search
main
0

Мобильный семинар. Камчатка – родина моя!

Дальний Восток – один из самых удаленных от центра России регионов, не только географически, но и информационно. Это сказывается на всем. С одной стороны, сюда меньше доходит политических и криминальных волнений Центральной России, но, с другой стороны, многие позитивные процессы отстают в своем развитии или протекают очень вяло.

3-й этап. Пять групп могут быть образованы так: каждый учащийся получает листок, в котором обозначено одно из понятий – растения Камчатки, исторические памятники, географические объекты, деньги разных стран, животные Камчатки. Предлагается образовать группу по тому виду, к которому относится полученное ими понятие.Официальное название страны: полное – Республика (Lyoveldio Island), общепринятое краткое – (Island).Образованная норвежскими и кельтскими (ирландцами и шотландцами) иммигрантами в конце IX и X столетий, может гордиться самым старым парламентом в мире – Alhing, который был собран в 930 году. Независимая на протяжении 300 лет впоследствии управлялась Данией и Норвегией. Ограниченное самоуправление стране было предоставлено в 1847 году, а полная независимость была восстановлена в 1944-м. В стране очень высокий уровень грамотности, продолжительность жизни выше среднего по Европе, а доходы и социальная защита – на уровне мировых стандартов.

Учителя этого региона имеют мало возможностей для повышения своей квалификации за его пределами. Это утверждение справедливо для Камчатки и Магадана, возможно, в меньшей степени – для Хабаровска и Владивостока.

Как правило, новые методики, учебники, любая информация доходит до Дальнего Востока с опозданием и часто фрагментарно. Вот почему для участников семинаров это была уникальная возможность повысить квалификацию. Они имели очень важное психологическое значение – преодоление информационного вакуума, ощущения оторванности от остальной части России, показали, что возможно эффективное взаимодействие этого и других регионов.

Здесь прошла серия семинаров по активным и интерактивным методам преподавания в гражданском образовании: в Петропавловске-Камчатском, Хабаровске и Магадане. Они предназначались для преподавателей общественных наук школ, вузов и педагогов дополнительного образования. Проводили занятия Андрей Наумович Иоффе, кандидат исторических наук, доцент АПК и ПРО РФ, вице-президент Ассоциации «За гражданское образование», и Лариса Николаевна Жиронкина, заведующая кабинетом общественных дисциплин ИУУ Орловской области. Были рассмотрены темы: «Манифест мирного сосуществования (толерантность и ее понимание)», «Неприкосновенность частной жизни», «Основные понятия гражданского образования», «Безопасность», «Понимание демократии», «Теория пассивных, активных и интерактивных методов преподавания», «Участие граждан в общественной жизни», «Ответственность», «Природа человека. Темперамент».

Семинары были организованы Партнерством СИВИТАС-РОССИЯ, Межрегиональной ассоциацией «За гражданское образование», Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ, Русско-Американским центром, Партнерством СИВИТАС Восточная Россия. Организаторами в регионах выступали члены Партнерства СИВИТАС Восточная Россия, Русско-Американский центр, Российско-Американский учебно-научный центр (Хабаровск), Российско-Американский учебный бизнес-центр (Магадан).

СИВИТАС-Восточная Россия благодарит за помощь в организации семинаров в регионах Камчатский областной институт повышения квалификации педагогических кадров, Камчатский государственный педагогический университет, исторический факультет, Управление образования администрации Камчатской области, Научно-методический информационный центр г.Хабаровска, руководство гимназии № 3, г.Хабаровск, Магаданский областной институт повышения квалификации педагогических кадров.

Участники семинаров получили новые учебно-методические пособия, познакомились с учебниками по общественным дисциплинам. Используя данные материалы, участники разработали собственные занятия. Хочется верить, что Дальний Восток, несмотря на свою удаленность, получит теперь возможность более тесного сотрудничества и взаимодействия с Центральной и Западной Россией, тем более что участники семинаров на Дальнем Востоке показали свою творческую активность, нестандартность решений и уникальность накопленного опыта в гражданском образовании.

Семинар в Петропавловске-Камчатском был первым из трех на Дальнем Востоке. Он проходил в выходные дни, в прекрасную солнечную погоду, что в этом регионе случается довольно редко. И все же слушатели проявили огромный энтузиазм, трудоспособность, увлеченность и заинтересованность. Камчатка удивила не только своей неповторимой природой, потрясающими по красоте вулканами, величественным Тихим океаном, горячими источниками и переменчивой погодой, но и творческими, с высоким уровнем профессионализма преподавателями, которые были участниками семинара.

В семинаре принимали участие Ольга Черненко, исполнительный директор АНО «Русско-Американский центр», Лариса Попова, главный специалист Управления образования администрации Камчатской области, Марина Сторчеус, доцент кафедры всеобщей истории Камчатского государственного педагогического университета, Людмила Маринкина, заведующая кабинетом истории Камчатского областного института повышения квалификации педагогических кадров.

Среди наиболее ярких впечатлений участников семинара можно отметить следующие: отмечали практическую направленность занятий, четкую организацию, разнообразные способы работы в группе, свободное общение, включение участников семинара в практическую работу, профессионализм организаторов семинара.

«Этот «глоток свежего воздуха» необходим не только нам, но всем учителям, чтобы было желание 1 сентября вернуться в школу и работать. Хорошо бы работа (та, которая была на семинаре) стала постоянным компонентом курсов повышения квалификации у нас в городе».

«Я очень беспокоюсь за судьбу демократии в России, ей угрожает много опасностей, но наш семинар внушил мне некоторый оптимизм, если есть такие молодые люди, как вы, и такие методики, которые вы нам показали. Яркие впечатления: у меня тоже получается! Очень рада за коллег – мы объединены общей заботой, мы думаем в одном направлении, хотя и по-разному».

«Активные и интерактивные методы ведения занятий необходимо делать приоритетными в дисциплинах, формирующих гражданскую позицию: история, обществознание, география, литература».

«Всем участникам процесса становления российского гражданского образования необходимо соединить усилия для того, чтобы добиться понимания государством актуальности нашей работы».

Тема «Мой вопрос власти»

Авторы: Р.Романенко, заместитель директора Дома детского творчества г.Вилючинска, Т.Сидорук, педагог Дома детского творчества г.Вилючинска, Н.Окулова, методист по дополнительному образованию КОИПК

П.-Камчатского.

В результате проведения занятия учащиеся смогут:

перечислить различные категории властных структур и проанализировать их функции и компетентность в решении конкретных вопросов;

задуматься о необходимости сотрудничества с различными структурами власти в решении проблем;

получить опыт работы в малых группах, опыт участия в мозговом штурме, публичного выступления;

получить опыт постановки вопросов.

Мотивация:

«Тяжело и опасно заблуждается тот, кто думает, что гражданская власть должна по своему усмотрению ведать семейными делами и вмешиваться в частную жизнь… Если семья в таком положении, что не может сама себе помочь, будет справедливо, чтобы общество оказало ей поддержку, ибо каждая семья (человек) – часть государства» (папа римский Лев XIII «О новых вещах», 1891 г.).

Ребята, в случае возникновения проблем, с которыми трудно справиться самостоятельно, к каким структурам власти вы бы обратились? Ответы могут быть разделены на 2 этапа – сначала учащиеся могут назвать случаи, когда следует обращаться за помощью к властным структурам, а затем они называют те властные структуры, которые могут помочь в каждом из случаев.

Если учащиеся в первой части назовут ситуации, в которых решение властных структур помочь не может или обращение к ним довольно спорно, не следует сразу же говорить об ошибке – попробуйте сделать так, чтобы ученики сами поняли, в чем они ошиблись.

Школьники называют варианты, которые учитель записывает на доске, а затем предлагает каждому индивидуально выбрать из списка самую актуальную проблему. По сходности выбранных проблем могут быть образованы 3 – 5 групп учащихся.

Работа в группах.

На доске – плакаты с цитатами:

М.Дюверже. «Политические институты и конституционное право»: «Множество людей ругают «власть», «правительство», «министров» и т.д., но они имеют претензии к форме или существу их действий, а не к самому факту их существования». («Книга ресурсов». С.105).

Аристотель: «Поскольку… всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага…».

Н.Коркунов: «Власть основывается на сознании людьми их зависимости от государства…».

Т.Гоббс: «Цель государства – главным образом обеспечение безопасности… Для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего блага будет делать сам или заставлять делать других в целях сохранения общего мира и безопасности и признал себя ответственным за это…».

Б.Муссолини: «Вне государства нет индивидов или групп… Государство – синтез и объединение, включающее в себя все ценности, – объясняет, развивает и придает силу всей жизни народа».

На столах «Памятка по правильной постановке вопросов» (текст может быть разработан на одном из предыдущих занятий или дан в качестве документа для дальнейшего обсуждения и изменения).

ПАМЯТКА

о постановке вопросов

Открытие – вопросительные предложения, начинающиеся словами: «что», «когда», «почему», «где», «каким образом» и т.д.

На такие вопросы человек не сможет ответить однозначно «да» или «нет», он даст определенную информацию, следовательно, будет получено больше информации, но при этом ответ может быть слишком длинным.

Закрытые – вопросы, отвечая на которые человек ограничивается короткими ответами «да» и «нет». Такие вопросы хороши, когда не хватает времени, а также разговор в целом определен.

Группам дается задание подготовить конкретные вопросы, которые, по мнению учащихся, компетентны решить обозначенные структуры власти. Я – администрация школы – администрация города – органы правопорядка – президент.

Выступление групп:

Один от группы представляет плакат с вопросами к конкретной властной структуре. Представители от других задают по одному уточняющему вопросу. Если позволяет время, педагог может проанализировать представленные материалы и дать оценку.

Подведение итогов: преподаватель обращает внимание на цели и определяет степень их достижения в ходе занятия. Могут быть проанализированы возникшие трудности. В качестве рефлексии может быть использована форма синквейна как образца эмоционально-творческого анализа темы занятия (дается один из возможных вариантов):

Организованная, законная

Оберегает, заботится, обеспечивает

Опасно только запрещенное слово

Безопасность – это права личности.

Ситуации – вопросы, которые учащиеся могут сформулировать (пример):

Если учитель нарушает мои права, к кому я могу обратиться?

Если я не согласен с результатами экзамена (оценкой), что мне делать?

Если у меня отобрали деньги на улице, кто мне поможет?

Почему в нашем городе нет стадиона? Когда он будет?

Наш фитнес-клуб собираются закрыть власти города, а нам негде будет проводить свободное время. Кто нам может помочь?

Меня задержала милиция и содержали более 2 суток в КПЗ с применением насилия. Как защитить свои права?

Тема «Камчатка – мое будущее»

Авторы: А.Короткова, Е.Егорова, Н.Ионина, Л.Маринкина, Е.Селиванова. Интегрированный урок (история, обществознание, биология, география, экономика).

назвать основные виды ресурсов Камчатки, дать их классификацию, увидеть, в чем их уникальность;

продолжить формирование умений анализировать текст, работать в группе, выступать публично;

задуматься и выразить свое отношение к перспективам развития Камчатки.

Занятие можно начать со стихотворения учителя Петропавловска-Камчатского С.Громовой.

Живу на краешке земли.

Встречаю раньше всех рассветы.

Уходят в море корабли,

Летят в эфир родным приветы.

Здесь ловят рыбу рыбаки,

Детей рожают, как повсюду.

Но где б я ни был – никогда

Любимый край не позабуду.

Камчатка – русская земля,

Камчатка – родина моя!

1-й этап. Рассмотрение ситуации:

Сейчас много говорится об освоении Севера вахтовым методом. Что потеряет Россия, если вахтовым методом будет осваиваться такой уникальный край, как Камчатка? Наш край считается дотационным. Есть ли возможность у Камчатки развивать экономику, опираясь на собственные ресурсы?

2-й этап. Мозговой штурм.

Преподаватель может задать вопрос: Какие ресурсы Камчатки позволяют людям выжить? После перечисления можно спросить: какую классификацию ресурсов вы знаете? Какие из них могут стать будущим Камчатки?

Результатом работы может стать классификация ресурсов в виде плаката.

Классификация ресурсов.

Природные ресурсы: исчерпаемые (возобновимые – водные, биологические; невозобновимые – полезные, ископаемые); неисчерпаемые (геотермальная энергия, энергия ветра, гидроэнергия, рекреационные).

3-й этап. Работа в группах. Пять групп могут быть образованы так: каждый учащийся получает листок, в котором обозначено одно из понятий – растения Камчатки, исторические памятники, географические объекты, деньги разных стран, животные Камчатки. Предлагается образовать группу по тому виду, к которому относится полученное ими понятие.

Группы получают материалы и готовятся к представлению своей позиции (изначально вопросов для группы задается довольно много, чтобы учащиеся в группе распределили их между собой, а не отвечали на все вопросы вместе – таким образом каждый имеет свою задачу, что позволит более гибко подойти к проблеме оценивания работы каждого внутри группы. Вместе с тем некоторые сложные вопросы могут быть обращены к нескольким учащимся).

Задание группе № 1 (историки)

1. Какие виды ресурсов Камчатки осваивались на различных этапах истории?

2. На удовлетворение каких потребностей направлена хозяйственная жизнь жителей Камчатки?

3. Какое влияние она оказала на природу Камчатки?

4. Предложите ваш вариант будущего освоения Камчатки.

Задание группе № 2 (биологи)

1. Составьте краткую справку о растительном и животном мире Камчатки.

2. Выделите объекты промысла: в прошлом и в настоящем.

3. Предложите несколько вариантов использования природного разнообразия Камчатки, при этом сохраняя уникальную природу.

Задание группе № 3 (географы)

1. Пользуясь историко-географическим атласом Камчатки определите особенности хозяйства региона.

2. Докажите, что рыбная промышленность является отраслью специализации.

3. Каковы перспективы развития энергетики Камчатки?

4. Какие уникальные природные ресурсы имеет область для развития туризма и других отраслей?

Задание группе № 4 (аналитики сравнения)

1. Прочитайте краткую характеристику Исландии (в качестве материала может быть также дана характеристика Великобритании или Норвегии). Найдите черты сходства с Камчаткой.

2. На основе изучения иностранного опыта предложите перспективы развития Камчатки.

Раздаточный материал для группы.

Исландия

Расположение: Северная Европа, остров к северо-западу от Британских островов.

Примечание: самая западная европейская страна; значительная часть покрыта ледниками. Омывается: Атлантический океан, Гренландское море. Координаты: 650 сев.шир., 180 зап.долг. Площадь: общая – 103.000 км.кв.; земля – 100.250 км.кв.; вода – 2.750 км.кв. Сухопутные границы: общая протяженность – 0 км. Береговая линия: 4.988 км. Климат: умеренный, смягчен Северо-Атлантическим течением; мягкая, ветреная зима и холодное, сырое лето; в основном высокогорное плато, изрезанное горными пиками; на юго-востоке и в центре ледники Ватнайёкюдль и Лаунгйёлюдль, самая низкая точка – Атлантический океан 0 м.

Природные богатства: рыба, гидроэнергия, геотермальная энергия, диатомит.

Стихийные бедствия (риск): землетрясение и вулканическая активность.

Окружающая среда – проблемы экологии: загрязнение воды с/х стоками и химическими удобрениями.

Официальное название страны: полное – Республика Исландия (Lyoveldio Island), общепринятое краткое – Исландия (Island).

Международный код: IC.

Государственный строй: конституционная республика.

Столица: Рейкьявик (Reykjavik).

Проблемные вопросы: континентальный шлейф Рокэлл вовлек в диспут Исландию, Данию, Ирландию и Великобританию.

Образованная норвежскими и кельтскими (ирландцами и шотландцами) иммигрантами в конце IX и X столетий, Исландия может гордиться самым старым парламентом в мире – Alhing, который был собран в 930 году. Независимая на протяжении 300 лет Исландия впоследствии управлялась Данией и Норвегией. Ограниченное самоуправление стране было предоставлено в 1847 году, а полная независимость была восстановлена в 1944-м. В стране очень высокий уровень грамотности, продолжительность жизни выше среднего по Европе, а доходы и социальная защита – на уровне мировых стандартов.

Основные отрасли промышленности: обработка рыбы, плавка алюминия, производство ферросилиция, туризм, геотермальная энергетика.

Агропромышленные продукты: картофель, репа, скот, овцы, рыба.

Партнеры по экспорту (рыба и рыбные продукты – 70%, животные продукты, алюминий, диатомит и ферросилиций): Евросоюз – 65% (Великобритания, Германия, Франция, Дания), США – 13%, Япония – 5%.

Партнеры по импорту (машинное оборудование, нефтепродукты, продукты питания, текстиль): Евросоюз – 56% (Германия, Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция), США – 11%.

Задание группе № 5 (эксперты)

Оценивают выступления других групп по следующим критериям: возможность реализации, реальность перспектив, наглядность, доступность, стремление сохранить уникальность.

Затем проходит выступление групп и их обсуждение.

4-й этап. Домашнее задание. Учащимся предлагается написать творческую работу по теме «Мой личный вклад в развитие Камчатки».

Тема «Духовные символы России»

Авторы: Ю.Андреева, Е.Несина, Н.Никулина, Е.Михалева, Т.Полонова, М.Строчеус, Т.Стригунова.

1. Назвать духовные символы России и выделить основные из них.

2. Объяснить значение понятия «духовные символы».

3. Получить опыт работы в группе, «мозгового штурма», публичного выступления.

4. Задуматься над ролью духовных символов в жизни человека и общества, над причинами появления новых символов.

Ход урока

1-й этап. Мотивация (создается на основе сравнения двух позиций) (3 мин.).

Английский историк Дж.Биллингтон в книге «Икона и топор», посвященной русской истории, называет четыре важнейших символа русских: топор и икона в деревне, колокол и пушка в городе и монастыре. Топор, в частности, был орудием труда, бунта, защиты от врагов и даже правосудия. Поэт середины XX века Матусовский писал:

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях,

У нас никому не отнять.

1. Согласны ли вы с тем, что перечисленные предметы и сейчас остаются духовными символами России?

2. Что еще можно было бы отнести к духовным символам нашей страны?

2-й этап. Деление на группы (3 мин.)

Учащиеся называют известные им духовные символы. Каждый выбирает тот символ, который считает самым важным для нашей страны. По сходству выбора объединяются в группы.

3-й этап. Работа в группах (13 мин.)

Каждая группа получает задание:

1. Почему для вас выбранный символ является наиболее важным?

2. Приведите примеры из истории, культурной жизни России, в том числе и современной.

3. Форма защиты вашей идеи должна быть доступной, наглядной, доказательной, творческой.

4. Сформулируйте и назовите три основных признака духовного символа России.

Все члены группы рассчитываются по порядку, и каждый третий становится членом жюри.

Задание для жюри:

1. Определить наиболее удачный вариант защиты духовного символа России. Критерии – доказательность, наглядность, доступность.

2. Постарайтесь отметить сильные стороны каждого из прозвучавших выступлений.

Учитель консультирует группы, отвечает на вопросы, контролирует время.

4-й этап. Защита проектов (15 минут).

5-й этап. Подведение итогов – выступление членов жюри (1 мин.).

6-й этап. Применение полученных знаний. Беседа с классом.

Как вы думаете, можно ли выделить один духовный символ, который наиболее полно соответствует современной России?

Учащимся предлагается провести дома социологический опрос среди своих родных и знакомых: какими они видят духовные символы России? Что для них является духовным символом России?

Тема «Выборы как форма политической деятельности граждан в демократическом государстве»

Авторы: В.Богданов, В.Горин, Л.Долгушина, Т.Вобликова, Е.Костенкова.

перечислить критерии оценки политической программы;

понять необходимость развития своей политической культуры в осуществлении активного и пассивного избирательного права;

осознать личную ответственность за свои политические действия или бездействие;

убедиться в целесообразности демократических процедур;

отработать умения политических действий: ясно и убедительно излагать свои взгляды, анализировать и давать оценку политической программы, публичного выступления.

1. Мотивация.

Все мы уверены в значении демократических ценностей в обществе. Принцип парламентаризма осуществляется за счет выборов. Но сами граждане относятся к ним зачастую несерьезно и даже безответственно.

Как сделать демократические ценности реально действующими и эффективными?

2-й этап. Проведение социологического опроса.

Предлагается проголосовать за кандидата на пост мэра города, выбрав свой ответ из представителей четырех социальных категорий граждан: предприниматель, военнослужащий, пенсионер, бюджетник. Также есть возможность проголосовать против всех. Группа социологов собирает данные и составляет по ним диаграмму. Результаты вывешиваются на доску.

3-й этап. Участник получает листок с конституционными полномочиями одного из органов власти в РФ. Каждый находит свою группу. В группе проходит обсуждение.

Варианты ответов на карточках:

Решает споры между федеральными органами власти.

Состоит из председателя, заместителей председателя и федеральных министров.

В США – конгресс, в Англии – парламент, в РФ – гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Деятельность строится на принципах независимости, коллегиальности, гласности, состязательности и равноправия сторон.

Решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища.

Присваивает высшие должностные и почетные звания.

Представляет интересы всех граждан и отдельных субъектов.

Здесь (в одной из палат) формируются партийные фракции и политические блоки.

Законотворческая деятельность по укреплению представительной демократии.

Дает толкование Конституции РФ.

Является высшим представительным органом в стране.

Дает конституционную оценку действия президента.

Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Осуществляет исполнительную власть.

Проводит законотворческую работу по утверждению и развитию многообразных форм собственности.

Решает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов.

Он состоит из 19 членов.

Способствует проведению единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Проводит меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране правопорядка.

Состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Является федеральным судом.

Является главой государства.

Имеет право вводить чрезвычайное положение в отдельных регионах.

Возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину.

Реализует программы социально-экономического развития.

Разрабатывает государственный бюджет.

4-й этап. Даются рекомендации по составлению политической программы (в виде документа, который обсуждается в группе, а также в виде возможных примеров таких программ).

Критерии оценки программы

Рекомендации

Язык предвыборной программы должен быть строгим, понятным, точным и ярким.

Включает четкий перечень экономических, социальных и духовных благ, которые приобретет избиратель, если программа будет реализована.

Средства достижения результатов, аргументация.

Учитывать, насколько реалистичны и гуманны заявленные цели.

Пример программы

ученика лицея № 46 А.Водопьянова

Цели и задачи

1. Образование в нашем городе должно быть более профильным, бесплатным, доступным для всех.

2. За удовлетворительную учебу ученикам должны выплачиваться достойные их способностям денежные поощрения.

3. Бесплатный проезд для школьников.

4. Правительство должно защищать интересы граждан.

5. Увеличение бюджета образования.

6. Жесткий контроль за расходованием бюджетных средств. Жители нашего города должны знать, куда идут наши деньги.

7. Срочное решение проблем коммунального хозяйства. Жителям города нужны не очередные эксперименты, а свет и тепло.

Вот почему народ Петропавловска-Камчатского поддерживает кандидатуру Водопьянова. Вместе мы сможем решить все проблемы нашего города.

5-й этап. Работа в группах по составлению предвыборной программы своего кандидата.

Можно на данном этапе предложить учащимся предварительно познакомиться с высказываниями известных людей, которые можно предложить закончить:

Р.Рейган: «Создайте партию «Общество честных людей», и в нее первыми вступят все…»

Ш.де Голль: «Выбирая между предательством интересов избирателей и всей страны, я всегда выбирал…».

Л.Джонсон: «Политик никогда не говорит «…».

Д.Кэри: «Единственное хорошее правительство – это правительство в состоянии крайнего…».

Г.Гейне: «Кто любит народ, должен сводить его в…».

В.Швебель: «Неистовство людей на митингах вызывает изумление, но еще больше поражает то, что на всех на них распространяется… право».

6-й этап. Представление программ на встрече с избирателями.

7-й этап. Проведение процедуры голосования.

8-й этап. Подведение итогов – подсчет голосов.

9-й этап. Сравнительный анализ предварительного опроса и результаты голосования. Делается вывод, что прежде чем идти на избирательный участок, гражданин должен тщательно и серьезно познакомиться с программой кандидатов, что является гарантом сознательного выбора.

В ходе анализа результатов голосования учащимся может быть предложен список из 9 общечеловеческих ценностей, на которые могут ориентироваться политики в своей пропаганде:

Обеспеченная старость

Хорошая работа

Лучшая жизнь для своих детей

Финансовое благополучие

Здоровье

Гармония в семье

Благоустроенное жилье

Комфортный отдых

Чувство спокойствия (душевный комфорт).

10-й этап. Рефлексия.

Проводится устная анкета по вопросам:

В чем сильные и слабые стороны каждой из представленных программ?

Почему вы проголосовали за конкретного депутата? (Варианты ответа – личная симпатия, понравилась программа, другая причина).

Вопрос победителю выборов: легко ли вам было в ходе избирательной кампании? Что было самым сложным в предвыборной борьбе?

Андрей ИОФФЕ, директор мобильных семинаров; Ольга ЧЕРНЕНКО, представитель Русско-Американского центра Петропавловска-Камчатского

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте