search
main
0

Модель системы оценки качества образования в Юго-Западном округе

В Юго-Западном учебном округе для создания диагностической модели качества обучения 4 года назад была разработана окружная система оценки качества (ОСОКО), позволяющая реагировать на изменения в системе образования учреждений округа. В 2007-2010 годах эту модель реализовывали в режиме ОЭП «Многоуровневая параметрическая модель оценки качества результатов обучения» при поддержке МЦКО. С 1 сентября 2009 года по инициативе МЦКО и ЮЗОУО была открыта ГЭП «Формирование модели оценки качества общего образования в Москве», в работу которой включились помимо 63 образовательных учреждений ЮЗОУО еще 80 учреждений из 7 округов Москвы. Проект выстроен на принципах сетевого взаимодействия образовательных учреждений, окружного методического центра, управления образования. В 2011 году он перешел из режима апробации в штатный режим функционирования.

П​оказатели оценки качества обучения в ходе анализа результатов деятельности каждого учащегося и класса позволяют отследить качество обученности, уровень освоения программы, сформированность общеучебных умений, а также увидеть объективность оценивания учащихся, состояние работы с сильными и слабоуспевающими учащимися. По данным ОСОКО, в Юго-Западном округе за последний год выросло и количество отличников, и количество хорошистов. Количество учащихся, не освоивших стандарт, в последние годы примерно одинаково и составляет 1%. На уровне района и округа анализ позволяет выявить несоответствие в планируемых и достигнутых результатах, провести проверку достоверности ВШК, выстроить рейтинг школ по району, оценить эффективность управленческой деятельности по количеству проблемных компонентов и работе с ними, выявить учителей, имеющих проблемные компоненты в результатах своей деятельности, и решить вопрос об оказании им методической помощи. Координацией работы по решению названных проблем и совершенствованию деятельности по качеству образования занимается окружной Совет по управлению качеством образования, созданный в 2010 году и включающий представителей окружного управления образования, методического центра, педагогической и родительской общественности. Ежемесячно на заседаниях совета анализируют результативность работы по повышению качества образования, определяют план работы с учреждениями, находящимися в зоне риска, предлагают пути решения проблем, связанных с качеством образования. В декабре 2010 года на заседании совета качества были определены 33 образовательных учреждения, требующие особого управленческого и методического сопровождения. В эту группу вошли учреждения: – показавшие низкие учебные результаты по системе ОСОКО;- показавшие низкие результаты по результатам независимых плановых выездных проверок Управления по контролю и надзору Департамента образования города Москвы; – учреждения с вновь назначенными руководителями. Проведенная управлением образования и окружной методической службой работа с этими учреждениями включала методическое сопровождение работы учителей, составление антикризисных программ по преодолению трудностей в образовательном учреждении, организацию помощи в разработке учебных материалов и проведение диагностических работ, отслеживающих динамику изменений. Все это позволило полностью выйти из зоны риска 6 образовательным учреждениям и улучшить качество работы по отдельным предметам в 15. В 5 школах улучшились показатели в проблемных точках, но ухудшилась ситуация в других направлениях. В 7 образовательных учреждениях положительной динамики получить не удалось. В целом изменения в лучшую сторону отмечены в 79% учреждений. Результаты, которые методическая служба может получить с помощью ОСОКО, позволяют эффективно организовать индивидуальное сопровождение учителей по составлению персонифицированной карты повышения профессионального мастерства, консультированию по организации деятельности учителя с особым контингентом учащихся (дети-мигранты, дети с проблемами в психофизическом развитии, с низкой мотивацией к обучению), коррекции рабочих программ с календарно-тематическим планированием, определению учителя-наставника. Вместе с тем необходимо отметить и некоторые проблемы:     Информация, направляемая образовательными учреждениями, часто бывает неполной и в отдельных случаях недостоверной, что не позволяет проводить системный анализ качества образования в том или ином учреждении.     В некоторых случаях данные внутришкольного контроля не соответствуют результатам внешнего контроля, что свидетельствует, возможно, как о необъективности оценивания, так и о применении нестандартизированных контрольно-измерительных материалов. Одним из путей совершенствования системы образования в округе и решения проблем стало подключение всех образовательных учреждений, в том числе дошкольных, к Московскому регистру качества образования. В сентябре-октябре 2011учебного года специалисты Московского центра качества образования совместно с окружным методическим центром организовали обучающие семинары по работе с регистром всех учреждений дошкольного и общего образования округа. Другое направление развития окружной системы оценки качества – внедрение трехуровневой модели управления образовательным учреждением в зависимости от разной эффективности их системы работы по повышению качества образования. В основу такой дифференциации заложены критерии, определяющие оценку качества обучения, систему воспитательной работы, участие учащихся и педагогов в конкурсах и олимпиадах, ресурсные возможности учреждения и т. п. По результатам системы мониторинга качества образования окружной совет качества выделяет три уровня управления в образовательных учреждениях:     режим самоконтроля;     режим общественно-педагогического контроля;     режим управленческого контроля. Режим самоконтроля образовательных учреждений выделяется для учреждений, показавших высокие результаты в системе мониторинга качества образования. Выбор образовательных учреждений, выходящих на самоконтроль, обусловлен наличием высококвалифицированных педагогических кадров (победители профессиональных конкурсов, обладатели почетных званий, грантов префекта ЮЗАО, мэра Москвы, премии Президента РФ, ПНПО «Образование»); статусом учреждений (пилотные школы по внедрению ФГОС начального образования, стажировочные площадки и ресурсные центры по приоритетным направлениям модернизации образования); подтвержденными результатами внутреннего и внешнего мониторинга качества обучения, итоговой аттестации, рейтинга победителей и призеров конкурсов и олимпиад; наличием целостной воспитательной системы, направленной на самореализацию творческих способностей учащихся. Режим общественно-педагогического контроля вводится при условии инициирования мероприятий со стороны самого образовательного учреждения, имеющего незначительные проблемы в системе ВШК. Контроль осуществляют группы независимых экспертов, в которые могут включать учителей-практиков, представителей родительской общественности, органов законодательной и исполнительной власти, СМИ. О.СУСАКОВА, заместитель начальника ЮЗОУО; И.ПАВЛОВА, директор ОМЦ ЮЗОУО; М.ПОПОВ, заместитель директора ОМЦ ЮЗОУО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте