search
main
0

Многогранник. Хорошего педагога видно сразу. Но резюме все же не помешает

Кадровая политика – один из важнейших жанров управленческого искусства. Любой руководитель в некоторой степени творец. Естественно, каждый по-своему видит конечный результат собственного творческого подхода, однако если все детали картины сошлись воедино и для стороннего наблюдателя образовательное учреждение обрело неповторимый и привлекательный облик, значит, работа с кадрами была выстроена верно. Значит, создана надежная команда, которая смотрит с тобой в одном направлении и поддерживает все твои проекты и замыслы. У наших собеседников разный управленческий опыт, разные образовательные учреждения и разные коллективы. И методы работы с кадрами у каждого свои. Тем интереснее узнать, какими тот или иной руководитель пользуется приемами, что считает важным при приеме новичка, как выстраивает работу всего коллектива, с тем чтобы она была продуктивной. Послушаем же директоров образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

– Первый вопрос касается приема на работу. Каковы критерии и на что обращаете внимание в первую очередь, когда человек приходит устраиваться?Марина ШМУЛЕВИЧ, директор школы №606 с углубленным изучением английского языка Пушкинского района Санкт-Петербурга:- При приеме на работу каждый директор руководствуется своими критериями, каким должен быть новый сотрудник. Это зависит прежде всего от его видения эффективности образовательного учреждения. Я считаю, что данный вопрос чрезвычайно важен для руководителя любого уровня. Ведь от того, насколько принимаемый им на работу сотрудник будет востребован в данном образовательном учреждении, каковы его профессиональные и личные качества, зависит, настолько эффективной будет деятельность всего учреждения в целом. Умение найти сотрудника, обладающего высоким уровнем профессиональной компетентности, творческого, креативного, умеющего работать в команде, обладающего высокими моральными принципами, – в этом, на мой взгляд, и заключается мастерство топ-менеджера, в данном случае руководителя образовательного учреждения. Я глубоко убеждена в том, что современный руководитель видит сразу, какой сотрудник пришел к нему на собеседование. И когда ко мне в школу приходит педагог, я сразу определяю, что это за человек, насколько его резюме соответствует реальному положению дел. В этом мне помогает моя интуиция как педагога, так и менеджера, а кроме того, знание психологии и, конечно, огромный опыт. Первое собеседование занимает достаточно много времени. Мне важно узнать абсолютно все о данном человеке – от его семейного положения до личных интересов: что читает, как проводит свободное время, насколько грамотно говорит, как одет, как реагирует на те или иные ситуации, есть ли друзья, что он вкладывает в это слово. Я понимаю, что не имею права ошибиться, ведь он будет работать с детьми, и именно от него зависят судьбы будущих учеников. Поэтому так скрупулезно рассматриваю каждую кандидатуру. Итак, первое впечатление составлено. Затем наступает следующий этап – подтверждение или опровержение моей интуиции: кандидат знакомится с образовательным процессом, присутствует на уроках коллег и наконец сам проводит один или несколько уроков в классе. Я обязательно присутствую на этих уроках и провожу методический анализ каждого урока. Для меня чрезвычайно важно увидеть нового сотрудника, что называется, в действии, чтобы не принять ошибочного решения, чтобы быть уверенной в правильном выборе. И наконец, третий этап – подробный анализ проведенных им уроков. Здесь наше общение происходит по вопросам выявления уровня владения кандидатом инновационными технологиями в образовательной деятельности. Мы разбираем структуру урока, его этапы, основания выбора применяемых им методов и приемов, способствующих овладению материала, и т. д. И только после всех этих мероприятий я окончательно решаю вопрос о приеме данного сотрудника в наше образовательное учреждение.- Может ли служить критерием при приеме на работу, скажем, то, что педагог справился или не справился с ЕГЭ?Юлия ШЕВЦОВА, директор Толмачевской средней школы Лужского района, Ленинградская область:- На мой взгляд, это не показатель. Например, когда я начинала готовить детей к олимпиадам по химии, то тоже не на все вопросы могла ответить сама. Эрудиция, глубокое знание предмета – это вещи преходящие, и это процесс постоянный. В течение всей своей профессиональной деятельности педагог совершенствуется, развивается, узнает новое.Другое дело, как мотивировать его на обязательность развития. Мне кажется, самым продуктивным здесь становится откровенный диалог и материальное и моральное поощрение. Скажем, я вижу, что есть сильный педагог, прекрасный предметник, однако он не выходит за рамки работы в школе. Нужно попробовать уговорить его сделать хотя бы первый шаг – дать открытый урок. Помочь ему, если он соглашается. У нас были случаи, когда учителя после проведения открытых уроков говорили, что именно это дало им новый толчок в развитии. При подготовке к занятию они многое для себя узнали, открыли и совершенно иначе взглянули на себя как на специалиста. Кстати сказать, имея опыт публичного проведения урока, большинство педагогов уже не страшатся выходить на конкурсы разного уровня, пробуют работать с одаренными детьми и т. д.- А как вы отнесетесь к тому, что ваш талантливый педагог начнет в свободное от работы время подрабатывать репетитором?Тимофей СТАХОВСКИЙ, директор школы №235 им. Д.Д.Шостаковича Адмиралтейского района Санкт-Петербурга:- Я считаю, что учитель может этим заниматься, но только не в ущерб основной деятельности и, конечно же, в соответствии с законодательством. По сути, репетиторство – это тоже элемент самообразования учителя, и для кого-то это настоящие курсы повышения квалификации. Занимаясь предметом индивидуально, учитель наверняка находит, открывает для себя какие-то приемы преподавания, которые потом может применить на уроке в классе.Что я не приемлю категорически, так это занятия репетиторством со своими учениками. Получается, что родители платят учителю за отметку. Это неправильно. Существуют различные формы работы с учениками, которые пропустили урок, которые проявляют интерес к твоему предмету и т. д. Это и индивидуальные консультации, и кружки. Набирай группу и, пожалуйста, занимайся творческой работой.Что касается правовых вопросов, то нужно ли педагогу получать лицензию на право заниматься репетиторством, я не знаю. Этот вопрос для меня остается открытым. Может быть, лицензией на право заниматься этой деятельностью может являться основное место работы, квалификация учителя?Если учитель за репетиторство берет какое-то вознаграждение, то он как законопослушный гражданин должен заплатить налог. Но мы все прекрасно понимаем, что на практике это не так. Ни для кого не секрет, что большинство учителей, занимающихся репетиторством, эту информацию утаивают. Некоторые преподаватели поступают так: организовывают индивидуальное предприятие и занимаются репетиторством официально. Правда, в школе они уже не работают.- Должна ли школа гордиться стобалльниками, если их, скажем, подготовили репетиторы?Ирина ФРАНЦУЗОВА, директор школы №314 Фрунзенского района Санкт-Петербурга:- А кто сказал, что репетиторство – это единственный способ подготовить стобалльника? У нас, к примеру, из всего выпуска только 2 человека пользовались услугами репетиторов, и тем не менее у многих детей высокие баллы по ЕГЭ. В обычной общеобразовательной школе, к слову, не так много ребят прибегает к сторонней помощи.Мне кажется, все зависит от грамотного подхода как администрации школы, так и педагога в этом вопросе. Важно создать своеобразные связки: администрация – учитель, учитель – родитель, учитель – ученик, ученик – родитель, администрация – родитель. Я, как представитель администрации школы, могу и должна контролировать работу и оказывать поддержку учителям выпускных классов, особенно математикам и учителям русского языка. Те в свою очередь обязательно должны знакомить родителей с результатами промежуточных диагностических работ учеников. Они дают представление о том, в чем слаб ребенок, готов ли он сдать экзамен или нужна оперативная помощь со стороны, в том числе учебной части. Понятно, что эти результаты должны стать предметом серьезного обсуждения в семье, а также способствовать совместному с завучами и учителями школы поиску причин низких результатов. При этом причины могут быть самыми разными – от усталости до влюбленности. Поняв причину, легче найти опять-таки совместные пути решения.И конечно, важна эффективная и зачастую самоотверженная работа учителей в выпускных классах. Например, опытные педагоги делят детей на группы соответственно уровню их подготовленности и к каждой группе применяют индивидуальный подход в рамках прохождения элективных курсов. Как показывает опыт, эта практика очень продуктивна. Большинству наших учеников не требуется репетитор, потому что учитель обычной школы способен подготовить выпускника, который получит на ЕГЭ высокий балл. Услуги репетитора – это скорее необходимая мера, в случае если ребенок нацелен на поступление на какую-то уникальную специальность или если долгое время болел и пропустил какие-то фундаментальные темы. Тогда необходима усиленная подготовка, которой он в рамках занятий, естественно, получить не может.Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте