search
main
0

Многие знания – многие…

Нет, не печали, а возможность лучше понять живые процессы, как они отражаются на людях и как понимаются ими, возможность строить и корректировать свою деятельность. Это особенно важно сейчас, когда все – и учителя, и управленцы, и родители, и, надеюсь, дети – ощутили и восприняли ветер перемен в образовании.

Эти «многие знания» мы получаем путем проведения социологических исследований и экспресс-опросов различных категорий педагогических работников, председателей первичных профсоюзных организаций. Анализ результатов часто раскрывает грани, которые либо умалчиваются, либо остаются вне поля зрения и которые далеки от победно-лаковых реляций отчетов и выступлений.Знание №1. Трудозатраты учителяДань времени или плата за высокую зарплату?Обновление содержания образования, образовательной среды и образовательных технологий, изменение привычной структуры организаций, принятие новых образовательных и профессиональных стандартов не могут не оказывать воздействия на работу педагогов. Педагогические кадры испытывают постоянно возрастающую профессиональную и личностную нагрузку, что не может не сказаться на профессиональном и физическом здоровье, психологическом состоянии учителя.Интенсификация учительского, педагогического труда, смещение акцентов с урочной предметной работы на занятие несвойственной профессии деятельностью, чрезмерное расширение социальных функций – главная проблема учителя. Результаты, обеспечиваемые перегрузкой, не могут быть долгосрочными и приводят к профессиональному выгоранию учителя. Никакой размер заработной платы не оправдывает превышающую 60 часов рабочую неделю учителя. При этом учитель приспосабливается к многочасовой текучке, а проблемы профессионального становления и саморазвития, осознание смысла происходящих перемен оказываются на периферии его интересов.Мотивация учителя, формирование командных интересов, развитие его потенциала, а не политика кнута для одних и пряника для других – решение проблемы повышения качества образования.М.Хуберман, американский исследователь реформ в системе образования, описывает эффект «давления классной комнаты на учителя»: необходимость действовать немедленно и конкретно, ощущение груза многомерности (целый ряд операций одновременно) и одновременности, необходимость адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, необходимость личностного участия. По его мнению, это фокусирует внимание учителей на ежедневных эффектах или краткосрочной перспективе, изолирует их от общения с коллегами, истощает их энергию и ограничивает их возможности для непрерывной рефлексии. Реструктуризации происходят вновь и вновь, пишет он, в то время как требуется изменение культуры (когда учителя начинают ставить под сомнение и изменять свои принципы и привычки).Практика работы учителя в меняющихся социальных условиях тоже меняется, как и его статус. Статус учителя определяется не только уровнем заработной платы, которая теперь обеспечивает достойную жизнь для педагогов, но и оценкой обществом его труда. А общество для нас – это и родители наших детей в первую очередь. Учителей как раз больше всего волнует негативное отношение детей и родителей к учебе и к учителям. Статус учителя определяется не региональной ситуацией, а ситуацией в стране в целом. Единственный очевидный показатель статуса любой профессии – ее конкурентоспособность и качество жизни, которое она обеспечивает. В центре Монреаля есть памятник в форме трех восьмерок, символизирующих 8 часов работы, 8 часов сна и 8 часов отдыха для каждого работающего человека. Для педагогов эта символичность тоже актуальна, хотя мне часто говорят о том, что не так много и работают педагоги. Наверное, это справедливо в отношении единиц, но не большинства.На учителя сегодня обрушивается такой поток задач, проектов, инноваций, инфраструктурных изменений, что времени перестроить себя просто не хватает. Особенно когда он знает, что его поставят в рейтинг, «сосчитают» и сравнят. В основе этого сравнения будут как раз учебные показатели учащихся, тогда эти показатели становятся для учителя важными с точки зрения рейтинга, его позиционирования среди коллег, а не с точки зрения улучшения знаний учащихся, то есть вторичные стимулы начинают превалировать над главенствующими.Хочется поразмышлять и о том, насколько рейтинг образовательных учреждений отражает реальное состояние дел в школе, ведь рейтинг определяет не только статус школы, но и учителей. Хороший учитель в школе с низким рейтингом оказывается в более ущемленном положении и в отношении аттестации, и подчас в отношении наград. Таким образом, наличие хороших учителей в низкорейтинговых школах не становится их плюсом, а у самого учителя не повышает ни его самооценку, ни его мотивацию.Положительные стороны московского рейтинга школ очевидны – направленность на учебные достижения учащихся и недлинный набор оценочных инструментов. При этом есть, на мой взгляд, и минусы – не учитываются дух школы, ее уклад, социальные практики, социальные результаты. Их чаще всего нельзя замерить и оценить в разрезе четверти и учебного года, но их отложенный эффект может быть гораздо серьезнее и важнее, чем высокие баллы ГИА и ЕГЭ.Хотим мы этого или нет, но социальная среда, из которой приходят учащиеся, не может не влиять на результаты, поэтому рейтинг не должен быть линейным и не учитывать дополнительные, не всем школам свойственные факторы, учет только образовательных результатов не позволяет оценить учащихся многомерно, превращая их в плоскую одноместную фигуру.С точки зрения определения общей, а не индивидуальной успешности было бы правильнее не определять количество высокобалльников, а посмотреть на него в разрезе процентного соотношения к количеству выпускников. Тогда картина может сильно поменяться. Особенно сейчас, когда, скажем, несколько выпускных классов слились под эгидой сильной школы. Количество высокобалльников может при этом остаться близким к прежнему, а вот процент может стать совсем иным, и результаты рейтинга, может быть, тоже.Знание №2. Какие они разныеКакие они разные, наши учителя! Даже разделение на учителей начальной и средней школы выявляет эти различия. Учителя начальной школы гораздо больше времени по сравнению со своими коллегами уделяют внеклассным мероприятиям, работе с родителями, проверке тетрадей, да и вообще оказываются трудоголиками.Учителя молодые, в возрасте до 30 лет, демонстрируют другую тенденцию: на каждого молодого учителя приходится почти в два раза меньше тетрадей на проверку, чем у коллег, практически при том же объеме нагрузки. Каждый четвертый молодой ни минуты времени в течение недели не тратит на занятия с трудными детьми, на подготовку сильных детей к олимпиадам и конкурсам, на подготовку оборудования к уроку, на самообразование. Эта категория учителей в значительной степени (от 40 до 60%) не вовлечена в индивидуальную работу с родителями и подготовку к родительским собраниям. Даже сайты и блоги, казалось бы, более привычные и соответствующие интересам этой возрастной группы, не ведут 58% молодых учителей, как показывает наш социологический опрос.Есть о чем задуматься, господа руководители?Добавлю еще масла в огонь. Наши самые активные, стремящиеся к профессиональному и общественному росту молодые педагоги, в летнем лагере в Анапе в прошлом году участвовали в опросе, о результатах которого не могу не рассказать. За семь лет проведения лагеря-семинара были апробированы многие актуальные для профессиональной адаптации молодых педагогов программы, которые превратили участников из пассивных слушателей в разработчиков программ и ведущих мастер-классов, экспертов представленного опыта профессиональной деятельности. Тем не менее даже в этой группе молодых педагогов можно наблюдать некоторое негативное восприятие ими своих личных профессиональных проблем – не через призму самооценки, а через «обвинение» в своих неудачах учеников, родителей, коллег.В ходе опроса нас интересовало, насколько молодые педагоги знакомы с новым профессиональным стандартом педагогической деятельности, каким они представляют современного учителя, каким видят современный урок. Приведу лишь отдельные выводы, которые некоторым образом характеризуют молодых московских педагогов и говорят об их проблемах. Например, группа вопросов по теме «Современный урок. От учителя к технологии» выявила затруднения в выстраивании логической взаимосвязи между основными задачами организации и построения урока. Они касаются решения проблем установления дисциплины, формирования интереса и понимания, разделив всех респондентов на три примерные группы исходя из их приоритетов. Выявилось, что более 60% знают структуру изменений дидактических условий урока лишь в общих чертах, а около 10% об этом вообще никогда не задумывались.Демонстрируя высокую самооценку своего умения пользоваться ИКТ-технологиями, молодые педагоги оценивали свои пользовательские, а не дидактические умения, но сумели оценить образовательно-воспитательное воздействие применения различных виджетов и гаджетов на уроке больше как развлекательно-визуальное дополнение урока, а не полноценное дидактическое средство. При этом 36% никогда вообще не задумывались о влиянии ИКТ-компетенций ученика на эффективность современного урока.В оценке эффективности организации современного урока более двух третей респондентов на первое место по важности поставили уровень психолого-педагогической подготовки учителя, на второе – личностно-профессиональную подготовку.В целом более 20% участников семинара показали очень низкий уровень общеметодических и дидактических представлений о структуре современного урока, технологических особенностей его организации. Существует устойчивое число молодых педагогов, которые, только начиная свой путь в педагогике, уже прочно стоят на позиции урокодателя.Проявляя интерес к введению новых образовательных стандартов, молодые учителя тем не менее в трети случаев сами их не читали, но слушали разработчиков, каждый четвертый прочел выборочно отдельные места, а 23% ответов подтвердили чтение по диагонали. То есть подавляющее большинство активных, способных молодых педагогов (86,5%) вообще с текстом ФГОС самостоятельно не ознакомились. Самая слабая позиция в этом вопросе проявлена воспитателями, в том числе ДОУ, социальными педагогами, педагогами-психологами, дефектологами.Один из вопросов был посвящен повышению качества работы учителя и повышению качества обучения ученика с применением ФГОС. Практически 64% участников считают, что ФГОС в этом не помощник и ничего не изменит. Это особенно интересно на фоне слабого знакомства отвечающих с содержанием стандарта. При этом выделились две практически равные, но противоположные по оценке группы среди учителей в отношении эффективности организации педагогических практик по ФГОС. 85% респондентов отметили безусловную необходимость повышения психолого- педагогической подготовки и особого профессионального сопровождения начинающих педагогов в связи с введением ФГОС.Знание №3. Здравствуйте, коллега!Каждый учитель легко назовет качества идеального учителя: умный, харизматичный, образованный и умеющий учиться. При этом добрый, коммуникабельный, справедливый, интеллектуальный и толерантный. Набор, несомненно, может быть расширен. Например, хороший психолог, современный, прогрессивный, обладающий знанием предмета, владеющий основами современной психологии. Действительно, чем только не должен обладать современный учитель. Порой каждый сравнивает себя с идеалом и или удовлетворенно улыбается – «да, я такой», или вздыхает – «да, мне еще есть куда стремиться».Однако ждут ли такого учителя в сегодняшней школе, как он будет встречен администрацией, коллегами, учениками, родителями? Конечно, все зависит от школы. Где-то он придется ко двору, а где-то будет воспринят как выскочка, карьерист и конкурент, педагоги говорят и о зависти. Так думают многие сегодняшние учителя.С администрацией похожая ситуация: одни будут транслировать опыт и продвигать, другие встретят настороженно, «потому что им нужны лакеи, согласные работать за копейки» (прямая цитата из ответа в опросе).Ученики встретят идеал с восторгом и интересом, как товарища и друга, успешного человека, родители тоже порадуются за своих детей.А теперь характеристика, даваемая учителями сегодняшнему педагогу как коллега коллеге. Личностные характеристики во многом повторяют идеал. Сегодняшний учитель трудолюбив, целеустремлен, талантлив, эрудирован, способен к саморазвитию.Профессиональные качества сегодняшнего учителя тоже весьма неплохи по мнению наших учителей: знающий предмет, владеющий технологиями, ответственный за свою работу и каждого ребенка, заинтересованный в результате. При этом отмечается недостаточность психологической подготовки и юридическая неграмотность, нежелание, неумение или недостаток времени для обучения.Самое большое впечатление производят черты социально-педагогические, которые отмечают сами педагоги. Не все, но считают, что сегодняшний педагог склонен к стереотипам, боится всего, равнодушен. Этот список тоже может быть расширен. Обидно за подобную самооценку, хотя каждый, наверное, имеет в виду не себя. Могу только подтвердить, что наши учителя скорее склонны согласиться со всем, чем отстаивать свои права, смолчать, а не ответить, но ведь это проблема не только учителя, это проблема и руководителя, и коллектива, и профсоюза.Знание №4. Какой профсоюз нам нуженПрофсоюз воспринимается учителями как личность, человек. Отсюда и набор качеств – активный (87,9%), честный, помогающий, грамотный (51,51%) и неравнодушный, деловой, конструктивный и демократичный (26,8%). Видимо, эти черты списаны с руководителя первичной профсоюзной организации. Многие отметили необходимость для профсоюза быть дипломатом (19,5%), гибким и неконфликтным. Полным диссонансом этим ответам звучит оценка сегодняшней первички как покорной, управляемой, зависимой (34,1%). Она появилась не случайно, ведь на вопрос «Какой профсоюз нужен директору?» не последнее место занял ответ «никакой, исполнительный, покорный».Думаю, что это демонстрирует обстановку в отдельных коллективах, умение директоров «делиться полномочиями», их «уважение» к коллективу. Правда, все-таки первое место занял в ответе на этот вопрос профсоюз юридически компетентный, организованный, массовый (51,5%).Коллективу нужен профсоюз, защищающий и отстаивающий права (60,6%), инициативный и справедливый. Наверное, чтобы вместе сплачивать коллектив (69,7%), разрешать конфликты, создавать локальную нормативную базу (45,5%), решать социальные проблемы (30,3%), проводить праздники и мероприятия. Такие ответы очень популярны наряду с важностью формирования общественного мнения (21,2%), представления интересов работников.  В полученных ответах есть главное – интересы работников и сплочение коллектива, а вместе мы сможем многое. Особенно если поймем, что лучшим способом для этого становится коллективный договор. Пока же, снова обращусь к еще одному опросу молодых педагогов, они в своем большинстве оценивают защитную функцию коллективного договора как не очень весомую и значимую (72%), каждый третий просто не видел его в глаза, не только не читал. А вот те, кто участвовал в его разработке, смотрят на колдоговор совсем иначе: 83% считают, что он повышает уровень прав и гарантий, имеет высокоэффективную защитную функцию.Какие же трудности встречаются на пути председателя первичной профсоюзной организации сегодня? Прежде всего это пассивность членов профсоюза (52,1%), трудности в их организации, привлечении к деятельности первички (31,5%), проблемы взаимодействия с администрацией (16,3%), отсутствие мотивации профсоюзного членства (38,9%). Привлекает наших коллег работа в профсоюзе возможностью представлять интересы работников (72,1%), влиять на процессы, происходящие в образовательном учреждении (42,2%), формировать мнение коллектива (40%).Так же, как у учителя есть «эффект давления классной комнаты», у председателя профсоюзной организации есть «эффект давления руководителя и коллектива». Или, по-русски говоря, эффект «между молотом и наковальней». И чем менее равномерно это давление, тем на большее количество проблем в коллективе оно указывает. Если давление больше со стороны коллектива, то это показатель того, что руководитель или очень слаб, или слишком либерален, или, напротив, слишком авторитарен, что и вызывает недовольство в коллективе. Если давление больше со стороны руководителя, то это уж точно показатель недемократического стиля управления, такому руководителю нужен покорный проводник этого стиля в лице профсоюзной организации.Для того чтобы выполнять свои функции представительства коллектива, председателю первички необходима достаточная степень свободы в сочетании с умением формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение, наличие авторитета среди коллег, а самое главное, реальная поддержка коллектива. В тех же случаях, когда мы наблюдаем последствия жесткого руководства, а подчас даже пренебрежительного отношения к учителям, проявляющиеся в раздирающих коллективы конфликтах, оказывается, что коллектив эту поддержку оказать не способен. Эти деструктивные тенденции в наших коллективах, страх перед руководителем очень опасны. Они деформирируют коллектив, делают его неспособным к реализации общих целей, к работе в команде.Марина ИВАНОВА, председатель МГО Общероссийского профсоюза образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте