Профильное обучение рассматривается в зарубежных странах в более широком контексте дифференциации обучения. Сегодня ее необходимость ни в одной стране не оспаривается. Признается, что для современных квалифицированных работников любой сферы деятельности требуются как широкая общекультурная подготовка, так и глубокие специальные знания и навыки. Профильное обучение, утверждают зарубежные педагоги, не только способствует развитию личности ребенка и снижению перегрузки, но и делает процесс обучения более эффективным. В связи с этим профильное дифференцированное обучение в той или иной форме осуществляется уже в школе. В поле зрения педагогов разных стран находятся следующие важные проблемы: как правильно установить различия в учебных планах и программах, время введения дифференциации, каким должно быть соотношение обязательных дисциплин и предметов по выбору, обеспечивает ли оно полноправность каждого направления учебы, в какой мере учитываются индивидуальные способности и склонности учащихся, соответствует ли та или иная система дифференциации обучения конкретным нуждам национального производства. Эти вопросы до сих пор не получили однозначного решения, постоянно осуществляется поиск наиболее рациональных форм и методов дифференциации.
Дифференциация обучения осуществляется неодинаково в разных типах школ. В настоящее время в большинстве западных стран она начинается уже в неполной средней школе на 8-9-х годах обучения. Она происходит главным образом в виде факультативных занятий или предметов по выбору. На них отводится от 2 до 4 часов учебного времени. Одни учащиеся выбирают углубленное изучение иностранных языков или математики, другие – предметы технической направленности – технологию или ручной труд. Но все же в неполной средней школе дифференциация носит предварительный характер.
Проблемы дифференциации обучения особенно актуальны для старших классов средней школы, когда у 15-18-летних юношей и девушек более четко проявляются склонности и способности к углубленному изучению того или иного учебного предмета. Одновременно увеличиваются как объем, так и сложность учебного материала. И если школа игнорирует или недооценивает значение этих факторов, то учебный процесс все дальше отходит от оптимального режима.
В средних школах разных стран дифференциация обучения осуществляется различными путями.
В одних странах – с помощью организации стационарных потоков и секций, т.е. профилей (Франция, Италия и др.). Занятия здесь строятся в соответствии с государственными учебными планами и программами, предназначенными для того или иного профиля обучения. В других – путем набора учащимися ряда предметов и курсов по выбору наряду с общими для всех предметами. Часто в этом случае составляется индивидуальный учебный план для каждого ученика (Англия, США и др.).
Ярким примером системы со стационарными профилями (потоками) является французская средняя школа. Как известно, французская система образования строго централизованна. Учебные планы и программы, которые утверждаются министерством национального образования, обязательны для всех школ.
Учащиеся коллежа – неполной средней школы – в течение четырех лет занимаются по единым учебным планам и программам. Общеобразовательная подготовка включает девять предметов: французский язык, математику, историю-географию-экономику, граждановедение, иностранный язык, технологию, биологию-геологию, художественное воспитание, спорт. В старших классах коллежа к ним добавляется предмет «физика-химия». Всего 22,5-25 часов в неделю.
В 8-9-х классах (цикл ориентации) вводятся предметы по выбору. Подавляющее большинство учащихся коллежей (более 80%) в качестве обязательного предмета выбирают между одним из древних языков, или продолжают занятия первым иностранным языком, или начинают изучать второй иностранный язык. На эти предметы отводится
2-3 часа в неделю. Таким образом, для основной массы школьников дифференциация связана только с выбором одного из видов лингвистической подготовки.
Обучение в трехлетнем лицее – полной средней школе – ориентируется преимущественно на последующие занятия в высшей школе. На 10-м году обучения (класс определения) осуществляется единая общеобразовательная подготовка, которая дополняется предметами по выбору. Все учащиеся занимаются по единому учебному плану с обязательными дисциплинами: французский язык, первый иностранный язык, математика, физика-химия, биология-геология, история-география, спорт – всего 26 часов. Выбор факультативных предметов обширен: ими являются древние языки, 2-й или 3-й иностранный язык, биология-медицина, медико-социальные науки, искусство, управление и информатика, информатика и электроника, социально-экономические науки, технология автоматизированных систем. На них выделено от 2 до 4 часов в неделю. Обязателен выбор двух предметов. Учащимся предлагается также и ряд необязательных факультативов – искусство, спорт, информационные технологии, социально-культурная деятельность – 3 часа в неделю. На учебные занятия в этом классе отведено 29,5-31,5 учебных часов.
Два старших классов (11-й и 12-й годы обучения) высокоспециализированные. В этих классах учащиеся готовятся к экзаменам на получение аттестата зрелости о полном среднем образовании – диплома бакалавра соответствующего отделения. Обучение идет по четырем профилям (сериям): три из них общеобразовательные, гуманитарный, естественно-научный, социально-экономический, и один технологический. Каждый профиль в свою очередь делится на секции в зависимости от профилирующих предметов. Так, гуманитарный профиль имеет 4 секции: литература-иностранный язык, классическая литература, литература-математика, литература-искусство. Социально-экономический – три секции: экономико-социальные науки, экономика-математика, экономика-иностранный язык. Технологический – четыре секции: промышленная технология, технология сферы обслуживания, лабораторная технология, медико-социальные науки.
В каждом профиле среди обязательных имеются профильные дисциплины, предметы, дополняющие обязательную общеобразовательную подготовку, а также 1-3 обязательных предмета по выбору. Так, на гуманитарном профиле профильные дисциплины представлены французским языком, философией, первым иностранным языком, историей-географией; обязательные общеобразовательные предметы включают математику, второй иностранный, древние языки (греческий или латынь), естественно-научные предметы (физика-химия, биология-геология) и искусство. Обязательные факультативные – древние языки (на выбор), 2-й и 3-й иностранные языки, литература и математика.
Соответствующим образом составлены учебные планы профилей Экономика и социальные науки и Естественно-научный.
Различия между профилями – в наборе учебных дисциплин и во времени, отводимом на их изучение. Так, в выпускном (12-м классе) в обязательном учебном плане гуманитарного профиля на философию отводится 7 часов в неделю, на иностранные языки – 8 часов, на предметы естественно-научного цикла – 3 часа, на математику – 2 часа. В то же время в профиле Естественно-научные дисциплины математика занимает 6-8 часов в неделю, физика и химия – 4 часа, биология-экология – 5 часов, тогда как философия – 3 часа, иностранный язык – 2 часа.
Учебные планы технологического профиля также содержат общеобразовательные и специальные дисциплины. Обязательными предметами являются математика, иностранный язык, история-география-граждановедение, философия, физкультура. Причем это сокращенные курсы соответствующих дисциплин.
Общеобразовательные профили традиционно пользуются наибольшим престижем, на них идет большая часть учащихся – 65-70% всех учащихся выпускных классов лицеев. Но и среди этих профилей существует определенная иерархия предпочтений, связанная с потребностями современного рынка труда. Так, если в 60-е годы наиболее престижным традиционно считалось гуманитарное направление образования, то сегодня оно уступило первенство естественно-научной подготовке. За последние годы значительно увеличилось число учащихся на технологическом профиле – с 1970-го по 2000-й в 4 раза.
Стационарные отделения и секции с особыми учебными планами и программами существуют также в старших классах средних школ Италии, Испании, Нидерландов и Дании и в некоторых других странах. При этом четко выявляются национальные особенности. Например, в трехлетней гимназии Дании (10-12-е годы обучения) образуются, как и во Франции, гуманитарные и естественно-математические профили. Но своеобразие датской системы дифференциации состоит в том, что в 11-м классе гимназий различий в обязательных учебных планах разных секций меньше, чем в 10-м, а в выпускном классе обязательные учебные планы абсолютно идентичны; специализация на разных отделениях осуществляется лишь при помощи предметов по выбору, на которые отводится половина учебного времени (15 часов из 30). В последние годы в ряде школ созданы новые секции с несколько иным набором профилирующих дисциплин: филологическая (с обязательным изучением датского, английского, немецкого и французского языков), математика и химия, математика и английский язык, математика-иностранный язык-спорт.
Если в одних странах профили организуют в рамках одной школы, то в других существуют различные средние школы. Так, в Италии полное среднее образование, которое дает право поступления в вузы, можно получить в нескольких типах лицеев: классическом (гуманитарном) с акцентом на латынь и греческий; лингвистическом с преимущественным изучением современных языков и социальных наук; естественно-научном, экономическом, технологическом, актерском и музыкальном, а также в художественной академии. Внутри лицеев – несколько направлений учебы по областям знания: например, в классическом – отделения греческого, латинского языков, а также древней литературы.
Старшие средние школы США включают три профиля: академический, общий и профессиональный, на которых занимаются соответственно 43, 30 и 27% учащихся. За последние десятилетия выросло число учащихся на академическом и сократилось число занимающихся на профессиональном профиле. Некоторые школы вообще отказываются от профессионального профиля. В 11-12-х классах (двух последних годах обучения) за счет обязательных и выборных курсов необходимо набрать определенное количество зачетных единиц для получения диплома об окончании средней школы. За зачетную единицу принимается курс, изучаемый учеником в течение года по пять уроков в неделю. Если в 50-60-е годы достаточно было набрать 16-17 единиц, то в 80-е годы количество необходимых для диплома единиц возросло до 25-27, а в настоящее время в некоторых штатах и до 30 единиц. Обязательные предметы в 11-м классе включают английский язык, математику, обществознание и физкультуру. Все чаще включают обязательное изучение курса естественно-научных дисциплин хотя бы в течение одного года – в 11-м или 12-м классе. Набор предметов по выбору весьма широк и может включать как академические дисциплины, такие, как география, иностранный язык, биология, углубленные курсы математики, физики, так и курсы искусства, музыки, домоводства, черчения, работы по дереву или металлу и др.
Аналогичным образом строится профильное обучение в старших средних школах Японии, которая во многом копировала американскую систему образования после Второй мировой войны.
Важно отметить, что учащиеся, окончившие школу по одному из академических профилей и получившие диплом, могут поступать в вузы без дополнительных экзаменов. Учителей для полных средних школ готовят университеты, где после окончания трех- или четырехгодичного курса обучения по специальности будущие учителя занимаются один год на педагогическом факультете.
Важнейшей отличительной чертой профильного обучения в полных средних школах большинства стран являются углубленное изучение профильных дисциплин, облегченные курсы других общеобразовательных дисциплин (или их отсутствие), что способствует как учету интересов и склонностей детей, снижению перегрузки, так и более эффективной подготовке будущих специалистов в той или иной области.
Комментарии