До начала досрочного периода сдачи ЕГЭ и сессии в вузах осталось чуть больше месяца. Сетевое издание «Учительская газета» решило помочь школьникам и студентам и рассказать о знаковых спектаклях, которые поставлены по мотивам русских классиков.
Серию рецензий мы начнем с нашумевшего спектакля «Петр I» театра «Модерн». В основе сюжета – противоречивая фигура императора, за основу взяты произведения Дмитрия Мережковского и Алексея Толстого.
На Яндекс «Афише» стоит возрастное ограничение 12+, наше издание посчитало, что спектакль больше подходит для просмотра выпускникам и студентам вузов.
Перед спектаклем в театре чувствуется волнение – работы режиссера и художественного руководителя «Модерна» Юрия Грымова всегда вызывают яркие эмоции. В его постановках есть «пища» для раздумий, символы, аллегория в мельчайших деталях… Уникальность в том, что каждый находит в грымовских спектаклях что-то свое, свой способ «прочтения» сюжетной линии.
По задумке Юрия Грымова, спектакль «Петр Первый» – первая часть масштабной трилогии «Антихрист и Христос». Свет и тьма, великие реформы и кровавые казни – кем был российский император для своего народа?
Третий звонок, в зале кромешная тьма. Эмоции накаляются, «оживает» занавес, на нем появляются цифры – даты, начиная с 2021 года. Самые известные события истории до петровской эпохи, последний отсчет. Занавес поднимается, перед глазами казнь стрельцов.
Над сценой висят трупы, их то и дело «опрыскивают» дымом, чтобы перебить смрад. Всплывают факты истории. В октябре 1698 года было казнено около 2000 стрельцов. Казненных не убирали с Красной площади почти пять месяцев. На повешенных поглядывают бояре, они рассуждают о будущем России, называют Петра антихристом.
За боярами на сцену выходят нищенки с протянутыми руками, они встают на колени, на их спинах «вырастает» целый город: с церквушками, домами, крестами на могилах. Все это перекликается с образом нищей России, которая досталась Петру.
Действие переносит зрителей в Немецкую слободу. Вокруг нищенок ходят немцы в гротескных париках, они садятся на спины женщин. Среди иностранцев – Франц Кенигсек, любовник фаворитки царя Анны Монс.
Сам император появляется в мундире Преображенского полка. А следом за ним приходит другой Петр – растерянный, с обезумевшим взглядом. Он пренебрежительно разговаривает со своим двойником.
Далее мы видим переломные моменты в жизни Петра – смерть его лучшего друга Франца Лефорта. Символично – хоронят не самого Лефорта, а громоздкие парики, которые были в моде у сподвижника императора.
Сам Петр в спектакле суров и деспотичен. Он рвет зубы у солдат во время шведской войны. Пытает дворян. Беспощаден к изменникам. В одной из сцен казнит любовника своей жены (императрицы Екатерины) – Виллима Монса. Голову изменника заспиртовывают в банке.
Кстати, поговаривают, что это было на самом деле. В конце XVIII века княгиня Екатерина Дашкова обнаружила, что в подвале Кунсткамеры хранятся два сосуда с заспиртованными человеческими головами: одна из них будто бы принадлежала Монсу… Впрочем, несмотря на всю деспотичность, мы видим и образ Петра-реформатора.
«Что у этих иностранцев есть, чего у нас нет?» – вопрошает в одной из сцен Петр. «Мануфактуры? И у нас мануфактуры будут, их же умельцы и построят. Обгоним и перегоним».
Всплывают в спектакле и факты о пожаре Москвы после победы над шведами. «Сами по пьяни спалили», – недоумевает Петр. В какой-то момент казалось, что даже ощущался дым и жар этого пожара: по сцене летал пепел, красный свет софит – словно пламя.
Над театральными подмостками развевалась белая штора, напоминающая парус. Летописцы отмечают невероятную силу и масштаб бедствия. Огонь испепелил даже плоты на Москве-реке и дотянулся до колоколов на колокольне Ивана Великого.
В этот момент Петр принимает решение строить новый город каменный Петербург. «Боюсь, после моей смерти все прахом пойдет, – сетует император. – Так хоть город останется. Петербургом назову!»
В Петербурге мы видим другого Петра. Он гуляет на светских балах, его придворные одеты в великолепные наряды. На сцене то и дело появляется дракон. Как символ праздности и любви царя к фейерверкам.
Удалось Юрию Грымову раскрыть и образ царевича Алексея – кроткого тихони, который решил сбежать от отца с беременной любовницей. Он просит защиты у Папы Римского и метит на российский престол. Петр приказывает вернуть беглеца. Сцена, в которой царь допрашивает сына – одна из самых тяжелых.
На протяжении всего спектакля мы видим муки монарха. Он то и дело возвращается мыслями к единственному наследнику. Пытается понять – можно доверять ему или нет. И когда заговор раскрыт, с болью произносит: «Неужели, чтобы спасти Россию надо убить сына?!».
В конце Петр выходит на сцену, держа в руках огромный царский посох, который напоминает мачту корабля. В другой руке у него костыль, нога перебинтована. Все это воспринимается как единый замысел режиссера.
Только после окончания оваций сам Юрий Грымов объявляет, что актер Юрий Анпилогов, сыгравший Петра, упал и сломал ногу. Юрий играл часть спектакля с двойным переломом.
Стоит ли идти на «Петра Первого» в «Модерн»? Однозначно – Да! Юрий Грымов трепетно относится к историческим фактам, он изучает классиков, архивные документы. В спектакле есть откровенные, порой шокирующие сцены. Однако режиссеру все же удалось раскрыть образ великого и ужасного императора.
КСТАТИ
Петр I – одна из самых часто встречающихся личностей на ЕГЭ по истории, поэтому знать его нужно не хорошо, а идеально! Все это связано с его активнейшей политикой и успехами, как в войнах, так и в реформах. Исторические факты о жизни Петра есть в спектакле.
Также знания пригодятся на экзаменах по литературе. Часто на ЕГЭ просят проанализировать романа «Петр Первый» Алексея Толстого. Сам спектакль, перекликающийся с романом, поможет старшеклассникам и студентам понять мотивы императора и лучше раскрыть его образ на экзамене.
Комментарии