search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Модуль или матрица. Для чего нужны элективные курсы?

В 2004 году в нашей школе открылась опытная педагогическая площадка по реализации проекта работы физико-математического профильного класса. При этом мы начинали не с чистого листа. В 2003-2004 учебном году за счет школьного компонента учебного плана и перевода педагогов дополнительного образования в факультативы впервые были введены элективные курсы. В 2005-2006 учебном году мы перешли на новый базисный учебный план в 10-м – физико-математическом профильном классе. Это позволило, на наш взгляд, выстроить на сегодняшний день определенную систему элективных курсов, решающую проблемы, связанные с индивидуализацией образовательного процесса.

Однако решение проблемы индивидуализации заключается отнюдь не в возможности выбора тех или иных курсов. Она лежит гораздо глубже. Так или иначе, любой урок несет большое количество информации. На уроке педагог в большей степени преподносит свой субъективный опыт, выражая свое отношение к содержанию предмета, который учениками не только не оценивается и не переживается в полной мере, но и не присваивается. Если даже преподаватель владеет технологиями личностно-ориентированного подхода, то индивидуальные способности ученика и существующие методы оценивания не позволяют в полной мере раскрыть личностный рост ребенка как субъекта образовательного процесса.

Как сделать так, чтобы ученик пропустил информацию через собственный субъективный опыт? Ответ достаточно прост – перевести образовательную деятельность в плоскость исследования, где бы ребенок мог самореализоваться.

Но для этого как минимум необходимо:

пробудить мотивацию ученика;

раскрыть пути овладения технологиями исследования;

предоставить возможность самому увидеть проблемный аспект получаемой информации.

Поэтому система элективных курсов предполагает их деление на следующие типы:

Развивающие, способствующие формированию мотивов к исследовательской деятельности.

Дополняющие, позволяющие овладеть технологиями исследования.

Углубляющие, где должен реализоваться проблемный компонент учебных дисциплин.

Развивающие, дополняющие и углубляющие элективные курсы в целом, как система – не самоцель. Они рассматриваются как инструмент организации личностно-ориентированного подхода в процессе индивидуализации образования учащихся.

В этом учебном году в 10-м профильном классе в учебный план введена учебно-исследовательская деятельность по математике и физике. На сегодняшний день у нас уже есть некоторые формальные промежуточные результаты. На конкурсе учебно-исследовательских работ из трех дипломов и трех похвальных отзывов получили три диплома и два похвальных отзыва ученики именно профильного класса, где введена система элективных курсов и учебно-исследовательская деятельность.

Введение же учебной практики планируется в следующем учебном году, возможность этого регламентирует и новый базисный учебный план. При этом учебно-исследовательская практика не предполагает самореализации учащихся лишь в профильных предметных областях. Поэтому возможны осмысление и реализация нескольких моделей, позволяющих преследовать цель индивидуализации образования.

Первая модель – модульная структура курса, где ученики в течение учебного года получат возможность самореализации поэтапно в различных образовательных областях.

Вторая модель – индивидуальное сопровождение учащихся (тьюторство).

Третья модель – матричная структура, предполагающая сеть семинаров, практикумов и диспутов по проблемным аспектам базовых предметов.

При таком видении индивидуализации образования возникает ряд проблем:

Проблема осознания организации образовательного процесса как целеустремленной системы.

Проблема финансирования инновационных процессов.

Проблема овладения и сознательного целенаправленного применения соответствующих технологий педагогическим коллективом.

От эффективности их решения и зависит дальнейший процесс индивидуализации образования в средней школе.

Дмитрий ДЯДЮКОВ, директор средней школы №2, Чайковский, Пермский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте