На вопрос «Быть или не быть?» лично я отвечаю: «Быть!». Вечерние школы сегодня нужны не меньше, чем профильные, чем школы с углубленным изучением предметов и даже больше, чем гимназии и лицеи. Все дело только в том, какими им быть.
Комментарий «УГ»На вопрос: «Нужна ли нам вечерняя школа?» – может быть только утвердительный ответ. На вопрос: «Какая вечерняя школа нам сегодня нужна?» – ответов может быть множество, потому что такую школу не ограничить одной или даже двумя моделями. Моделей может быть множество, вот только разработкой их должны заниматься не только сами школы, брошенные в бурное море рыночных реалий. Им нужно помогать куда в большей степени, чем дневным школам, в том числе гимназиям, лицеям, продвинутым, специализированным и прочим. Ведь они не только принимают трудных и обездоленных, но и становятся сегодня некими многовариантными учебными заведениями, совмещая и профильность, и продвинутость и коррекционность, и реабилитацию. В планах реформирования, а теперь и модернизации мы по-прежнему, к сожалению, ориентируемся только на дневные школы. Между тем именно вечерних этот процесс должен коснуться в первую очередь – уж очень велик там плацдарм для творчества, педагогической выдумки, использования самых современных технологий обучения. «Учительская газета» предлагает Министерству образования и науки РФ, Федеральному агентству по образованию провести Всероссийское совещание директоров вечерних школ, провести анкетирование, собрать статистические и иные данные, создать программу развития таких учебных заведений. Мы готовы стать информационными спонсорами этого масштабного мероприятия.
Эта проблема очень важна, и решать ее, как мне кажется, нужно всем вместе. Вот я работаю директором уже три года, но не помню, чтобы нас где-то кто-то собирал и не то чтобы спрашивал наше мнение о дальнейшем развитии системы вечерних школ, но хотя бы интересовался нашей жизнью, проблемами. Я знакома с директорами близлежащих вечерних школ, вот мы между собой и обмениваемся опытом и мнениями. Даже когда я проходила повышение квалификации как предметник и администратор, со мной никогда не было директоров вечерних школ. Никто специфику работы в моем учебном заведении не учитывал, училась я с директорами и педагогами дневных школ. Знаю, что в Санкт-Петербурге каких-то директоров время от времени собирают, но мы о таких совещаниях узнаем тогда, когда все уже состоялось. Нас туда не приглашают.
Между тем наши учебные заведения сильно различаются. Контингент совсем иной, хотя в вечерней школе состав учеников в последние годы сильно омолодился. У нас учатся 366 учеников, 70% – в возрасте до 18 лет, это ребята, которые перешли к нам из дневных школ потому, что не складываются отношения с педагогами, хотят как можно раньше стать взрослыми или материальное положение семьи требует, чтобы дети работали. Но главная причина, о которой не принято говорить вслух, – представление о том, будто в «вечерке» можно не учиться, но аттестат об окончании школы все равно дадут. Заблуждение это рассеивается с первых дней учебы. Дело в том, что раньше в вечерних школах были свои облегченные, адаптированные к контингенту учащихся программы, а теперь мы работаем по программам дневных школ, следовательно, требования высокие. Кроме того, по договору с ПТУ мы даем знания ребятам, которые учатся плотницкому делу, а параллельно приобретают среднее образование. Тут мотивация ясная: они хотят потом продолжить обучение на других ступенях образования, например в техникуме и даже в вузе.
У взрослых учеников, которые приходят к нам, отслужив в армии, заведя свои семьи, поступив на работу, где без аттестата об окончании школы нет продвижения, свои мотивы для учебы. Например, в этом году у нас есть выпускник, которому недавно исполнилось 37 лет. В каждом выпуске есть один-два таких ярких представителя тех, у кого по тем или иным причинам сильна тяга к знаниям. Такая разновозрастность учащихся заставляет нас идти им навстречу: у нас есть экстернат, мы создаем вечерние и заочные классы, которые занимаются три раза в неделю составляем удобное расписание – в нем есть утренняя смена, вечерняя смена, есть и сменные классы. Они мне нравятся больше всего, потому что у учащихся одной параллели есть возможность приходить на занятия тогда, когда им это удобно. Учителя же приходят на уроки в такие классы сразу с несколькими журналами, сначала отмечают в них присутствие тех, кто пришел утром, потом тех, кто пришел вечером. В результате учатся все. Выбор времени зависит от графика работы ученика, от режима его занятости, от других причин. Но справки о работе в школу никто не представляет, потому что не все наши ученики работают. Кто-то растит детей, кто-то находится в декретном отпуске, кто-то только ищет работу.
С десятого по двенадцатый класс учатся ребята, как правило, уже определившиеся, знающие, что им в жизни нужно, зачем они приходят в вечернюю школу, а потому устанавливать с ними деловой контакт проще, чем с учениками 5-9-х классов, где отношения строятся сложно. Мы принимаем ребят с 15 лет (младше – по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних), как правило, это те, кто не прижился в дневных школах. Нам отдают исключительно трудных детей – второгодников, прогульщиков. Найти к ним подход могут только опытные педагоги и психологи. Но психолога в нашей школе нет – не положено по штатному расписанию, а педагоги в основном люди пенсионного возраста. Поиск педагогов – самый больной вопрос. Если уж дневные школы испытывают немалый дефицит кадров, то что говорить о вечерних?! Пока благодаря тем, кто работает, учебный процесс строится нормально. Но вот уйдут нынешние, не знаю, кем буду их заменять.
Здание у нас старое, двухэтажное, 1949 года постройки, компьютерного класса нет и в ближайшее время не предвидится. Проблема снабжения и оснащения школы еще более острая, чем для дневных школ, если и удается что-то получать, то не по плану, а от конкретных людей по конкретному случаю. Например, недавно от губернатора Московской области Бориса Громова нам поставили столы и парты, депутат – бывший директор нашей школы – помогла получить деньги на приобретение стульев, классной доски.
Все разговоры о профильности для нас – путешествие в заоблачные, недостижимые высоты, потому что к нам стекаются ученики со всех микрорайонов, со всего города, приходят ребята с разным уровнем обученности, с разным уровнем знаний. И для нас важно поднять их до уровня хорошей общеобразовательной школы. Если и возможен, то только какой-то универсальный, общий профиль.
Применительно к вечерней школе говорить можно, на мой взгляд, лишь о профессиональной ориентации. Тем, кто не работает, а только учится, желает получить профессию, мы хотели бы помочь. Но как, если на нашей базе обучение не наладишь (нужно помещение и оборудование), а на чужой это оказывается делом трудным, ведь у каждого, кто имеет такую базу, свой контингент обучающихся. Наших ребят они могли бы учить по договорам, за плату. Но те даже самых мизерных денег не имеют и платить не смогут.
Татьяна МАРСЮКОВА, директор Балашихинской сменной школы, Московская область
Комментарии