search
main
0

Многое определяет среда

Преобладание в обучении словесно-рассудочных схем усвоения знаний снижает интерес к обучению. Общепризнано, что ученику надлежит быть не пассивным, а активным участником учебного процесса. Путь к этому – организация учебных сред, побуждающих ученика интенсивно взаимодействовать и общаться в ходе решения учебных задач с учителем и другими учениками. Осуществлять это с максимальной скоростью, полнотой изучаемого материала и доходчивостью удается лишь с помощью информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Система общих умений практически работать с информацией и передавать ее другим становится одним из основных приоритетов в современном образовании. Поэтому крайне важно, чтобы современный учитель овладел новыми технологиями, умел работать с информацией, структурировать ее и транслировать свой опыт.В 2010 году мы начали разрабатывать ресурс «Тематическое планирование уроков физики с использованием цифровых образовательных интернет-ресурсов (ЦОР)». С приходом высокоскоростного Интернета в школы у учителей-предметников появилась возможность использовать все инновационные разработки ЦОР, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ, в рамках стандартного планирования по физике.Поиск и выбор ЦОР для каждого урока представляет для учителя трудоемкий и длительный процесс. Поэтому целью нашего коллективного проекта было создание и размещение в сети «Интернет» поурочного тематического планирования курса физики основной школы.С главной страницы сайта даны ссылки на стандартное тематическое планирование уроков физики 7, 8 и 9-х классов. Каждый урок представляет собой гиперссылку, которая раскрывает страницу урока со ссылками на образовательные интернет-ресурсы. Все ссылки условно поделены на три раздела: «На уроке», «Домашнее задание» и «Дополнительно».Физика один из важных предметов школьного курса, в процессе которого у учащихся формируются экспериментальные и теоретические навыки познания окружающего мира, поэтому наряду с традиционными формами обучения использование компьютерной интерактивной графики позволяет сделать учебный процесс более интересным и наглядным. Это предполагает не пассивное чтение с экрана компьютера текстов традиционных учебников, а активное участие учеников в процессе прохождения теоретического материала и выполнения экспериментальных заданий. В разделе «На уроке» представлены ресурсы, которые могут демонстрироваться на экране при объяснении нового материала. Как правило, это флеш-презентации, анимационные модели, видеофрагменты, таблицы и рисунки с отчетливой графикой для демонстрации на экране.В разделе «Домашнее задание» представлены ресурсы для самостоятельного выполнения учащимися – это тесты, практические задания или анимационные задачи. Эти задания выполняются дома или во внеурочное время по группам.Отметим, что с введением электронного журнала возможность формирования такого задания путем копирования ссылок на эти ресурсы не представляет для учителя никакой сложности.В разделе «Дополнительно» содержатся не менее важные и интересные ресурсы, которые каждый учитель может использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности, исходя из поставленных целей урока. В разделе «Дополнительно» также находятся ссылки на авторские разработки, которые могут использоваться при изучении данной темы. Для учащихся с повышенной мотивацией в этом разделе подобраны ресурсы, которые позволяют организовать проектную, групповую и индивидуальную деятельность.Каждый раздел урока снабжен методическими рекомендациями, а ресурс – длительностью демонстрации или временем выполнения. Таким образом, учителю остается выбрать подходящие ресурсы и сконструировать свой урок.Такое тематическое планирование можно использовать при проведении различных типов уроков:    урок изучения нового материала;    урок закрепления знаний;    интерактивный повторительно-обобщающий урок;    интерактивная лабораторная работа.Предполагается, что уроки проводятся в кабинете физики при наличии в нем мультимедийного проектора и компьютера, подключенного к сети «Интернет».Ресурс удобен и полезен при дистанционном обучении (on-line лабораторные работы, физические практикумы с интерактивной проверкой), в частности, для учащихся с ограниченными возможностями.В настоящее время тематическое планирование незаконченный продукт, оно продолжает пополняться новыми ссылками, тем самым облегчая работу учителя в поиске, структуризации и накоплении новых цифровых образовательных ресурсов.Можно сделать вывод, что весь этот ресурс:    отвечает в полной мере задачам модернизации образования в вопросах формирования информационно-коммуникативных компетенций учащихся;    может использоваться во время уроков, при проведении элективных курсов и при дистанционном обучении, в том числе и для учащихся с ограниченными возможностями;    стал связующим механизмом систематизации цифровых ресурсов российских научных архивов и библиотек со стандартным поурочно-тематическим планированием;    в ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования помогает внедрять на практике сетевое взаимодействие, направленное на взаимную методическую поддержку учителей, учащихся и родителей;    экономит время учителя в подборе качественных и методически проверенных материалов к урокам физики; используя ресурсы планирования, каждый учитель может применить элементы технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования, а это особенно важно для малокомплектных школ, для удаленных школ, в целом для российской провинции;    планирование дает возможность существенно расширить аудиторию учителей, использующих ИКТ-технологии в своей работе.Ольга КУЛЯСОВА, учитель физики ЦО №1428;Марина ЕРШОВА, учитель физики школы №1207

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте