В 2004 году в нашей школе открылась опытная педагогическая площадка по реализации проекта работы физико-математического профильного класса. При этом мы начинали не с чистого листа. В 2003-2004 учебном году за счет школьного компонента учебного плана и перевода педагогов дополнительного образования в факультативы впервые были введены элективные курсы. В 2005-2006 учебном году мы перешли на новый базисный учебный план в 10-м – физико-математическом профильном классе. Это позволило, на наш взгляд, выстроить на сегодняшний день определенную систему элективных курсов, решающую проблемы, связанные с индивидуализацией образовательного процесса.
Однако решение проблемы индивидуализации заключается отнюдь не в возможности выбора тех или иных курсов. Она лежит гораздо глубже. Так или иначе, любой урок несет большое количество информации. На уроке педагог в большей степени преподносит свой субъективный опыт, выражая свое отношение к содержанию предмета, который учениками не только не оценивается и не переживается в полной мере, но и не присваивается. Если даже преподаватель владеет технологиями личностно-ориентированного подхода, то индивидуальные способности ученика и существующие методы оценивания не позволяют в полной мере раскрыть личностный рост ребенка как субъекта образовательного процесса.
Как сделать так, чтобы ученик пропустил информацию через собственный субъективный опыт? Ответ достаточно прост – перевести образовательную деятельность в плоскость исследования, где бы ребенок мог самореализоваться.
Но для этого как минимум необходимо:
пробудить мотивацию ученика;
раскрыть пути овладения технологиями исследования;
предоставить возможность самому увидеть проблемный аспект получаемой информации.
Поэтому система элективных курсов предполагает их деление на следующие типы:
Развивающие, способствующие формированию мотивов к исследовательской деятельности.
Дополняющие, позволяющие овладеть технологиями исследования.
Углубляющие, где должен реализоваться проблемный компонент учебных дисциплин.
Развивающие, дополняющие и углубляющие элективные курсы в целом, как система – не самоцель. Они рассматриваются как инструмент организации личностно-ориентированного подхода в процессе индивидуализации образования учащихся.
В этом учебном году в 10-м профильном классе в учебный план введена учебно-исследовательская деятельность по математике и физике. На сегодняшний день у нас уже есть некоторые формальные промежуточные результаты. На конкурсе учебно-исследовательских работ из трех дипломов и трех похвальных отзывов получили три диплома и два похвальных отзыва ученики именно профильного класса, где введена система элективных курсов и учебно-исследовательская деятельность.
Введение же учебной практики планируется в следующем учебном году, возможность этого регламентирует и новый базисный учебный план. При этом учебно-исследовательская практика не предполагает самореализации учащихся лишь в профильных предметных областях. Поэтому возможны осмысление и реализация нескольких моделей, позволяющих преследовать цель индивидуализации образования.
Первая модель – модульная структура курса, где ученики в течение учебного года получат возможность самореализации поэтапно в различных образовательных областях.
Вторая модель – индивидуальное сопровождение учащихся (тьюторство).
Третья модель – матричная структура, предполагающая сеть семинаров, практикумов и диспутов по проблемным аспектам базовых предметов.
При таком видении индивидуализации образования возникает ряд проблем:
Проблема осознания организации образовательного процесса как целеустремленной системы.
Проблема финансирования инновационных процессов.
Проблема овладения и сознательного целенаправленного применения соответствующих технологий педагогическим коллективом.
От эффективности их решения и зависит дальнейший процесс индивидуализации образования в средней школе.
Дмитрий ДЯДЮКОВ, директор средней школы №2, Чайковский, Пермский край
Комментарии