Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Модернизация образования должна быть комплексной

УГ - Москва, №51 от 16 декабря 2014. Читать номер
Автор:

Основная цель управления образования – обеспечить реальную возможность для развития всех способностей детей для каждой московской семьи, создать условия для качественной реализации разнообразных программ на уровне каждого микрорайона.

Одним из механизмов реализации поставленной цели для нас стала оптимизация сети путем реорганизации образовательных организаций и формирования многофункциональных образовательных комплексов. Информация к сведению Образовательная сеть Южного округа представлена сегодня 106 образовательными организациями, среди которых: 89 общеобразовательных школ, 2 учреждения дополнительного образования, 2 центра психолого-педагогического сопровождения детей и 13 учреждений среднего профессионального образования. В настоящее время ведущая тенденция в реорганизации – укрупнение действующих комплексов путем присоединения учреждений дополнительного образования, коррекционных школ, объединение разнопрофильных организаций. В стадии реорганизации находятся 60 образовательных организаций: 29 школ, 28 детских садов, 3 разнопрофильные организации, поданы заявки на объединение 14 образовательных организаций, в число которых вошли 6 школ, 3 детских сада, 5 учреждений дополнительного образования. С сентября 2013 года по ноябрь 2014 года образовательная сеть сократилась на 135 образовательных организаций. С 1 сентября 2014 года на территории округа работают 76 образовательных комплексов. (См табл. 1.)Объединение образовательных ресурсов, в том числе эффективное использование площадей, перераспределение кадров с позиции оптимизации педагогической нагрузки, грамотное управление финансовыми потоками запустило в комплексах процессы выравнивания образовательных условий, что в итоге привело к выравниванию образовательных результатов в сторону их повышения, «дотягивания» до школы – лидера в комплексе. Если в рейтинг московских школ по результатам 2010-2011 учебного года входила 21 образовательная организация и это были в основном лицеи, гимназии и центры образования, то за последние три года картина существенно изменилась. В рейтинг по итогам 2013-2014 учебного года вошли уже 45 образовательных организаций, и в основном это средние общеобразовательные школы, из которых около половины присоединили к себе так называемые школы «группы риска». На территории каждого из 16 районов округа созданы условия для выбора образовательной программы в соответствии с потребностями и возможностями обучающихся и воспитанников. В этом мы видим серьезный социально-образовательный эффект процесса оптимизации образовательной сети.Другим социально-образовательным эффектом стала ликвидация в округе очередности в дошкольные образовательные учреждения. Создание дошкольных отделений в комплексах выявило неиспользованные ресурсы и сделало доступнее этот вид услуг для населения. В лицеях №504, 1158, 1451, школах №492, 534, 547, 851, 878, 902, 904, 933, 937, 949, 1034, 1450, 1861, в состав которых вошли от 5 до 9 детских садов, вариативность дошкольного образования представлена в самом широком смысле. Это и отделения с приоритетом физического, художественно-эстетического развития, адаптивные группы, лекотеки, группы кратковременного пребывания. Это и дополнительные образовательные услуги: студии, секции, клубы, ориентированные на потребности семьи и интересы общества. Вариативные дошкольные образовательные программы обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию педагогического процесса, личностно ориентированное обучение и развитие воспитанников. Серьезный социально-образовательный эффект, на наш взгляд, – это расширение направленностей профильного обучения в старшей школе образовательных комплексов. (См табл. 2.) Вариативность профильного обучения обеспечивает детям возможность выбора в стенах своей школы, способствует удовлетворению конкретных образовательных потребностей старшеклассников. Крупные образовательные комплексы способны сегодня реализовывать от 5 до 11 направленностей, обеспечивая тем самым индивидуализацию обучения (например, гимназии №1527, 1552, 1582, 1636, школы №544, 947, 1375, 1466, 1862, Центр образования №548, лицеи №507, 1158). Положительный опыт учреждений по организации профильного обучения на старшей ступени транслируется посредством сетевого взаимодействия в другие образовательные организации Южного округа. Еще один важный результат объединения заключается в том, что образовательные комплексы создают необходимые условия для инклюзивного образования. В школах №547 и 1034 реализуют программы для слабо видящих детей, в школе №937 – для слабослышащих детей, в школе №1998 – для детей с соматическими заболеваниями, в лицее №1451 – для детей с тяжелыми нарушениями речи, в школах №949 и №1375 – для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Формирование школ-ступеней, находящихся каждая в своем здании, дает возможность педагогическим коллективам этих комплексов реализовать все принципы создания безбарьерной образовательной среды. 34 образовательных комплекса в текущем учебном году реализуют в дошкольных отделениях образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Скорость изменений в системе образования сегодня настолько велика, что без специальных усилий не стоит и мечтать о том, что общество их поймет и поддержит. Поэтому вовлечение родителей в государственно-общественное управление, повышение открытости образования для жителей Южного округа – непременное условие процесса оптимизации образовательной сети.С 1.09.2012 года в округе работает клуб председателей управляющих советов образовательных комплексов. Раз в два месяца проходит заседание клуба, которое посвящается проблемам и решениям в развитии крупных образовательных организаций, которые затруднительно решить без участия родительского сообщества, его экспертной оценки. Это касается образовательной модели, структурных изменений, контроля качества питания, ремонтных и благоустроительных работ.В августе 2013 года по инициативе управления и председателей УС был создан окружной совет родительской общественности, который активно участвует в работе комиссии по выдвижению кандидатов на должность руководителей государственных общеобразовательных организаций, комиссии по соблюдению прав несовершеннолетних, конфликтной комиссии и др. Встречи в педагогических коллективах, выборочный опрос родителей на встречах в районах показали, что большая часть аудитории поддерживает процесс объединения и связывает с ним надежды на качественное изменение условий и результатов образовательного процесса. (См табл. 3.)Анализ состояния образовательной сети в каждом из 16 районов округа совместно с председателями межрайонных советов, консультации с руководителями образовательных организаций, представителями родительской общественности позволяют сделать прогноз о дальнейших изменениях в окружной образовательной сети в целях удовлетворения растущих запросов потребителей образовательных услуг.  Вместе с тем мы видим проблемные зоны в развитии окружного образования, знаем причины неэффективности отдельных учреждений и их руководителей, понимаем важность структурно-содержательной перестройки образовательной сети, формирования педагогического сообщества округа и соответственно этому выделяем такие задачи и приоритеты развития:- создание в каждом микрорайоне округа крупных многоуровневых, многофункциональных образовательных комплексов, предоставляющих широкий спектр услуг в основном и дополнительном образовании; – формирование административных команд крупных образовательных организаций, понимающих смысл перемен и готовых к созиданию, сплочение педагогических коллективов на основе общей педагогической идеи, формирование морально-ценностных основ объединения;- создание оптимальных условий для эффективной реализации ФГОС в общеобразовательных организациях округа, достижение показателей Московского стандарта качества образования;- выявление и сопровождение одаренных, высокомотивированных детей, увеличение количества школ – участников и количества призеров олимпиад различного уровня;- повышение качества обучения и воспитания, внедрение персональных траекторий развития обучающихся посредством системы учета их индивидуальных достижений;- привлечение родительской общественности к управлению образованием, обеспечение открытости учреждений, прозрачности их деятельности. Формирование реального партнерства семьи и школы.Мы ощущаем возрастающее внимание семей жителей нашего округа к условиям и результатам образования. Для большинства понятие «качество жизни» неразрывно связано с успешной социализацией личности обучающихся, которая сегодня может быть сформирована только в условиях поливариантного образования многофункциональных комплексов. Юрий ТАРАСЕНКО, начальник Южного окружного  управления образования


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту