Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Много ли кот наплакал? Урок русского языка в 4-м классе коррекции IV вида на тему «Правописание гласных на конце наречий». Коррекционное образование

Учительская газета, №36 от 4 сентября 2012. Читать номер
Автор:

Данное занятие – урок открытия новых знаний, технология Е.Л.Мельниковой «Проблемный урок». Это 3-й из 8 уроков в теме «Наречие», он будет работать на перспективу следующего урока закрепления в блоке «Правописание» по теме «Правописание гласных на конце наречий». При подготовке к уроку были учтены программные требования УМК «Начальная школа XXI века» (руководитель проекта – профессор Н.Ф.Виноградова), учитывались учебные возможности класса и каждого обучающегося.

На уроке решаются следующие задачи:- формировать уважительное отношение к мнению другого, воспитывать внимательное отношение друг к другу, желание помочь товарищу;- развивать навыки сотрудничества в разных социальных ситуациях;- самостоятельно получить сведения о правописании гласных на конце наречий с приставками в-, на-, за-, из-(ис-), до-, с-, графически объяснять написание гласных на конце наречий;- развивать орфографическую зоркость;- развивать умение сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно применять правила правописания гласных на конце наречий.Цель урока – знакомство учеников с правилом написания гласных на конце наречий.Планируемые результаты:- работая в паре, учащиеся еще раз убедятся в эффективности совместной работы, необходимости соблюдения правил корректного сотрудничества;- сформируется представление о значении изучения данной темы, учащиеся оценят собственную деятельность и деятельность класса на уроке;- учащиеся ознакомятся с орфографическим правилом «правописание гласных на конце наречий», составят алгоритм учебных действий, используют новые знания в ходе выполнения практических заданий;- учащиеся отработают навык владения монологической речью в соответствии с нормами родного языка.Методы обучения: проблемный, частично поисковый, познавательная игра, метод контроля и самоконтроля.Ход урокаI этап урока – мотивация к учебной деятельности.Учитель создает  эмоционально-психологический настрой на урок, приветствует гостей, проверяет готовность к уроку (организация рабочего места)II этап урока – чистописание.Девиз минутки чистописания: «Красиво писать – красоту творить!»Дети записывают в тетрадь дату, место работы, девиз.Учитель: Какой раздел русского языка изучаете? Что изучает морфология? Какую часть речи изучаете на последних уроках? Что вы уже знаете об этой части речи?Дети отвечают.Учитель: Известный советский писатель Максим Горький так писал о наречии: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».Попробуйте заменить фразеологические сочетания подходящими по смыслу наречиями (вначале нужно понять смысл устойчивого словосочетания, а потом подобрать подходящее наречие).Слова записывайте в строчку, через запятую: идти черепашьим шагом, кот наплакал, встать чуть свет, рукой подать, знать как свои пять пальцев, спит как убитый.Один ученик работает на доске: медленно, мало, рано, близко, хорошо, крепко.Проверка выполненного задания.Учитель: Каким способом и от каких слов образовались эти наречия? Каким еще способом могут образовываться наречия?Дети отвечают.III этап урока – актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.Учитель: Ребята, как вы считаете, все ли вы узнали о наречиях?Дети: Нет, мы только начали с ними знакомиться.Учитель: Готовы узнать что-то еще о наречиях?Дети: Да!Рубрика «Давай подумаем»слева                     вправосправа                  направоизредка                начернодосыта                 засветлодочиста                запростоУчитель: Слова какой части речи записаны на доске? Докажите.Дети отвечают.Учитель: Как они образованы?Дети отвечают.Учитель: Что объединяет все наречия, записанные в первом столбике? Что объединяет все наречия, записанные во втором столбике?Дети работают в парах, отвечают на вопросы.Постановка учебной задачиУчитель: На какой вопрос вам предстоит ответить?Дети: В каких случаях на конце наречий пишется буква «о», а в каких – «а».Учитель: Какова же тема нашего урока?Дети: Правописание букв «о» и «а» на конце наречий.IVэтап урока – открытие учащимися нового знания (построение проекта выхода из затруднения, реализация построенного проекта).Учитель: Какие у вас есть предположения, гипотезы?Если дети затрудняются, обозначить приставки.Дети: В наречиях с приставками в-, на-, за-  на конце пишется буква «о».В наречиях с приставками из-/ис-, до-, с-  на конце пишется буква «а».Учитель: Как можно проверить, верно ли ваше предположение?Дети читают орфографическое правило в учебнике, делают вывод (учащиеся должны обязательно увидеть связь приставок и суффиксов).Рубрика «Тайны языка», учебник, с. 62.Задание на проверку понимания открытого знанияУчитель: В какой столбик нужно записать наречия издавна, влево, затемно?Перечислите приставки, которые определяют необходимость написания суффикса -а.Перечислите приставки, которые определяют необходимость написания суффикса -о.Приставки первой и второй группы нужно просто запомнить!Есть один секрет, который поможет вам проверить ваш выбор: в данном случае наречие ведет себя точно так же, как существительное среднего рода с предлогами. Попробуйте подставлять вместо наречий проверочное существительное, например «окно», с тем же предлогом, что и приставка в наречии.сделать занов… – за окно,  следовательно,  сделать зановопрочитать снов… – с окна,  следовательно,  прочитать сноваУчитель: При такой подстановке словосочетание с существительным часто оказывается бессмысленным. Но для нас важно проверить, что пишется в конце наречий, образованных с помощью суффиксов -о или -а и приставок из-/ис-, до-, с-, на-, за-, в-.V этап – первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи, взаимопроверка по эталону.Учитель: В паре задайте друг другу вопросы по данной теме.Дети задают друг другу вопросы: В каких случаях на конце наречий пишется буква а? От чего зависит правописание гласных о и а на конце наречий? Какая буква пишется на конце наречий с приставками из-, до-, с-?Учитель: Ребята, составьте алгоритм действий, который поможет вам в дальнейшей работе при написании гласных на конце наречий.АлгоритмВыделить в наречии приставку                      Если приставка   на-, за-, в-,                 из-/ис-, до-, с-,   то на конце наречий пишется суффикс –         о                                 аУчебник, с. 62, №1 (фронтально).Учитель: Сделайте буквенную запись слов.Сравните правильность выполнения работы с эталоном.Учебник, с. 62, №2 (дополнительно).Учитель: Записываем, продолжая столбики, упр. №1 (не записывая слова, которые уже записаны).Учитель:  Оцените свою работу на полях тетради:- кто не допустил ошибок, поставьте  «+»;- кто немного сомневается – «+/-»;- кто допустил ошибки и ему нужно еще потренироваться – «?».Учебник, с. 62, № 3.Учитель: Образуйте наречия от кратких прилагательных по предложенным моделям. Запишите и отметьте суффиксы.Взаимопроверка.VI этап – включение нового знания в систему знаний и повторение.«Пишем грамотно», с. 12, №1 – упражнение на запоминание изучаемого правила.«Пишем грамотно», с. 12, №2 – упражнение на развитие орфографической зоркости и закрепление правила написания гласных на конце наречий. Упражнение выполняется письменно, самостоятельно, учащиеся должны обозначить в наречиях приставку и суффикс.Дополнительное задание. С.13, №3 – упражнение на отработку навыка написания гласных на конце наречий.Учитель: Как вы будете определять, какой суффикс нужно писать в первой, а какой во второй группе слов?Взаимопроверка.Дополнительное задание«Учусь писать без ошибок», с.76 – 77, упражнения №124, 125, 127 (на отработку навыка написания гласных на конце наречий).VII этап – итог урока. Рефлексия учебной деятельности.Учитель: Наш урок подошел к концу. С каким орфографическим правилом вы сегодня ознакомились? Какой вывод вы сделали? Где можно использовать эти знания? Что особенно вам понравилось сегодня на уроке? Что нового вы узнали на уроке? Что было для вас на уроке интересно? Кому понравилось, как он работал? Кто считает, что работал не в меру своих сил? Что расскажете родителям и друзьям?    Оцените свою работу на уроке, работу всего класса.Домашнее задание по выборуУчебник, с. 62, правило наизусть.Буриме: составить стихотворение на заданные рифмы:… далеко  …  глубоко… весело  …  высокоВыписать из словаря наречия на изученную сегодня орфограмму. P.S. Презентация к уроку опубликована на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/536 ​Наталия САЙФУЛЛИНА, учитель начальных классов средней школы №58 с углубленным изучением отдельных предметов города Новоуральска Свердловской области, победитель XIV Всероссийского конкурса «Сто друзей»

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту