search
main
0

Модуль модулю рознь. Новые заочные курсы повышения квалификации. Занятие 2

Входное задание1. Определите последовательность этапов при разработке основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) образовательного учреждения:1) анализ примерных ОПОП (включая базисные учебные планы) по соответствующим профессиям НПО или специальностям СПО;2) составление календарного учебного графика и расписания;3) формирование фонда оценочных средств, позволяющих оценить знания, умения и освоенные компетенции;4) разработка программ учебных дисциплин;5) разработка программ профессиональных модулей;6) расчет часов учебного плана;7) определение результатов освоения ОПОП;8) формирование перечня учебных дисциплин и профессиональных модулей вариативной части ОПОП ОУ;9) анализ текста ФГОС по соответствующим профессиям НПО или специальностям СПО;10) обсуждение характеристик ОПОП и ее элементов с представителями работодателей.2. Какие из этапов представляются вам наиболее важными? Почему?

Ответы в конце занятия.Повторение пройденногоИз предыдущего занятия («Учительская газета» №9 за 2012 г., стр. 14) вы помните, что согласно Закону «Об образовании» ФГОС включает в себя требования к структуре, условиям реализации, результатам освоения основных образовательных программ.Сквозь призму этих трех групп требований подробнее проанализируем принципиальное новшество ФГОС НПО и СПО, новую единицу ОПОП – профессиональный модуль (ПМ).Профессиональный модуль – часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к заданным ФГОС результатам образования и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов профессиональной деятельности.Логично начать анализ именно с последней группы требований.Результаты обученияОсновной результат освоения ОПОП НПО или СПО – совокупность общих и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности, о чем прямо написано в 5-м разделе ФГОС «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы».В отличие от традиционных дисциплин, в которых дидактические единицы группируются на основе принципа научности, содержание профессиональных модулей выстраивается в логике будущей профессиональной деятельности выпускников. В качестве промежуточных результатов освоения программ ПМ вводятся более мелкие субъединицы компетенций, сформулированные в деятельностном ключе: «иметь практический опыт», «уметь», «знать». Профмодули позволяют гармонично сочетать теорию и практику за счет сложного устройства: они состоят из междисциплинарных курсов (МДК) и обязательной учебной и/или производственной практики (для СПО – практики по профилю специальности). Обычно основу МДК составляют несколько специальных дисциплин или их частей (из ГОС-2), но возможно также использование одной или нескольких общепрофессиональных дисциплин и даже отдельных тем из дисциплин естественно-научного и математического циклов, если их содержание ориентировано на использование предметных умений и знаний в контексте определенного вида профессиональной деятельности.Все виды практики (кроме преддипломной в СПО) проводятся исключительно в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно, в том числе в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями.Таким образом, в рамках одной программы в ПМ соединены:- теоретическая часть (лекции, семинары, занятия по закреплению знаний и др.);- прикладная, или практическая, часть (занятия по применению знаний, деловые и ролевые игры, практикумы в лабораториях, учебные занятия в мастерских или на учебных предприятиях, учебная и/или производственная практика);- самостоятельная работа (работа в библиотеках и компьютерных классах, выполнение проектов, исследовательская работа, ведение портфолио и др.);- консультации.При освоении подобных программ происходит синхронизация теоретического и практического обучения, и обучающиеся овладевают профессиональными компетенциями как комплексным и целостным набором действий, умений и знаний.Структура ОПОПВ 6-м разделе ФГОС «Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы» перечислены все учебные циклы и разделы, а также входящие в их состав дисциплины и профессиональные модули обязательной части ОПОП, которая составляет 70% объема учебного времени для СПО и 80% – для НПО.Даже в обязательной части образовательные учреждения могут варьировать объемы и последовательность изучения модулей и дисциплин в соответствии с дидактической целесообразностью, возможностями материально-технической базы и кадрового потенциала, с учетом запросов работодателей. Еще больше свобод образовательное учреждение получило в распределении вариативной части ОПОП. За ее счет можно увеличивать объем существующих дисциплин и модулей обязательной части и вводить новые. При этом состав ОПОП ежегодно можно обновлять.Для модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» образовательное учреждение имеет право выбирать из приложения к ФГОС СПО одну или несколько профессий или должностей. Студентов по выбранной профессии или должности можно подготовить к присвоению различных разрядов – от минимального до «выше среднего», этот выбор тоже делает образовательное учреждение.В начальном профессиональном образовании формирование ОПОП осуществляется с учетом рекомендуемого перечня возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих. Иногда он состоит из единственной квалификации, иногда предусмотрено освоение всех, но самый распространенный вариант – сочетание 2-3 квалификаций с уровнем «выше средней». Практически это означает, что в ОПОП ОУ могут присутствовать только те профессиональные модули, которые ведут к присвоению этих квалификаций. Аналогично внутри модулей могут быть исключены субъединицы (например, междисциплинарные курсы или отдельные дидактические единицы), не относящиеся к осваиваемым компетенциям.Условия реализации программПоявление профессиональных модулей требует существенного пересмотра не только содержания образования, но и подходов к организации образовательного процесса.Образовательное учреждение имеет возможность проводить индивидуальные, микрогрупповые, групповые, межгрупповые и поточные занятия; возможно концентрированное изучение программ модулей, что требует новых подходов к составлению учебного расписания как для преподавателей, так и для обучающихся. Новое поколение стандартов предусматривает возможность обучения по индивидуальным учебным планам, и в этом случае в расписании обучающихся могут возникать «окна», которые можно заполнять индивидуальными консультациями, самостоятельной работой, роль которой существенно повышается. В рамках модульно-компетентностного подхода необходимо расширение контактов образовательного учреждения с социальными партнерами, среди которых могут быть не только работодатели и учреждения профессионального образования, но и учреждения дополнительного образования детей, службы труда и занятости, СМИ, органы государственной власти, общественные организации и др. Значительная часть учебного процесса может быть вынесена за пределы исходного образовательного учреждения за счет развития сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями в процессе реализации ОПОП и за счет партнерства с организациями-работодателями.Особую методическую проблему при освоении МДК в составе профмодулей представляет отсутствие соответствующих учебников. В условиях гибкости модульно-компетентностного подхода, быстрого устаревания знаний и необходимости учета требований конкретного работодателя-партнера появление единых федеральных учебников по большинству МДК вряд ли необходимо. Поэтому следует ориентироваться на:- разработку в рамках образовательного учреждения пакета обучающих раздаточных материалов и/или рабочих тетрадей для учащихся по МДК, обеспечивающих преемственность в реализации курса, а также создающих условия для самостоятельной учебной деятельности обучающихся;- обучение с использованием нескольких различных учебников и учебных пособий (в том числе, возможно, и по одной дисциплине, но различных авторов), которые рассматриваются не как единственный и непогрешимый источник знаний, а лишь как один из множества источников информации наряду с практикой, Интернетом и пр.Особенность кадрового обеспечения реализации ПМ состоит в том, что он требует командного принципа работы на всех этапах – от планирования учебных курсов до интегрированной аттестации. К ведению программ профмодулей должны привлекаться несколько категорий специалистов, в том числе:- преподаватели и мастера образовательного учреждения (ОУ);- преподаватели ОУ-партнеров;- сотрудники организаций-партнеров.Все они образуют рабочую группу по реализации программы профмодуля. Взаимодействие членов рабочей группы, содержательную и организационную согласованность обучения, единые критерии оценки его результатов должен обеспечивать координатор, которым чаще всего является один из преподавателей.Изменение контроля и оценки процесса и результатов обучения в меньшей мере коснулось дисциплинарной части ОПОП и в большей мере профессиональных модулей.В соответствии с ФГОС итогом освоения ПМ является готовность к выполнению соответствующего вида профессиональной деятельности и составляющих его профессиональных компетенций, а также развитие общих компетенций, предусмотренных для ОПОП в целом. В связи с этим в качестве наиболее адекватной итоговой формы контроля по ПМ предложено использовать экзамен (квалификационный). Основными экспертами на этом экзамене в идеале являются носители профессионального контекста, например представители организации-работодателя или объединения работодателей. В перспективе содержание и процедура итоговой аттестации по профмодулю должны стать аналогичными содержанию и процедуре независимого оценивания и сертификации квалификаций.Предпочтение следует отдавать комплексной проверке, при которой в рамках одного задания проверяется овладение несколькими профессиональными и общими компетенциями. При этом одни задания могут выполняться непосредственно на экзамене («здесь и сейчас»), а другие до экзамена. В любом случае задания должны быть направлены на решение не учебных, а профессиональных задач.ЗаключениеОт успешности реализации профессиональных модулей зависит, каким станет качество профессионального образования.Выходное заданиеОпишите основные характеристики профессионального модуля, направленные на формирование готовности выпускника к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.Возможные варианты ответов входного задания1. Последовательность 9  1  10   7  8  10  5  10  3  10  4  3  6  2.2. Наиболее важны этапы:3 – нужно оценить компетенции, а такого опыта в образовании недостаточно;5 – так как ПМ – новый элемент ОПОП;10 – требуется продуктивное, а не формальное взаимодействие с представителями работодателей.​Ольга БАТРОВА, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования ФИРО; Елена ЗАЧЕСОВА, старший научный сотрудник Центра профессионального образования ФИРО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте