search
main
0

Много будешь знать, скоро… а) состаришься; б) умрешь; в) интегрируешься в европейскую экономику

Правильным считается последний вариант ответа – интегрируешься в европейскую экономику. Мы живем в постиндустриальном обществе (есть такая теория), а оно построено на знаниях, точнее, в основе его лежит знаниевая экономика. Знание – это все. Образовательные и профессиональные умения становятся важными факторами экономического успеха. Ответственность за обучение в постиндустриальном обществе распределена между государством, работодателем и работником.

Досье «Уû развитых странах 50-60 процентов работающего населения проходит ежегодную переподготовку. В России примерно 70 миллионов работающего населения. Если ориентироваться хотя бы на 20-30 процентов ежегодной переподготовки, то для такой работы нет абсолютно ничего: ни стульев, ни аудиторий, ни преподавателей, никаких организационных структур.По уровню образования несколько десятилетий назад Россия входила в тройку наиболее продвинутых государств, сейчас занимает 41-е место. Двадцать лет назад мы имели среднеевропейскую продолжительность жизни, сейчас на 124-м месте по этому показателю.

4 июня в агентстве РИА «Новости» состоялся «круглый стол» на тему «Lifelong Learning – актуален ли европейский тренд для России». Lifelong Learning – это обучение в течение всей жизни. О том, что это такое, рассказала собравшимся Ольга Олейникова, директор Центра изучения проблем профессионального образования.

– Инновационная сущность этой стратегии состоит в том, что происходит сращивание в области образования и промышленности, бизнеса, сближаются области общего и профессионального образования. В постиндустриальной эпохе многие факторы экономического успеха, социальной ответственности, гражданского согласия, того, как построено образование, необходимы для развития экономики. Необходим человеческий капитал – ключ к созданию и распространению эффективного использования знаний.

Общество, основанное на знаниях, предполагает предоставление всем гражданам возможности осваивать профессиональные умения и квалификацию. Это наличие развернутых систем образования и обучения, которые охватывают все слои населения. Любой гражданин должен иметь возможность повысить свою квалификацию и обрести новые умения. Очень важно, чтобы человек после обучения мог трудоустроиться. Самостоятельное умение учиться приобретает серьезное значение. Возрастает роль неформального и спонтанного обучения, которое проходит в течение всей повседневной жизни. Создается непрерывная система профессионального обучения взрослых. Концепция этого образования предполагает развитие общенациональных систем образования. Нужно не допустить, чтобы государство ушло из образования, совершенствовать законодательные аспекты и систему обучения на рабочем месте, развивать культуру предпринимательства.

Все это хорошо. Однако есть ли у нас необходимые условия, чтобы сделать былью эту европейскую сказку Lifelong Learning? На «круглом столе» прозвучала мысль о том, что учреждения профобразования никогда не решат проблему подготовки рабочих только за счет выпускников. В лучшие годы приток рабочей силы на предприятия составлял 30-40 процентов, а в основном это было фабрично-заводское обучение. Сейчас на тех предприятиях, где работали прежде 25 тысяч человек, работают пять тысяч, но они зачастую делают то, что делали 25. Учить некому. Обучение и переподготовка взрослых может идти на базе учреждений профобразования, но при соответствующей поддержке, и может стать их главной задачей. Если говорить об интегрированных образовательных учреждениях, то положения о них нет. Система переподготовки и повышения квалификации тоже далеко не совершенна. Нужна нормативная база: если она будет, то будет и поддержка, в том числе и со стороны бизнеса.

Знания меняют технику и технологию, профессии, бизнес, всю нашу жизнь, все на свете. В развитых странах 50-60 процентов работающего населения проходит ежегодную переподготовку, в России – около пяти, прозвучало на «круглом столе». У нас примерно 70 миллионов работающего населения. Если ориентироваться хотя бы на 20-30 процентов ежегодной переподготовки, то для такой работы нет абсолютно ничего: ни стульев, ни аудиторий, ни преподавателей, никаких организационных структур. Да и возможно ли с таким объемом работы справиться? Обучение в течение всей жизни затрагивает всю структуру российского образования, от начального до высшего. Способ решения многих проблем Lifelong Learning в России видится в том, чтобы вырастить новых провайдеров образования. Но какого времени это потребует?

Исполнительный вице-директор Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов напомнил о проблеме непрерывной поддержки квалификации. Работник и работодатель, по крайней мере на период трудового сотрудничества, выполняют общую задачу. Необходима система поддержки квалификации. 15 процентов выпускников ПТУ работают по специальности, но ведь остальные тоже трудоустраиваются. Это значит, что, несмотря на все справедливо критикуемые недостатки средней школы, она дает человеку те навыки, умения, знания, которые позволяют сделать профессиональный или трудовой выбор за пределами формальной специальности.

Заместитель председателя Комитета по образованию, депутат Государственной Думы Олег Смолин:

– По уровню образования несколько десятилетий назад мы входили в тройку наиболее продвинутых государств, сейчас занимаем 41-е место. Двадцать лет назад мы имели среднеевропейскую продолжительность жизни, сейчас на 124-м месте по этому показателю. Что касается образовательной политики, ключевом факторе для формирования человеческого потенциала и человеческого капитала, то, на мой взгляд, она должна исходить из принципа соединить лучшие отечественные и социальные образовательные традиции с новейшими технологиями. Мы не делаем ни того, ни другого. Я не сторонник сводить проблемы образовательной политики к конкурентоспособности. Если мы не будем развивать электронные технологии, утратим конкурентоспособность не только в образовании, но и в промышленности и обороне. Мы не принимаем наиболее передовые в социальном отношении западные элементы образовательной политики, например термин «образование через всю жизнь». Мы подготовили давным-давно законопроект по внесению изменений в законодательство в части дополнительного образования. Цитирую только одну фразу из заключения правительства на этот законопроект: «Представляется нецелесообразным включить в законодательство принцип «образование через всю жизнь». Комментарии требуются? В новом законопроекте об образовании предлагается ликвидировать все льготы инвалидам. После этого все разговоры о включении инвалидов в человеческий потенциал, о том, чтобы они у нас интегрировались в общество, можно будет закончить. Российская образовательная система сейчас по уровню неравенства возможностей, что и отмечено в международных докладах, превысила допустимые пределы. К образованию в течение всей жизни мы, как ни грустно констатировать, не готовы вовсе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте