребовал вернуть. Поддержит ли закон требования Петрова?

Статья 579 ГК РФ. Случаи, в которых отказ от исполнения договора дарения и отмена дарения невозможны

Правила об отказе от исполнения договора дарения (ст.577) и об отмене дарения (ст.578) не применяются к обычным подаркам небольшой стоимости.

Статья 580 ГК РФ. Последствия причинения вреда вследствие недостатков подаренной вещи

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу одаряемого гражданина вследствие недостатков подаренной вещи, подлежит возмещению дарителем в соответствии с правилами, предусмотренными главой 59 настоящего Кодекса, если доказано, что эти недостатки возникли до передачи вещи одаряемому, не относятся к числу явных и даритель, хотя и знал о них, не предупредил о них одаряемого.

Татьяна СЕКИРОВА, учитель истории и обществознания, Владимирская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте