Мои коллеги-преподаватели нашего института, напоминая своим питомцам вынесенную в заголовок фразу автора «Илиады» и «Одиссеи», особый акцент делают на последнем слове, потому что жизнь все острее ставит вопросы: какой пробы профессионализм врачевателя в погонах? Так ли он искусен, как требует время? В кругу же ученых и педагогов, организаторов обучения и институтской науки вечная истина Гомера обрела иной акцент – на слове «стоит». Не в возвышенно-поэтическом, а в самом, что ни есть, прагматичном, приземленном смысле. Вопрос в том, как по максимуму эффективности использовать институтские силы и весьма ограниченные скудным финансированием средства…
Система управления качеством
Коллектив нашего института – среди тех, кто призван дать ответы на главные вопросы будущего военной медицины. В числе его важнейших задач – формирование долговременной стратегии сохранения и укрепления здоровья военнослужащих, разработка основных проблем организации медицинского обеспечения и управления военным здравоохранением. Наряду с ними наша научная работа охватывает такие важные направления, как разработка научных основ борьбы с наиболее распространенными заболеваниями; исследования характера санитарных потерь войск; комплекс проблем современной боевой патологии и разработка новых реабилитационных технологий, обеспечивающих профессиональное долголетие военнослужащих; фундаментальные и прикладные научные направления образования врачей и научно-педагогических кадров в условиях реформ высшего образования и Вооруженных Сил и целый ряд других. Все это дает объемное видение проблем, возможность комплексного поиска путей их решения.
Оптимальный подход, отвечающий характеру задач военной реформы, видится в повышении эффективности, образно говоря, «удельной мощности» и коэффициента полезного действия каждой структурной единицы военной медицины, каждого специалиста. На повышение профессионализма нацелена и новая система непрерывной последипломной подготовки медицинских специалистов, закрепленная законом.
Все эти обстоятельства повышают значимость совершенствования квалификации кадров военной медицины, увеличивают число желающих учиться в нашем институте. Он обладает для этого всем необходимым и прежде всего – уникальной не только для Вооруженных Сил, но и страны в целом научной и клиническими базами, которыми руководят известные ученые-медики России. В них располагаются кафедры института, укомплектованные высококвалифицированными педагогами, возглавляемые авторитетными учеными и практиками, в том числе главными специалистами медицинской службы Минобороны.
В институте создана гибкая, оперативно реагирующая на требования времени, научно-технического прогресса в медицине и военном деле система управления содержанием и качеством учебной и научной работы. Она постоянно совершенствуется, так как наш вуз исследует главные проблемы военной медицины и ее образовательной сферы, по сути, ведет постоянный научный мониторинг, что позволяет совершенствовать учебные программы и планы научной работы в соответствии с новыми взглядами на систему здравоохранения и медицинское обеспечение войск, новейшим опытом локальных войн и вооруженных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и повседневной деятельности армии и флота. На этой основе все кафедры института стремятся организовать новые учебные и научные подразделения, разрабатывают и внедряют новые учебные циклы.
Ученый совет института и четыре докторских диссертационных совета добиваются эффективного использования и наращивания уникального научно-педагогического потенциала вуза, качества фундаментальных, поисковых, научно-прикладных и других исследований.
КПД вуза: динамика роста
Прежде чем привести ряд объективных показателей эффективности нашей работы, особо подчеркну, что наш институт находится в точно таких же сложных экономических, финансовых и прочих условиях, как и все военные вузы. И уж в куда более сложных, чем гражданские. Но тем не менее, в период, когда в нашей стране повсеместной тенденцией было сокращение научных исследований, мы сумели доказать, что вопреки трудностям способны динамично развиваться.
В 1993- 2003 гг. в институте защищено более 200 диссертаций. Из них свыше половины – в последние годы. Если раньше у нас защищали 10-20 диссертаций в год, то в 2001-м уже 50 – 33 кандидатские и 17 докторских, а в 2002 г. – 52 (соответственно 35 и 17). Как видите, из года в год число диссертационных исследований увеличивается. Это показатель роста не только самого вуза, но весомости нашего вклада в повышение научного потенциала военной медицины в целом, так как значительная часть защитивших у нас диссертации трудится в различных звеньях медицинской службы Вооруженных Сил. Особо подчеркну, что, увеличивая количество, мы не ослабляем, а повышаем требования к качеству. Это очень важно.
О многом говорит и динамика роста в нашем вузе числа научных школ. 3 из них возникли в 80-е годы. В 90-е, когда отечественные наука и образование задыхались от безденежья, переживали тяжелейший кризис, у нас создано 5 новых школ и начала формироваться еще одна. Заметьте: в 2 раза больше, чем в благополучные 80-е. А на рубеже XXI века только за 3 года (2000-2002 гг.) начали формироваться еще 7 новых научных школ – больше, чем в 90-е, почти столько же, сколько их было создано за 20 предыдущих лет.
Принципиально важный параметр качества и в том, что до 70% объемов научно-исследовательских работ в институте составляют инициативные и поисковые темы. Это значит, что наши ученые целеустремленно торят новые пути в науке. Именно благодаря их новаторскому поиску в институте созданы и продолжают формироваться более полутора десятков самостоятельных научных школ. В их числе гастроэнтерологическая, созданная профессорами В.Т. Ивашкиным и А.В. Калининым, военно-полевой хирургии – профессором П.Г. Брюсовым, военной травматологии и ортопедии – профессором В.К. Николенко, военной токсикологии – профессором А.И. Елькиным, военной эпидемиологии и военной гигиены – профессором П.И.Мельниченко, медицинской реабилитации и военной курортологии – профессором Л.М. Клячкиным, сердечно-сосудистой хирургии – под руководством профессора А.А. Михеева, сосудистой хирургии – профессором Е.П. Коханом. Профессора А.Л. Раков и А.И. Синопальников продолжают формирование пульмонологической школы, профессора А.Л. Раков и В.В. Горбаков – гепатологической, профессор П.Г. Брюсов и И.И. Ушаков – онкологической, профессор А.И. Елькин – школы клинической фармакологии, профессора Н.А. Ефименко, П.Г. Брюсов и А.Н. Курицын – малоинвазивной хирургии, В.В. Гладько и Т.В. Соколова – дерматологии и дерматокосметологии, профессора В.И. Хрупкин и М.Д. Ханевич – реконструктивной хирургии желудочно-кишечного тракта, профессор Г.Г. Савицкий – фтизиатрии.
За каждым названием научной школы – комплекс новых более эффективных методов лечения и тысячи спасенных благодаря им жизней, избавленных от тяжелых недугов защитников Отечества. За каждым именем – яркий образец новаторства в науке и десятилетий самоотверженного служения клятве Гиппократа в армейском строю.
Традиции новаторства
Уникальные результаты исследований ученых института представляют большую ценность, активно используются в практике военной медицины и гражданского здравоохранения. За выдающийся вклад в развитие отечественной науки и здравоохранения ряд из них удостоен высоких государственных наград, званий лауреатов Государственной премии и премии Правительства России.
Путь к столь значительным научным достижениям многих из наших известных, авторитетнейших военных ученых, основателей научных школ, пришедших в науку молодыми капитанами и майорами, был успешным и плодотворным в немалой степени благодаря традициям коллектива. Одна из них, сформированная всей его 35-летней историей, – забота о преемственности, о том, чтобы в научно-педагогическом потенциале вуза опыт старшего поколения, ветеранов науки органически сочетался с энергией и поиском молодых, перспективных ученых. Эта традиция стала важнейшим компонентом системы управления содержанием и качеством учебной и научной работы, способствующим динамичному наращиванию продуктивности научно-исследовательской работы, качественному росту ее результатов.
Показателен в этом плане пример капитана медицинской службы С.Г. Стеценко. Он, окончив в 1997-м Военно-медицинскую академию, через год к образованию врача прибавил второе высшее – по специальности «юриспруденция». Ныне 29-летний офицер – автор более 100 научных работ, доктор юридических наук, основал новое научное направление – концепция юридического обеспечения медицинской деятельности.
Еще один наш молодой ученый – майор медицинской службы В.В. Савостьянов. К 28-ми годам он приобрел ценный боевой опыт в Чечне, досрочно закончил адъюнктуру, защитив в 2001 г. кандидатскую диссертацию, и уже подготовил к защите диссертационное исследование на соискание ученой степени доктора медицинских наук. Активно работает над проблемами боевой хирургической патологии и раневой баллистики.
Согласитесь, далеко не в каждом вузе есть столь молодые доктора наук. У нас же это – закономерный результат внимания и доверия к научной молодежи, традиционных для вуза подходов к работе с кадрами и организации научно-исследовательской деятельности. Молодые ученые института активно формируют ряд новых научных направлений, которые обладают потенциалом, заделом развития в самостоятельные школы. Это один из факторов дальнейшего роста научного потенциала коллектива.
У нашего института есть немало трудностей. Главные из них связаны с недостаточным финансированием, отсутствием собственной клинической базы. Однако и в этих непростых условиях результаты деятельности нашего вуза убедительно свидетельствуют, что созданная в нем оперативно и адекватно реагирующая на требования времени, научно-технического прогресса в медицине и военном деле система управления содержанием и качеством учебной и научной работы стала ключом к повышению ее эффективности. Таков наш перевод античной формулы Гомера на присущий современной военной науке язык количественно-качественных характеристик.
Полковник медицинской службы Леонид ПИСАРЕНКО, заместитель начальника ГИУВ МО РФ по учебной и научной работе
Комментарии