search
main
0

Много букв. Почему так важно формировать читательскую компетенцию?

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это возможно при условии овладения всеми школьниками читательской культурой, умением осмысленно и быстро воспринимать информацию. Тогда школьник получает возможность самостоятельно приобретать новые знания, основу для самообучения и самообразования в течение всей жизни.

Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Давно известно, что в преподавании литературы важна не столько сумма знаний сама по себе, сколько сила воздействия искусства слова на читателя. Это и есть смысловая сторона чтения. Но только ли о предмете «Литература» идет речь? Или же воздействие словом становится актуальным подходом в преподавании  каждого предмета? Думаю, что речь идет как раз об особом умении – умении за обычным на первый взгляд словом рассмотреть потаенный смысл.  Нормативные документы, принятые в последние годы в сфере образования, делают акцент на реализации идеи компетентностного подхода,  что позволяет решать ряд приоритетных задач,  в числе которых:- раскрытие индивидуальных способностей и особенностей ребенка;- формирование на этой основе социально компетентной, мобильной личности, имеющей опыт самостоятельной деятельности.Слово «самостоятельной», на мой взгляд, имеет в данном контексте немаловажное значение, ведь именно степень самостоятельности определяет уровень социализации личности. И задача школы –  сформировать и развить эту самостоятельность, жизненную активность. Определяя как приоритетное направление в литературном образовании  компетентностный подход,  можно  назвать  и те компетенции, которые  также играют немаловажную роль, в их числе: общеучебные, коммуникативные, информационные,  социальные.Тогда как определить место читательской компетенции в ряду перечисленных? Что это? Частная предметная компетенция или общая проблема, решить которую можно только вместе? Несомненно, верным является второй вариант. Позволю себе сделать попытку объяснить столь веское утверждение.Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней, неумение преобразовать текстовую информацию: передать, вычленить главное и второстепенное, осмыслить ее. Именно поэтому работа с текстом составляет основу изучения и освоения любого предмета. Это и есть путь формирования грамотного читателя и как следствие развития читательской компетенции. Отсюда утверждение, что читательская компетенция  –  взаимосвязь общеучебной и коммуникативной, вследствие чего формирование читательской компетенции – задача педагогов всех предметных областей, а также преподавателей дополнительного образования.Как известно, уровень сформированности компетенции определяется степенью владения рядом умений. На мой взгляд, применительно к читательской компетенции это могут быть следующие общие и частные умения:- умение работать с книгой (различать элементы книги (титульный лист, оглавление, аннотация); различать типы книг (книга-произведение, книга-учебник, книга-справочник и пр.); различать виды информации (научно-популярная, публицистическая, деловая и пр.); самостоятельно выбирать книги на определенную тему);- умение читать осознанно и воспринимать информацию адекватно (выделять ключевые слова, толковать;  делить текст на смысловые части; сопоставлять части текста; находить в тексте фрагмент, позволяющий ответить на заданный вопрос);- умение пересказывать (владение видами пересказа (краткий, полный, выборочный, творческий); умение составлять план текста; умение устанавливать смысловые связи между частями текста, соблюдать логику пересказа; умение высказывать оценочное суждение; отвечать на вопросы по содержанию.Рассмотрим некоторые умения на примере обычной математической задачи. Условие: на ремонт трех двухкомнатных и пяти однокомнатных квартир ушло двести девяносто кусков обоев, а на ремонт одной двухкомнатной и семи однокомнатных квартир – триста десять кусков обоев. Сколько кусков обоев уходит на ремонт однокомнатной и сколько на ремонт двухкомнатной квартиры?Разделим данную задачу на умения. 1. Умение выделять ключевые слова: три двухкомнатные и пять однокомнатных квартир = двести девяносто; одна двухкомнатная и семь однокомнатных = триста десять. 2. Умение делить текст на смысловые части: первое предложение – условие (известное); второе предложение – вопрос (неизвестное, искомое). 3. Умение сопоставлять части: необходимо увидеть зависимость одних величин от других (количество истраченных обоев зависит от количества комнат). 4. Умение находить фрагменты, позволяющие ответить на заданный вопрос: речь в тексте идет не об общем количестве, а о частном (необходимо определить, сколько конкретно обоев идет на однокомнатную квартиру (обозначим ее X) и двухкомнатную (обозначим ее Y). Схематично прочитанная правильно задача может выглядеть следующим образом: 3x+5y=2901x+7y=310Это лишь часть умений, степень развития которых может свидетельствовать об уровне сформированности компетенции. Так, значит, не только на литературе мы учим детей читать, но  и на других учебных  предметах. А это и есть не что иное, как межпредметные умения – одно из основных требований ФГОС.Сразу же возникает вопрос и об оценке данных умений. Несомненно, привычная нам пятибалльная система здесь не подходит, не подходит и так называемая рейтинговая, или процентная, оценка. Все эти системы проверяют в основном количественные показатели, а мы говорим о качественном. Готового ответа на этот вопрос нет, однако можно воспользоваться уровневой системой оценки. Как известно, все умения одновременно не появляются. Каждое предыдущее умение предопределяет развитие последующего: так пошагово формируется общее умение. Итак, в каждом общем умении частные умения распределяются по уровням. Овладев одним или рядом сходных умений, учащийся переходит на другой уровень. Приведу пример из курса литературы (см. таблицу). Несомненно, формирование данных умений не происходит само по себе. Оно осуществляется под чутким руководством учителя, который должен владеть соответствующим инструментарием – набором приемов и методов обучения,  позволяющих ученику перестать бояться книги.Например, есть различные мотивационные приемы: сопоставление изучаемого материала с жизнью, с достижениями науки и техники, с первоисточниками и пр.; решение занимательных примеров и опытов;  использование игровых ситуаций;  создание ситуации, когда для ее решения недостаточно ранее приобретенных знаний, а найти их можно только в другом источнике; задания межпредметного уровня.Обучающие приемы позволят ученику осознанно подойти к процессу учения: вычленение опорных слов и составление на их основе плана, рассказа;  различные виды пересказов.Конечно, выбор форм, приемов, методов работы по формированию читательской компетенции диктует каждая предметная область. Я предлагаю лишь ориентиры для выбора собственного пути.Несомненно, литература более других предметов формирует читательскую компетенцию. При этом изучение литературы реализует прежде всего задачи духовно-нравственного и эстетического воспитания. Литературное произведение – это не просто текст, это результат длительной, вдумчивой, кропотливой работы писателя или поэта, который через призму своего восприятия передает волновавшие его мысли, чувства. Следовательно, литературное произведение должно быть воспринято и осмыслено читателем с учетом исторического контекста, культурного опыта, контекста творчества писателя. Получается, что литературное произведение – это результат сотворчества автора и читателя, а чтобы это сотворчество стало плодотворным, читатель должен быть грамотным, должен иметь опыт интерпретации литературного произведения.  Данным положением руководствуюсь, когда определяю подходы в работе над новой темой. Исходя из специфики предмета, считаю определяющими следующие направления в работе:1. Формирование у учащихся  устойчивого интереса к чтению, потребности в чтении, круга чтения.2. Развитие речевой деятельности. 3. Развитие восприимчивости учащихся к художественному произведению.4. Степень овладения теоретическими знаниями.5. Развитие творческих способностей учащихся.Данные направления, на мой взгляд, являются необходимым условием качественной работы по формированию читательской деятельности.Интересен еще такой факт. По наблюдениям логопедов, которые в начале учебного года тестируют учащихся первых классов, многие дети, поступая в школу, умеют читать. Несомненно, в этом заслуга родителей. Но заслуга ли? Умением читать родители зачастую называют знание букв и способность складывать из них слова. В этом отношении важной является деятельность учителя начальных классов, деятельность не столько обучающая, сколько коррекционная. Ведь ни для кого не секрет, что переучить гораздо сложнее, чем научить… Итак, умение читать – это умение осознать смысл текста, выделить в нем главную и второстепенную информацию, создать собственное высказывание на базе исходного текста, иными словами, это умение работать с текстовой информацией по определенной теме. Именно поэтому  развитие читательской компетенции должно быть приоритетным  направлением в работе каждого учителя.​Светлана Плотникова, учитель русского языка и литературы центра образования №47 Иркутска

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте